Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Направления совершенствования эффективности изъятия налоговых рентных платежей в нефтяной отрасли ("Налоги и налогообложение", 2005, N 2)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 2

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗЪЯТИЯ

НАЛОГОВЫХ РЕНТНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ

Нефтяная промышленность является важнейшей структурной составляющей экономики России, одним из ключевых факторов обеспечения жизнедеятельности производительных сил и населения страны. Она оказывает существенное влияние на формирование доходной части бюджета страны. В условиях перехода государства от централизованной системы управления к рыночным отношениям требуется создание принципиально новой системы контроля за использованием природных ресурсов, часть из которых, в том числе нефть, относится к невозобновимым. Поэтому проблемы формирования эффективной системы недропользования, включая порядок налогообложения, стали объектом пристального внимания, как в теоретических разработках экономистов, так и при формировании практических мер по их реализации. В настоящее время одной из важнейших задач налоговой политики государства является обеспечение роста налоговых поступлений при одновременном повышении уровня собираемости налогов.

Решение данной задачи сводится к рассмотрению такой новой для российской экономики категории как налоговый потенциал, а именно к научно-методологической оценке налогового потенциала. Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами. Для регионов, богатых запасами нефти, актуальность перечисленных проблем выявила необходимость разработки методики определения величины налогового потенциала нефтяной отрасли региона.

На определение величины налогового потенциала нефтяной отрасли региона оказывает влияние множество факторов, основные из которых представлены на схеме 1.

Схема 1

     
            —————————————————————————————————————————————¬
            |Налоговый потенциал нефтяной отрасли региона|
            L—————————————————————T———————————————————————
   
----------------------+----------------------¬
     
   —————————+—————————¬ ——————————+—————————¬ ———————————+——————————¬
   |  Законодательная | |  Ценообразование  | |    Характеристика   |
   |       база       | |                   | |месторождений региона|
   L————————T—————————— L—————————T—————————— L——————————T———————————
   
---------+---------¬ ----------+---------¬ -----------+----------¬ ¦- налоговое ¦ ¦- цены на нефть ¦ ¦- запасы; ¦ ¦законодательство; ¦ ¦внутри страны; ¦ ¦- объемы добычи; ¦ ¦- бюджетное ¦ ¦- биржевые цены на ¦ ¦- обеспеченность ¦ ¦законодательство; ¦ ¦нефть; ¦ ¦запасами (лет); ¦ ¦таможенное ¦ ¦- корпоративное ¦ ¦- способы добычи; ¦ ¦законодательство; ¦ ¦ценообразование; ¦ ¦- доступность запасов¦ ¦- законодательство¦ ¦- политика ОПЕК ¦ ¦ ¦ ¦о недропользовании¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------- L-------------------- L-------------------- ————

В первую очередь величина налогового потенциала будет зависеть от количественных и качественных запасов нефтяных месторождений. Чем больше по количеству и лучше по качеству месторождения, тем налоговая база для исчисления налоговых платежей будет объемней. В нефтяной промышленности происходит естественное качественное ухудшение состояния сырьевой базы вследствие выработки наиболее доступных и хорошо подготовленных месторождений. В настоящее время в среднем по стране начальные запасы разрабатываемых месторождений выработаны на 45%. Для ряда длительно разрабатываемых крупнейших месторождений этот показатель существенно выше: по Самотлорскому - 63%, Ромашкинскому - 85%, Мамонтовскому - 74%. То есть по аналогичным месторождениям величина налогового потенциала будет только снижаться в случае, если не будет открыто и доказано новых запасов нефти. Способы добычи нефти и доступность запасов влияют на затраты при добыче. По состоянию на конец 2003 года можно констатировать факт существенного снижения суточного дебита скважин. Доля скважин с дебитом менее 25 т/сут. достигла примерно 80%, а с дебитами до 10 т/сут. - 55%. Учитывая современное и прогнозируемое качество сырьевой базы отрасли, необходимо активизировать геолого-разведочные работы, для обеспечения необходимого прироста добычи из неоткрытых месторождений, а также увеличить коэффициенты нефтеизвлечения с целью повышения извлекаемого потенциала и текущей добычи разрабатываемых месторождений.

Вторая группа факторов, влияющая на величину налогового потенциала, - ценообразование в нефтяной отрасли. Чем выше продажная цена нефти, тем больше нефтяная компания получит прибыли и тем больше будет налоговая база для исчисления налогов. Корпоративное ценообразование позволяет нефтяным компаниям, напротив, минимизировать налоговые платежи, осуществляя сделки по купле-продаже нефти между дочерними предприятиями и материнской компанией. Таким образом, возможность применения внутрикорпоративных цен в настоящее время негативно влияет на налоговые поступления в бюджеты, снижая также и величину налогового потенциала отрасли региона.

В соответствии с действующим законодательством право проверять правильность применения цен по сделкам, предоставлено налоговым органам при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов в случаях, установленных Налоговым кодексом. Согласно ст.36 Налогового кодекса РФ органы внутренних дел полномочны по запросу налоговых органов участвовать в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Проведению проверочных мероприятий должны предшествовать тщательное изучение и анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике: об открытых счетах в кредитных организациях, его филиалах и представительствах, о бухгалтерской отчетности, представленной в ИМНС России, о наличии недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, а также осуществление иных предпроверочных мероприятий (сбор иной необходимой информации, которая может быть использована при проведении проверочных мероприятий). Также для эффективного проведения проверочных мероприятий и прогноза величины налогового потенциала в рамках конкретной нефтяной компании необходимо изучение финансового и юридического дела проверяемой организации. При изучении финансового дела налогоплательщика важно проанализировать:

- своевременность предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы;

- наличие недоимки по налоговым платежам;

- показатели представленных налоговых деклараций (включая уточненные) по исчисленным налогам;

- наличие экспортных сделок, их объемы;

- объемы реализации внутри страны.

Для получения наиболее достоверных данных об объемах реализации нефти необходимо получить информацию из кредитных организаций по месту нахождения счетов налогоплательщика, а также провести анализ движения денежных средств. Все это будет способствовать определению перечня контрагентов для направления запросов на предмет выяснения взаимоотношений с конкретной нефтяной компанией. Следует особо отметить, что запросы в кредитные организации должны составляться с учетом положений Указа Президента РФ от 18 августа 1996 г. "О мерах по повышению собираемости налогов..." <1> и ст.26 "Банковская тайна" Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения: Указ Президента РФ от 18.08.1996 N 1212 // РГ. 1996. 22 авг.

<2> О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР от 06.12.1990 N 27. ст.357.

Величина налоговых баз является основным фактором, оказывающим непосредственное влияние на величину налогового потенциала. Налоговый потенциал рассчитывается на основе сложившихся баз с учетом прогнозируемых. Следовательно, занижение со стороны нефтяных компаний объемов реализации нефти окажет непосредственное влияние на величину рассчитываемого налогового потенциала.

Для правильного определения налоговых баз в целях исчисления налогов в организациях нефтяной промышленности сотрудникам налоговых органов необходимо проводить выездные налоговые проверки, обращая особое внимание на договора и акты выполненных услуг по данным договорам. Также понадобится определить правильность отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете. В ходе этой работы следует помнить, что в целях уклонения от налогообложения налогоплательщики используют определенную организацию товарных и финансовых потоков, включая различные виды расчетов, взаимозачеты, создание вексельных центров и прочих финансовых структур, а также современные банковские технологии.

Распределение между несколькими юридическими лицами функций по добыче, переработке и реализации нефти, нефтепродуктов достаточно часто носит искусственный характер и осуществляется в рамках единого производственного комплекса. В результате такого распределения группа организаций, участвующих в цепочке, в сумме уплачивает налога меньше, чем одна организация, замыкающая на себе производственный снабженческо-сбытовой цикл. Применение различных схем уклонения направлено в первую очередь на минимизацию платежей по налогу на прибыль, НДС, НДПИ, а также на незаконное изъятие денежных средств из федерального бюджета в форме возмещения сумм НДС при экспорте товаров и по внутренним оборотам.

В настоящее время при определении налоговой базы и исчислении налоговых платежей в бюджеты Российской Федерации крупные компании (корпорации) стали широко применять внутрикорпоративные цены, что приводит, в свою очередь, к снижению уровня ожидаемых государством налоговых поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Под внутрикорпоративными ценами понимаются цены, установленные группой аффилированных лиц для проведения внутренних сделок. В соответствии с ПБУ "Информация об аффилированных лицах" <3>, под аффилированными лицами понимаются юридические и физические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц в соответствии с Законом "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <4>. Использование внутрикорпоративных цен заключается в занижении цены по отношению к рыночной цене на аналогичный товар. В последующем производится значительное увеличение первоначальной цены товара за счет многократной перепродажи по пути от реального производителя до организации-экспортера. Увеличение себестоимости товара и занижение налогооблагаемой прибыли позволяет в конечном итоге нефтяным компаниям уходить от уплаты налогов в бюджеты, тем самым снижая и величину налогового потенциала отрасли. Упрощенная схема ухода от налогообложения при применении внутрикорпоративных цен выглядит так, как это показано на схеме 2.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000: Приказ Минфина России от 13.01.2000 N 5н (Зарегистрировано в Минюсте России 10.05.2000 N 2215) // РГ. 2000. 16 мая. N 92-93.

<4> О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 // РГ. 1991. N 89.

Схема 2

     
             ————————————————————————————————————————————¬
             |                                          \|/  
   ——————————+—————————¬ ———————————————————¬ ——————————————————————¬
   | Дочерняя компания | |Компания — крупный| |     Организация,    |
   |                   | | налогоплательщик | | зарегистрированная в|
   |                   | |                  | |    оффшорной зоне   |
   L———————————————————— L——————————————————— L——————————T———————————
   
/¦\ ¦ L-------------------- ————

В данной схеме дочерняя компания крупного налогоплательщика продает сырье или товар по заниженной цене организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, которая затем перепродает сырье (товар) самой компании в несколько раз дороже. Это позволяет дочерней компании крупного налогоплательщика занизить выручку от реализации продукции, а компании - завысить себестоимость этой же продукции. В результате данные организации не в полном объеме исчисляют и уплачивают налоги в бюджеты Российской Федерации.

Законодательство непосредственно оказывает влияние на изменение величины потенциальной суммы налогов нефтяной отрасли. В частности, существующее в данный момент налогообложение нефтяной отрасли не стимулирует развитие добычи низкорентабельных месторождений. Условия налогообложения применяются ко всем недропользователям на равных основаниях, не учитывая рентабельность месторождений. В результате большинство "трудных" месторождений выводится за баланс рентабельной добычи, а осваиваются исключительно легкодоступные запасы.

При существующем порядке не учитывается и объективно обусловленный рост издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности. К одной из основных проблем развития нефтедобывающей отрасли относится недостаточный объем инвестиций при высокой степени износа основных фондов нефтяного комплекса (в нефтедобыче амортизировано более 50% оборудования). В Советском Союзе в 1975 - 1985 гг. ежегодно вкладывалось в развитие нефтяной отрасли 16 - 20 млрд долл. США. В 1990 - 1995 гг. уровень инвестиций не превышал 5 - 9 млрд долл. США. Деградация основных фондов предприятий существенно влияет на темпы ввода новых месторождений. Это вызвано в первую очередь тем, что разведочное бурение и обустройство новых нефтяных месторождений являются весьма капиталоемкими операциями. Разработка одного месторождения нефти с запасами от 100 до 300 млн. т. требует инвестиций в размере 2 - 3 млрд долл. США с циклом окупаемости 5 - 7 лет.

Основным источником инвестиций в настоящее время являются собственные средства предприятий, осуществляющих добычу нефти. Рост мировых цен на нефть оказывает позитивное влияние на финансовое состояние большинства нефтяных компаний (особенно компаний, реализующих нефть на экспорт), что позволяет им приступить к осуществлению инвестиционных проектов. Низкий уровень иностранных инвестиций свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата.

Политика государства должна быть направлена на создание условий, которые бы обеспечивали устойчивое развитие отрасли. В первую очередь государство должно обеспечить налоговое стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов. Совершенствование системы недропользования поможет повысить заинтересованность недропользователя вкладывать собственные средства в воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, необходимо со стороны государства принять действенные меры по обеспечению контроля за эффективной разработкой месторождений.

Перечисленные выше факторы можно условно разделить на две группы:

К первой группе относятся: законодательная база и корпоративное ценообразование. Данная группа является корректируемой.

Во вторую группу включены: запасы, обеспеченность запасами. Группа имеет ограничение.

Величина налогового потенциала будет ограничена количеством имеющихся запасов нефти, но может корректироваться путем внесения изменений в законодательную базу, регламентирующую нефтедобычу, а также жесткого контроля за ценообразованием в рамках нефтяных корпораций. В настоящее время нефтегазовый комплекс обеспечивает 4/5 производства энергоресурсов и выполняет функции главного источника налоговых поступлений. На его долю приходится более 40% доходов федерального бюджета, 20% консолидированного бюджета, более 40% валютных поступлений государства, 12% промышленного производства России при 3% занятого в нем работоспособного населения страны <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Кершенбаум В.Я. Нефтегазовый комплекс России // Нефть, газ & СРП. 2003. N 1. С. 7 - 9.

При определении налогового потенциала нефтяной отрасли особый интерес представляет вопрос уровня цен на нефть. Основные валютные доходы Российской Федерации составляют доходы от экспорта нефти. Экспортно-сырьевые доходы компенсируют в среднем 65% совокупных расходов по разработке и эксплуатации месторождений нефти, никеля, олова; примерно 45% - природного и нефтяного газа, железной руды, фосфатов <6>. Благодаря высоким ценам на нефть происходит пополнение быстрыми темпами Стабилизационного фонда. На сегодняшний день основная его часть образована за счет поступления НДПИ и вывозных пошлин <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Чичкин А., Фокин Д. Сырьевиков отправят в разведку // Российская бизнес-газета. 2004. 16 нояб. N 44.

<7> Солнцев О. Пятнадцать мудрецов на сундук Минфина // Российская бизнес-газета. 2004. 16 нояб. N 44.

При этом высокие цены на нефть как бы консервируют структуру экономики в том виде, в котором она находится в данный период, создавая иллюзию экономического благополучия. Низкие же цены позволяют стимулировать преобразования в экономике. Примером является активизация внутренней российской экономики после дефолта 1998 - 2000 гг.

Величина налогового потенциала нефтяной отрасли будет во многом определяться объемами и качеством добываемой нефти. Учитывая современное и прогнозируемое качество сырьевой базы нефтяной отрасли Российской Федерации, необходимо осуществление следующего комплекса мер:

- интенсификация геолого-разведочных работ для обеспечения необходимого прироста добычи нефти из потенциальных месторождений, которые будут открыты, и программа лицензирования недр, обеспечивающая инвестиции;

- увеличение коэффициентов нефтеизвлечения с целью повышения извлекаемого потенциала и текущих показателей добычи разрабатываемых месторождений;

- совершенствование технологий для увеличения степени извлечения нефти, а также внедрение новых прогрессивных технологий для достижения уровня экономической оправданности использования трудноизвлекаемых запасов нефти.

Согласно утвержденной Правительством РФ в августе 2003 г. новой Энергетической стратегии России на перспективу до 2020 г. в сфере долгосрочной государственной политики в области добычи нефти необходимо проведение мероприятий, способствующих наиболее эффективному использованию нефтяных ресурсов, учитывая фактор их невозобновимости. Наиболее приоритетными направлениями государственной политики должно стать налоговое стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов. В настоящее время действующая в России ставка налога на добычу полезных ископаемых завышена, что является причиной консервации низкодебитных скважин и приостановки работ на низкорентабельных месторождениях.

Так, по данным журнала "Нефть России" по указанной причине в нефтяной промышленности России возросла доля неработающих скважин в ОАО "Лукойл" на 15%, в ОАО "Сибнефть" - 45% от действующего фонда скважин. В результате следует признать, что существующая система налогообложения приводит к выборочной отработке более продуктивных залежей <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Нефть России. 2002. N 7. С. 11.

Результаты исследования и анализа финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности двух небольших нефтяных компаний Оренбургской области показали, что указанные субъекты налогообложения выводят прибыль из-под налогообложения, искусственно завышая затраты (в основном завышение затрат связано с обустройством скважин). Компании относят на затраты расходы на аренду оборудования и обустройство нефтяных скважин, используемого в процессе добычи и транспортировки нефтесодержащей жидкости. Данные расходы не зависят от объема добываемой жидкости и существенно влияют на базу налогообложения по налогу на прибыль.

Так, налог на прибыль с 1 января 2001 г. по 1 января 2004 г. исследуемыми организациями не уплачивался по причине получения в результате финансово-хозяйственной деятельности убытков, которые образовывались за счет больших затрат по обустройству и разработке месторождений (скважин). При этом заработную плату и социальные выплаты сотрудники получали регулярно, гасились проценты по полученным кредитам, регулярно списывались денежные средства в подотчет и в качестве аванса на зарплату. Задолженность по налогам числилась только текущая.

Дополнительным источником денежных средств, направляемых в оборот в указанном периоде, служил налог на доходы физических лиц. По данному налогу в соответствии со ст.24 НК РФ организация, являясь налоговым агентом, обязана в установленные ст.226 НК РФ сроки перечислить в бюджет удержанный из заработной платы сотрудников налог на доходы физических лиц.

В нарушение указанного требования компании (включая и нефтяные) обычно суммы налога в бюджет не перечисляют, а используют средства в личных интересах компании (в обороте). В среднем с одной нефтяной компании со среднесписочной численностью сотрудников 160 человек бюджет недополучает в год 1,2 - 1,5 млн руб.

Следует отметить, что для нефтяных компаний система налогообложения является одной из важных проблем, которой уделяется внимание при решении вопроса о разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений. Совершенствование общей системы налогообложения нефтяного комплекса через введение в перспективе гибкой системы налогообложения, ориентированной на рентный подход, позволит государству получать дополнительные денежные средства в виде налоговых поступлений и таможенных платежей.

Проблема создания гибкого механизма налогообложения, чутко реагирующего на изменения экономических и природных условий разработки месторождений вплоть до полной отмены некоторых налогов на месторождениях с падающей добычей или трудноизвлекаемыми запасами нефти для сохранения рентабельности их разработки, на сегодняшний день достаточно актуальна для нефтедобывающих стран. От того, насколько эффективно построена система налогообложения как в части специальных "нефтяных" налогов (например, налог на добычу полезных ископаемых), так и в части остальных будут зависеть потенциальные доходы бюджетов всех уровней.

Применительно к налогообложению нефтяной отрасли показательным является опыт Норвегии <9>. В результате проведенных реформ нефтяная налоговая система Норвегии в настоящее время является одной из самых стабильных в мире по структурированию ставок. Благодаря прямому участию государства в разработке большинства месторождений на Норвежском континентальном шельфе правительство концентрирует около 75 - 80% доходов. Поддержка государством собственных компаний и осуществление им непосредственных капиталовложений в разработку месторождений и развитие инфраструктуры позволяют норвежским компаниям удерживать лидирующее положение на континентальном шельфе. Одним из положительных моментов налоговой системы является создание Нефтяного инвестиционного фонда, главной задачей которого признано сосредоточение части нефтяных доходов в едином центре, сопровождающееся вложением их в надежные государственные облигации и акции компаний других стран для последующего использования в долгосрочной перспективе.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Байков Н.М. Система налогообложения добычи нефти в США, Великобритании и Норвегии // Нефтяная промышленность за рубежом. 2004. N 1.

Для Российской Федерации создание аналогичного фонда могло бы создать базу для перехода в будущем к не нефтяной политике, а также способствовало бы максимальному использованию "нефтяных" доходов.

Сравнительный анализ норм российского и норвежского законодательства о пользовании недрами позволяет сделать вывод, что российское законодательство является более либеральным, чем норвежское. Данный вывод сделан на основе норм российского законодательства, предоставляющих иностранным юридическим лицам тот же режим, что и российским компаниям. Согласно норвежскому законодательству юридическое лицо для получения права пользования недрами должно быть создано и зарегистрировано в этой стране. Сроки действия лицензии на право пользования недрами в Норвегии менее продолжительные, чем в России.

Для устранения существующих проблемных вопросов в налогообложении нефтедобывающих компаний необходимо проведение определенных мероприятий. Первоочередной задачей должна стать разработка со стороны Правительства Российской Федерации единого пакета соподчиненных законодательных и нормативных актов, обеспечивающих:

- гибкое налогообложение, особенно в части эксплуатации истощенных запасов;

- стимулирование ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов с помощью новых технологий;

- ввод в эксплуатацию бездействующих (законсервированных) скважин;

- применение современных методов повышения нефтедобычи пластов.

- построение системы налогообложения нефтедобычи на основе рентных платежей, которая позволяла бы наиболее четко и полно учитывать геолого-экономические особенности месторождений.

Механизм изъятия природной ренты должен предусматривать дифференциацию поступлений в бюджет в зависимости от уровня рентабельности разрабатываемого пользователем недр конкретных месторождений. Для облегчения данной задачи было бы целесообразно установление классификации месторождений по определенным характеристикам. Применительно к каждому месторождению рассчитать ставку природоресурсного платежа, источником формирования которого служат природные факторы, достаточно сложно и данный расчет будет носить условный характер.

Законодательство Российской Федерации предусматривает в отношении каждого месторождения разработку ТЭО, отражающих динамику добычи нефти. По материалам ТЭО всегда устанавливается рентабельность освоения месторождения. Рентабельность месторождений может варьироваться от низкой до очень высокой. Механизм, обеспечивающий изъятие в пользу государства сверхприбыли, на сегодняшний день не создан. Основной причиной отсутствия действенного механизма изъятия сверхприбыли, получаемой недропользователем, является необходимость применения принципа индивидуальности отчислений по каждому месторождению (такой принцип реализуется в Канаде), который обеспечить на практике достаточно сложно.

Интересным представляется предложение В.А. Крюкова и его соавторов, которые предлагают в качестве природного объекта брать не месторождение, а целый регион, которому свойственны такие же стадии развития, что и отдельным месторождениям <10>.

     
   ————————————————————————————————
   
<10> Крюков В.А. и др. Эволюционный подход к формированию системы государственного регулирования нефтегазового сектора экономики. - Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2002.

Также для изменения сложившейся ситуации в отношении состояния минерально-сырьевой базы в нефтегазовом комплексе страны будет целесообразным:

- усиление полномочий и ответственности органов, отвечающих за количественную и качественную оценку запасов углеводородного сырья при постановке их на государственный баланс;

- усиление контроля государственных органов за выполнением основных условий лицензий за пользование недрами, использованием новейших технологий и повышением коэффициента нефтеотдачи;

- создание законодательной базы в области недропользования в части стимулирования эффективного выполнения геолого-разведочных работ за счет собственных средств;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных на повышение извлекаемого потенциала ресурсов нефти из разрабатываемых месторождений и снижения затрат (издержек) производства при добыче нефтяного сырья;

- создание и развитие информационной базы оценки налогового потенциала нефтяной отрасли на федеральном и региональном уровне.

А.А.Курникова

Старший специалист-ревизор

отдела документальных проверок

и ревизий ОРЧ УНП УВД

Оренбургской области

Подписано в печать

15.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение методик налогового планирования: фатальная неизбежность как следствие несправедливости налогообложения ("Налоги и налогообложение", 2005, N 2) >
Вопрос: У нас остался денежный остаток на счете в банке, у которого отозвана лицензия. Естественно, мы хотели бы получить наши деньги и закрыть счет. Каким образом можно списать сумму остатка так, чтобы у налоговых органов не возникло претензий? ("Налоги и налогообложение", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.