Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: В зоне экономической свободы (Начало) ("Бизнес-адвокат", 2005, N 4)



"Бизнес-адвокат", 2005, N 4

В ЗОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ

Создание особых экономических зон (далее - ОЭЗ) направлено на привлечение зарубежных и российских инвестиций с целью ускорения экономического роста, расширения экспортного потенциала, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Для достижения этих целей в свободных экономических зонах устанавливаются льготные налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, что должно создать благоприятные условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов ОЭЗ.

В России в течение 90-х гг. ОЭЗ на основании различных нормативных правовых актов нашло широкое применение.

В силу отсутствия унифицированного законодательства об ОЭЗ использовалась самая различная терминология (особая экономическая зона, зона свободного предпринимательства, регион интенсивного экономического развития, зоны экономического благоприятствования, зоны с особым режимом хозяйствования и т.д.). Эта терминология носит произвольный характер и не отражает содержания правового режима зоны.

Создание ОЭЗ было связано с предоставлением налоговых и таможенных льгот. Отсутствие контроля и гарантий инвесторам привело не к массовому притоку инвестиций, а к возникновению массовых схем уклонения от налогообложения.

Следует подчеркнуть, что все нормы законодательства, будь то нормы, регулирующие порядок предоставления налоговых льгот в закрытых территориальных образованиях, свободных экономических зонах (Республики Калмыкия, Мордовия и т.п.) или в г. Байконур, предусматривали, что налоговые освобождения преследуют цель развития региона, создания новых рабочих мест и социальных программ. Действительно, рабочие места создавались. Так, в г. Байконур было зарегистрировано несколько организаций, согласно штатному расписанию которых численность сотрудников составляла в общей сложности не более 10 человек. Это не помешало организациям "взять" в аренду практически все предприятия нефтепереработки, а последним не платить акциз (более 20 млрд руб.).

Как показывает мировая практика, ОЭЗ используются не только как способ привлечения инвестиций, но и как инструмент региональной экономической политики.

В зависимости от социально-экономического развития страны эти функции, как правило, разделяются. Развивающиеся страны используют их для привлечения инвестиций, тогда как высокоразвитые - для стимулирования депрессивных регионов и решения проблем выравнивания уровня экономического развития. Применительно к современной России обе функции представляются исключительно важными.

Впервые ОЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Целью их была активизация внешнеторговой деятельности посредством использования эффективных механизмов снижения таможенных издержек.

При этом главным образом предполагалось сокращение импортных тарифов на детали и компоненты для производства автомобилей. В зоны внешней торговли были превращены склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну. Таможенные издержки снижались и тогда, когда в зоне осуществлялась "доводка" продукции фирм США для последующего экспорта. Если же товары из зоны шли в США, они в обязательном порядке проходили все таможенные процедуры, предусмотренные законодательством страны.

Успешным вариантом свободной экономической зоны стало создание зоны благоприятствования в Ирландии в 1957 г. с центром в аэропорте "Шеннон". Территория зоны составляла всего 15 га. Целью являлось получение дополнительно 300 новых рабочих мест. Здесь, однако, результаты значительно превзошли ожидания.

В 1967 г. в Бразилии была создана свободная экономическая зона иного типа - "промышленный округ свободной зоны Манаус" (Амазония). Выделенная для этой ОЭЗ площадь - 3,6 млн кв. км; цель - стимулирование развития промышленного производства; основное средство достижения цели - налоговые льготы. Эта зона получила быстрое развитие, что в значительной степени повлияло на оздоровление экономики всей Бразилии. Ядро ОЭЗ составили примерно 30 сырьевых и топливно-энергетических отраслей, продукция которых потреблялась в самой Бразилии. Экспорт зоны достигал только 3 - 5% производства.

В 1978 г. в Китае были созданы свободные экономические зоны в 14 прибрежных городах. Цель - развитие внешней торговли. Основной инструмент - налоговые и таможенные льготы. На каждый гектар зоны в период ее становления ежегодно вкладывалось примерно 15 - 17 млн долл. США. Всего с момента создания по 1987 г. в ОЭЗ Китая было привлечено приблизительно 22 млрд долл. Через них проходило 2/3 внешнего товарооборота страны. В 1990 г. экспорт только одной зоны Шеньчжень составил 3 млрд долл.

Происходит ускоренное развитие и научно-технических зон. В 1973 г. в США их насчитывалось 84. Здесь было занято 142 тыс. рабочих и 45 тыс. ученых. Наиболее крупная в США научно-техническая зона - Силикон-Вэллс ("Силиконовая долина"). Она осуществляет 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров.

В Голландии и ФРГ в 1985 г. было соответственно 45 и 50 технопарков, причем планировалось образовать еще по 100 в каждой стране. В Японии в 14 районах создается 18 технополисов на базе ведущих научных подразделений. Крупнейший технополис "Цикуба" обеспечивает работой 145 тыс. человек. В Англии имеется более 25 зон и технопарков, за счет чего создано в общей сложности 18,4 тыс. рабочих мест.

Таким образом, создание и развитие свободных экономических зон ориентировано в основном на решение конкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программ и проектов.

К таким целям, как правило, относятся: активизация внешнеторговой деятельности, увеличение объемов экспорта, создание дополнительных рабочих мест, стимулирование промышленного производства, привлечение в страну иностранных инвестиций, подъем депрессивных территорий, выравнивание межрегиональных различий. Способы достижения этих целей чаще всего одинаковы - это налоговые и таможенные льготы, различные преференции.

Большинство из ранее созданных в РФ ОЭЗ в настоящее время не действуют, а нормативные правовые акты, регулирующие их деятельность, во многом противоречат действующему законодательству.

В настоящее время в РФ отсутствует общий закон, определяющий статус свободных экономических зон и их участников, а также общий порядок создания и функционирования ОЭЗ.

Федеральными законами от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (в ред. от 22 августа 2004 г.) и от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (в ред. от 29 июня 2004 г., с изм. от 23 декабря 2004 г.) установлены правовые и экономические основы создания и функционирования ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, учитывая их специфическое географическое положение, значение для национальных интересов РФ.

Согласно Федеральному закону "Об особой экономической зоне в Калининградской области" ОЭЗ создается в пределах всей территории этой области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение для РФ, - военных баз, воинских частей, объектов оборонной промышленности, а также объектов нефтегазовых отраслей добывающей промышленности на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.

Администрация Калининградской области выполняет функции администрации ОЭЗ. Она координирует привлечение российских и иностранных инвестиций для реализации зональных инвестиционных проектов, осуществление предпринимательской деятельности и вправе заключать договоры гражданско-правового характера и вступать в иные гражданско-правовые отношения с российскими и иностранными инвесторами, иными российскими и иностранными предпринимателями в ОЭЗ.

В ОЭЗ устанавливается особый, льготный по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, в том числе внешнеэкономической и инвестиционной.

ОЭЗ является частью государственной и таможенной территории РФ. В отношении взимания таможенных пошлин и иных платежей (в том числе налогов), уплачиваемых при таможенном оформлении ввозимых и вывозимых товаров, ОЭЗ рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны с особенностями, устанавливаемыми данным Федеральным законом.

Согласно ст.75 Таможенного кодекса РФ свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В соответствии со ст.ст.151, 185 НК РФ при ввозе товаров (подакцизных товаров) на таможенную территорию РФ и помещении товаров под таможенные режимы транзита, свободной таможенной зоны, налог на добавленную стоимость и акциз не уплачиваются.

При вывозе товаров (подакцизных товаров) с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта налог на добавленную стоимость и акциз не уплачиваются.

Данный порядок налогообложения применяется также при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта.

При этом освобождение от налогообложения акцизом операций по реализации подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ с учетом потерь в пределах норм естественной убыли производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенном режиме экспорта.

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза при реализации произведенных им подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) и (или) передаче подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), произведенных из давальческого сырья, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории РФ при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст.74 НК РФ или банковской гарантии (ст.184 НК РФ). Такое поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случаях непредставления в порядке и сроки, которые установлены п.7 ст.198 НК РФ (180 дней), налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, и неуплаты им акциза и (или) пеней.

При отсутствии поручительства банка (банковской гарантии) налогоплательщик обязан уплатить акциз в порядке, предусмотренном для операций по реализации подакцизных товаров на территории РФ.

Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза, начисленного по операциям оприходования организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов. Для целей гл.22 НК РФ оприходованием признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов); получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство; передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта, реализованные за пределы территории РФ, в порядке, предусмотренном ст.184 НК РФ, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст.74 НК РФ или банковской гарантии.

При уплате акциза вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) уплаченные суммы акциза подлежат возмещению после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.

(Окончание см. "Бизнес-адвокат", 2005, N 5)

М.Маркова

Советник налоговой службы

II ранга,

заместитель начальника отдела

Управления налогового контроля

ФНС России

Подписано в печать

16.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Вправе ли организация (МГФОМС) применять нормы пп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ при учете доходов, полученных от инвестирования временно свободных финансовых средств системы обязательного медицинского страхования? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 13-14) >
Статья: Продажа предмета залога: учет и налогообложение ("Финансовая газета", 2005, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.