Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Страхование в массы - взносы в расходы ("Новая бухгалтерия", 2005, N 3)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 3

СТРАХОВАНИЕ В МАССЫ - ВЗНОСЫ В РАСХОДЫ

Завершение календарного года уже традиционно знаменуется повышенной активностью законодателей. Не стал исключением и декабрь 2004 г. Сразу три Закона внесли изменения в гл.23 и 25 НК РФ.

В последние дни декабря 2004 г. как из рога изобилия посыпались принятые законы. Они затронули многие отрасли законодательства. Не забыли законодатели в очередной раз внести изменения и в гл.23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

В данной статье мы рассмотрим поправки, внесенные Федеральными законами:

- от 29.12.2004 N 203-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 203-ФЗ);

- от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 204-ФЗ);

- от 30.12.2004 N 212-ФЗ "О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации..." (далее - Закон N 212-ФЗ).

Названные Законы вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Они были опубликованы в "Российской газете" 31 декабря 2004 г. Следовательно, они вступили в силу 1 февраля 2005 г.

При этом для некоторых положений установлены иные сроки вступления в силу (отдельные нормы имеют обратную силу).

Налог на доходы физических лиц

Пенсионное страхование

В перечень доходов от источников в РФ, приведенный в п.1 ст.208 НК РФ, включены выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц, произведенные в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании (п.1 ст.1 Закона N 204-ФЗ). Видимо, здесь подразумеваются суммы, выплачиваемые по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Особой необходимости вводить данную норму не было, поскольку в соответствии с пп.2 п.1 ст.208 НК РФ обложению НДФЛ и так подлежат страховые выплаты, полученные при наступлении страхового случая от российских организаций или от представительств иностранных организаций.

Однако выплаты правопреемникам застрахованных лиц почему-то решили поименовать отдельно, и действовать данная норма начнет только с 1 января 2006 г. (п.1 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

Особенности определения налоговой базы по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного страхования и по договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами (НПФ), теперь регулируются отдельной ст.213.1 НК РФ (см. п.п.2, 3 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

А в ст.213 НК РФ (сильно урезанной) сохранились лишь положения об определении налоговой базы по иным договорам страхования. Соответственно, изменилось и ее название.

Что же касается сути, то отметим, что акцент в налогообложении выплат по договорам с НПФ сместился в сторону пенсий. Такой подход, безусловно, более разумен и более соответствует закону.

Согласно п.1 ст.210 НК РФ в налоговую базу должны входить доходы, полученные налогоплательщиком в денежной либо натуральной форме, либо право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

При перечислении страховых взносов реального дохода у физического лица еще не возникает, и этот факт неоднократно отмечался в судебных решениях (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 25.03.2004 N А29-6479/2003а и Московского округа от 27.12.2004 N КА-А40/801-04). Нет у работника и права распоряжаться страховыми взносами, ведь к материальной выгоде, учитывая положения ст.212 НК РФ, их тоже не отнесешь.

Таким образом, именно пенсия является доходом работника, который подлежит включению в налоговую базу по НДФЛ (если это не пенсия по обязательному пенсионному страхованию).

В отношении же иных пенсионных правоотношений предусмотрен следующий порядок налогообложения (применительно к правоотношениям, возникшим с 1 января 2005 г.).

Если физическое лицо само позаботилось о себе и самостоятельно заключило с НПФ договор негосударственного пенсионного обеспечения в свою пользу, то НДФЛ не будут облагаться ни страховые взносы, ни получаемая пенсия.

Если же такой договор будет расторгнут досрочно (либо будут изменены условия о сроке действия договора), то обложению НДФЛ будут подлежать выплачиваемые в связи с этим денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу.

К случаям досрочного расторжения не относится досрочное расторжение по причинам, не зависящим от воли сторон, а также перевод выкупной суммы в другой НПФ.

Если договор с НПФ заключен одним физическим лицом в пользу другого физического лица, то это лицо будет получать пенсию за минусом НДФЛ, а вот сумма страховых взносов облагаться НДФЛ не будет.

Если работодатель заключит с НПФ договор негосударственного пенсионного страхования в пользу работника, то страховые взносы не будут облагаться НДФЛ полностью (напомним, что в 2004 г. такие взносы не облагались данным налогом только в пределах 5000 руб. в год на одного работника).

Пенсия же работника, напротив, будет являться объектом обложения НДФЛ.

Отметим, что все вышеназванные суммы подлежат налогообложению у источника выплат, т.е. в этих случаях НПФ является налоговым агентом.

Подарок владельцам кредитных карт

Одним из видов дохода в виде материальной выгоды согласно пп.1 п.1 ст.212 НК РФ является экономия на процентах при пользовании кредитными средствами (рассчитываемая по сравнению с 3/4 ставки ЦБ РФ).

Пользование кредитными средствами с помощью кредитных карт, предлагаемых различными банками, имеет свои особенности. Такие карты, как правило, выдаются на условиях беспроцентного пользования кредитной суммой.

И только если клиент не вносит в установленный срок суммы, истраченные по карте за определенный период (обычно месяц), то на сумму задолженности начинают начисляться проценты в размере, предусмотренном условиями кредитного соглашения.

Если же затраты погашены вовремя либо клиент вообще не воспользовался картой в течение этого периода, то проценты не начисляются.

Пунктом 1 ст.1 Закона N 212-ФЗ в ст.212 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми материальная выгода для целей НДФЛ теперь не будет исчисляться в течение определенного в договоре с банком беспроцентного периода пользования картой (норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.). То есть рассчитывать экономию налогоплательщику нужно будет только с момента возникновения процентооблагаемой задолженности и до ее погашения.

Необлагаемых доходов стало больше

Закон N 212-ФЗ увеличил перечень доходов налогоплательщиков, не подлежащих обложению НДФЛ.

В частности, расширена формулировка п.8 ст.217 НК РФ.

Ранее по данному пункту от обложения НДФЛ освобождалась только та благотворительная помощь, которую оказывали организации, включенные в перечни, утверждаемые Правительством РФ.

Теперь (применительно к правоотношениям, возникшим с 1 января 2005 г.) такие перечни не нужны. Нужно, чтобы благотворительная организация (российская либо иностранная) была зарегистрирована в установленном порядке, а помощь оказывалась в соответствии с законодательством РФ о благотворительной деятельности.

Дополнен также и п.19 ст.217 НК РФ. В соответствии с его новой редакцией не подлежат обложению НДФЛ доходы акционеров (участников других организаций), полученные при реорганизации, предусматривающей распределение среди них акций (долей, паев) новой организации (обращаем внимание, что данная норма применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2004 г.).

Вычет на детей

Закон N 203-ФЗ увеличил размеры стандартного налогового вычета на детей, предоставляемого в соответствии с пп.4 п.1 ст.218 НК РФ, и включил в число лиц, имеющих право на такой вычет, также и приемных родителей. В отношении последних вычет применяется с момента вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью.

Размер ежемесячного вычета теперь будет составлять 600 руб. на каждого ребенка (ранее 300 руб.), а суммарный размер дохода, до достижения которого применяется такой вычет, - 40 000 руб. (ранее 20 000 руб.).

Кроме того, налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Налог на прибыль

Изменения в гл.25 "Налог на прибыль" внесены Законом N 204-ФЗ. В основном они коснулись порядка налогообложения негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и страховых организаций (в том числе осуществляющих обязательное медицинское страхование (ОМС)), а также порядка учета работодателями расходов на оплату страховых взносов в НПФ и больничных листов.

Рассмотрим вначале изменения, актуальные для всех налогоплательщиков.

Учет страховых взносов в НПФ и оплаты

больничных листов

Применительно к правоотношениям, возникшим с 1 января 2005 г., меняется порядок учета затрат работодателей на уплату страховых взносов в НПФ по двум видам договоров (негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования) в составе расходов на оплату труда (ст.255 НК РФ), принимаемых для целей налогообложения прибыли.

Страховые взносы работодателей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения принимаются при условиях:

1) применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников НПФ. Иначе говоря, использование схемы, при которой взносы учитываются на солидарных счетах, работодателю теперь невыгодно - страховые взносы в таком случае будут относиться на счет чистой прибыли;

2) наличия в договоре условия о выплате пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет (ранее было условие о пожизненной выплате).

Страховые взносы работодателей по договорам добровольного пенсионного страхования принимаются при условиях:

1) достижения участником и (или) застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством РФ, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований;

2) наличия в договоре условия о выплате пенсий пожизненно.

С данными изменениями законодатели, похоже, слегка напутали.

Дело в том, что по смыслу действующего пенсионного законодательства "негосударственное пенсионное обеспечение" и "добровольное пенсионное страхование" - это идентичные понятия. То есть заключение работодателем договора с НПФ в пользу своих работников - это и есть по сути добровольное пенсионное страхование.

Возможно также добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, но оно предусмотрено только для физических лиц - в свою пользу или в пользу других физических лиц (см. ст.29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Но страхователи - физические лица не могут быть плательщиками налога на прибыль.

Возникает вопрос: зачем понадобилось вводить в ст.255 НК РФ особые условия принятия работодателями расходов по страховым взносам по "добровольному пенсионному страхованию" дифференцированно от "негосударственного пенсионного обеспечения"?

Нам представляется, что путаница произошла по следующим причинам.

В феврале в Государственную Думу был представлен законопроект о внесении изменений в ст.29 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Он предлагал разрешить юридическим лицам - садоводческим, садово-огородным, гаражно-строительным и жилищно-строительным кооперативам (товариществам) добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов за своих работников, заработная плата которым выплачивается за счет сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами в ПФР. Для таких юридических лиц новая норма ст.255 НК РФ и пригодилась бы.

Однако законопроект этот законом не стал, а льгота по ЕСН, в силу которой вышеназванные суммы не облагались ни ЕСН, ни пенсионными взносами, была отменена Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации...".

Таким образом, у кооперативов и товариществ теперь нет необходимости добровольно вступать в отношения по обязательному пенсионному страхованию при осуществлении выплат - с 1 января 2005 г. они уплачивают взносы в ПФР в общеустановленном порядке.

* * *

С 1 января 2005 г. в соответствии с положениями ст.8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2005 год" первые два дня нетрудоспособности работника (за исключением вызванной несчастным случаем на производстве или травмой) должны оплачивать работодатели за свой счет.

В связи с этим с 1 января 2005 г. Закон N 204-ФЗ дополнил перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией (ст.264 НК РФ).

Теперь работодатели вправе учитывать расходы на оплату этих двух дней болезни в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов.

При этом работодатель вправе заключать договоры добровольного страхования своих работников с той целью, чтобы первые два болезни работнику оплачивала страховая компания.

В этом случае расходы работодателя (страховые взносы) будут учитываться для целей налогообложения прибыли при следующих условиях:

- сумма страховой выплаты работнику по условиям договора не должна превышать размера пособия по временной нетрудоспособности, определяемого в соответствии с действующим законодательством;

- совокупная сумма таких страховых взносов и взносов по договорам добровольного личного страхования, заключаемым исключительно на случай наступления смерти работника или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, в любом случае не должна превышать 3% от суммы расходов на оплату труда.

Негосударственные пенсионные фонды

С 1 января 2004 г. расширен перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемых для целей налогообложения прибыли (п.2 ст.251 НК РФ). В их число отнесены пенсионные накопления, в том числе страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, предназначенные на финансирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с законодательством РФ.

А с 1 января 2006 г. налогом на прибыль не будут облагаться доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию (п.6 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

С 1 января 2006 г. не будут учитываться для целей налогообложения (дополнение перечня ст.270 НК РФ):

- расходы, включая вознаграждение управляющей компании и специализированному депозитарию, произведенные за счет средств организаций, выступающих в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, при инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии;

- суммы, которые направлены организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, на пополнение средств пенсионных накоплений, которые предназначены для финансирования накопительной части трудовой пенсии и отражены на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии;

- средства пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, передаваемых НПФ в соответствии с законодательством РФ в Пенсионный фонд РФ и (или) в другой НПФ, которые выступают в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию (п.10 ст.1 Закона 204-ФЗ).

С 1 января 2005 г. откорректирован и порядок определения доходов и расходов НПФ (ст.ст.295 и 296 НК РФ). Теперь фонды должны раздельно определять доходы не по двум статьям, как раньше (доходы, полученные от размещения пенсионных резервов, и доходы, полученные от уставной деятельности), а по трем - дополнительно выделены также доходы, полученные от инвестирования пенсионных накоплений.

Средства, размещенные на солидарных пенсионных счетах, более не участвуют в расчете дохода, полученного от размещения пенсионных резервов (п.13 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

К доходам, полученным от ведения уставной деятельности, также относятся:

- отчисления от дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, которые направлены на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ, и осуществляются в соответствии с законодательством о НПФ;

- часть суммы пенсионного взноса, направляемая на основании договора негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии с пенсионными правилами фонда на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, и на покрытие административных расходов в соответствии с законодательством о НПФ.

Исчисление расходов НПФ (ст.296 НК РФ) теперь также производится раздельно по трем основаниям - аналогично порядку, изложенному выше для доходов.

А в расходах, связанных с размещением пенсионных резервов НПФ, можно будет учесть отчисления на формирование страхового резерва, осуществляемые в соответствии с законодательством о НПФ и в порядке, установленном Правительством РФ, до достижения размера страхового резерва, установленного советом фонда негосударственного пенсионного обеспечения, но не более 50% величины резервов покрытия пенсионных обязательств (п.14 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

В перечень расходов на обеспечение уставной деятельности включено вознаграждение за услуги по ведению пенсионных счетов в соответствии с законодательством о НПФ.

Новая редакция ст.296 НК РФ содержит теперь перечень расходов НПФ, связанных с получением дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений (обращаем внимание: с 1 января 2006 г. эти расходы не будут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль):

- расходы, связанные с получением дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, включая вознаграждения управляющей компании, специализированному депозитарию, иным профессиональным участникам рынка ценных бумаг;

- обязательные расходы, связанные с хранением, поддержанием в рабочем состоянии и оценкой в соответствии с законодательством РФ имущества, в которое инвестированы средства пенсионных накоплений;

- отчисления от дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных на формирование накопительной части трудовой пенсии, которые направлены на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности фонда, и которые осуществляются в соответствии с законодательством о НПФ.

Система обязательного медицинского страхования

Применительно к правоотношениям, возникшим с 1 января 2003 г., расширен перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль (п.6 ст.1 Закона N 204-ФЗ):

1) к средствам целевого финансирования, не учитываемым в качестве дохода при определении налоговой базы по налогу на прибыль (пп.14 п.1 ст.251 НК РФ), отнесены средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых организаций, осуществляющих ОМС этих лиц;

2) п.1 ст.251 НК РФ дополнен пп.30, освобождающим от налогообложения имущество (работы, услуги), полученное медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, от страховых организаций, осуществляющих ОМС, за счет резерва финансирования предупредительных мероприятий, используемого в установленном порядке.

При этом согласно п.8 и п.10 ст.1 Закона N 204-ФЗ имущество, созданное за счет таких средств, не подлежит амортизации; медицинская организация не вправе также учесть его стоимость, а равно и стоимость имущества, приобретенного (созданного) за счет названных средств, и в составе расходов, уменьшающих прибыль для целей налогообложения, в том числе и при дальнейшей реализации такого имущества (данная норма также действует с 1 января 2003 г.).

Помимо этого Закон N 204-ФЗ ввел дополнительную статью (294.1 НК РФ), регулирующую особенности определения расходов и доходов страховых организаций, осуществляющих ОМС (ее нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.).

В соответствии с новыми нормами к доходам таких организаций относятся средства, перечисляемые территориальными фондами ОМС. Такой доход признается на дату перечисления средств, определенную договором финансирования, в размере, определяемом исходя из порядка финансирования (п.16 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

К расходам организаций, осуществляющих ОМС, отнесены затраты, понесенные ими при осуществлении страховой деятельности по ОМС, в том числе суммы отчислений в страховые резервы (резерв оплаты медицинских услуг, запасной резерв, резерв финансирования предупредительных мероприятий).

Налогоплательщики - бюджетные учреждения согласно ст.321.1 НК РФ обязаны вести раздельный учет средств целевого финансирования и средств в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы ОМС (норма распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 г.).

Страховые организации,

осуществляющие обязательное страхование

гражданской ответственности владельцев

транспортных средств

Применительно к правоотношениям, возникшим с 1 июля 2003 г., к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, не учитываемым для целей налогообложения прибыли (поименованным в п.2 ст.251 НК РФ), отнесены:

- средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", и которые предназначены для финансирования компенсационных выплат, предусмотренных законодательством РФ о гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) для формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем ОСАГО, к которым присоединилась Российская Федерация;

- средства, полученные в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО указанным профессиональным объединением страховщиков в виде сумм возмещения компенсационных выплат и расходов, понесенных в связи с рассмотрением требований потерпевших о компенсационных выплатах (п.6 ст.1 Закона N 204-ФЗ).

Применительно к правоотношениям, возникшим с 1 июля 2003 г., расширен перечень расходов страховых организаций, понесенных при осуществлении страховой деятельности (п.2 ст.294 НК РФ).

Теперь страховые организации вправе также учесть при налогообложении прибыли:

- суммы отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат, формируемые в соответствии с законодательством РФ об ОСАГО, в размерах, установленных в соответствии со структурой страховых тарифов;

- суммы отчислений в резервы (фонды), формируемые в соответствии с требованиями международных систем ОСАГО, к которым присоединилась Российская Федерация.

М.Васильева

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

15.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Является ли излишне уплаченный налог на прибыль по итогам I квартала 2004 г. отложенным налоговым активом, если предприятие по итогам года получило убыток? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 3) >
Статья: Имущество. Как много в этом слове... ("Новая бухгалтерия", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.