Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Покупатель возвращает ПБОЮЛу купленный и оплаченный товар по причине истекшего срока годности. У ПБОЮЛа на складе - остатки нереализованного товара, срок годности которого вышел или подходит к концу. Какие первичные документы надо оформить, чтобы зафиксировать факт списания товаров, и по какой цене? Является ли это убытком? Можно ли уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму такого списания? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 7)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 2005

Вопрос: Покупатель возвращает предпринимателю купленный и оплаченный товар. Причины возврата - истекший срок годности; подходящий к концу срок годности (розничные торговые точки не принимают товар в том случае, если оставшийся срок его годности менее 60%). У предпринимателя на складе имеются остатки нереализованного товара, срок годности которого вышел или подходит к концу. Какие первичные документы нужно оформить предпринимателю, чтобы зафиксировать факт списания товаров, и по какой цене? Является ли это убытком? Можно ли уменьшить налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на сумму такого списания?

Ответ: Вариант 1. Основанием для приема товара является заявление от покупателя. Прием товара предпринимателем оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132) в двух экземплярах, один из которых прикладывается к товарному отчету, другой вручается покупателю и является основанием для возврата ему денежной суммы за сданный товар. Некачественный и просроченный товар предприниматель списывает. Он обязан изъять товар из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля. После этого изъятые товары подлежат экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и др.), проводимой органами государственного надзора и контроля (ст.24 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"). Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, в котором указывается о несоответствии пищевой продукции требованиям нормативных документов, а также определяется возможность ее утилизации или уничтожения. На основании этого заключения органы государственного надзора и контроля оформляют постановление о запрещении использования такой продукции по назначению, ее утилизации или уничтожении (п.п.10 и 11 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 (в ред. от 16.04.2001 N 295). По результатам экспертизы, проводимой органами государственного надзора и контроля, пищевые продукты, материалы и изделия с истекшим сроком годности могут быть признаны не подлежащими дальнейшей реализации. Они должны быть уничтожены.

Согласно п.17 указанного Положения уничтожение пищевой продукции осуществляется любым технически доступным способом с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды и проводится в присутствии комиссии, созданной владельцем продукции совместно с организацией, ответственной за ее уничтожение. Уничтожение пищевой продукции оформляется актом, один экземпляр которого в трехдневный срок представляется органу государственного надзора и контроля, принявшему решение о ее уничтожении.

Вариант 2. Если предприниматель хочет списать товар с неистекшим сроком годности, то принимается заявление от покупателя на возврат товара, оформляется первичная учетная документация по учету торговых операций (форма N ТОРГ-12) в двух экземплярах. Далее все оформляется так же, как в варианте 1.

Вариант 3. Продажа товара по истечении установленного срока годности, а также товара, на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается (п.5 ст.5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1) "О защите прав потребителей". Это положение распространяется и на импортные товары. Списание просроченного товара предпринимателем производится в той же последовательности, что и в варианте 1.

Если предприниматель ведет учет товара по покупным ценам, то и списывать его необходимо по покупной цене. Если же учет товара ведется по продажным ценам (с наценкой), то списывать его надо по продажным ценам.

В соответствии с п.21 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, к материальным расходам приравниваются в том числе потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Однако данные нормы еще не приняты, и на основании Письма Минфина России от 24.12.2002 N 16-00-14/485 до утверждения новых норм естественной убыли расходы, связанные с потерями от недостачи или порчи при хранении товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, не могут быть приравнены к материальным затратам, и соответственно на данные суммы невозможно уменьшить полученные доходы.

Согласно ст.221 НК РФ индивидуальный предприниматель при исчислении налога на доходы физических лиц может уменьшить полученные доходы на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. Состав указанных расходов, принимаемых к вычету, в гл.23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ не раскрывается, а определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Следовательно, при определении состава расходов индивидуальный предприниматель должен руководствоваться гл.25 НК РФ.

В соответствии со ст.252 гл.25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, которые подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Поскольку потери от списания товаров с истекшим сроком годности не перечислены ни в составе расходов, связанных с реализацией, ни в составе внереализационных расходов, у налогоплательщика нет права принимать эти потери для целей налогообложения прибыли, и, следовательно, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель не может уменьшать налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на сумму указанных потерь.

Д.Зиновьев

Директор по развитию Инфо-Парк

Подписано в печать

16.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В 2003 г. приобретено в собственность здание для передачи его в дальнейшем во временное пользование. Ранее здание эксплуатировалось в течение 46 лет. В 2003 - 2004 гг. были проведены капитальный ремонт здания и реконструкция. Организация перешла на УСНО в 2004 г. К какой амортизационной группе относится данное здание в целях налогообложения и бухучета с момента перехода на УСНО? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 7) >
Вопрос: ...Организация поставляет товар в Республику Молдова. В качестве предоплаты получено 110 000 руб. При транспортировке часть товара была украдена водителем автомашины, арендованной для перевозки. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту ситуацию, какие нужны оправдательные документы? Предоплата, поступившая 30.06.2004, отражена как аванс. Что делать с начисленным НДС с аванса? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.