Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2005, N 3)



"Новая бухгалтерия", N 3, 2005

СУДЕБНАЯ ХРОНИКА

1. В том случае, если товары (работы, услуги) были оплачены за счет заемных средств, налогоплательщик вправе предъявить сумму "входного" НДС к вычету не дожидаясь момента возврата займа.

(Постановление ВАС РФ от 14.12.2004 N 4149/04)

Общество с ограниченной ответственностью в марте 2002 г. приобрело оборудование и расплатилось за него денежными средствами, поступившими на расчетный счет в день оплаты стоимости оборудования в результате предъявления к платежу банковских векселей. Банковские векселя были ранее приобретены ООО у физического лица по договору купли-продажи с условием рассрочки платежа. На момент приобретения оборудования общество свой долг перед физическим лицом не погасило.

Приобретенное оборудование было поставлено ООО на учет, и сумма НДС по нему была отнесена к вычету.

Налоговая инспекция при проведении выездной налоговой проверки признала отнесение к вычету НДС по приобретенному оборудованию неправомерным. Основанием для такого вывода послужило то, что оплата оборудования была произведена фактически за счет заемных средств и в этом случае право на вычет у ООО наступает только в момент уплаты гражданину стоимости векселей.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

В силу п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на установленные ст.171 НК РФ вычеты.

Согласно разъяснению Конституционного Суда РФ, данному в Определении от 04.11.2004 N 324-О <*>, из Определения КС РФ от 08.04.2004 N 169-О не следует, что налогоплательщик не вправе произвести налоговый вычет, если сумма НДС уплачена им поставщику товаров (работ, услуг) в составе цены денежными средствами (в том числе до момента исполнения налогоплательщиком обязанности по возврату займа).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробно об этом Определении мы писали в журнале "Новая бухгалтерия" N 1 за 2005 г. (см. статью Т. Крутяковой "Налог на добавленную стоимость: 2004 - 2005" на с. 90).

Право на вычет сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им при приобретении товаров (работ, услуг), не может быть предоставлено в том случае, если к моменту передачи поставщику в счет оплаты наличных сумм НДС имущество, приобретенное по возмездной сделке, не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем.

О наличии каких-либо доказательств недобросовестности действий ООО в целях неправомерного налогового вычета инспекция не заявила.

Следовательно, ООО имело полное право предъявить уплаченный продавцу оборудования НДС к вычету в декларации за март 2002 г. не дожидаясь момента возврата займа.

2. Налоговые вычеты НДС по операциям, в отношении которых налогоплательщик представляет налоговую декларацию по ставке 0% и подтверждающие документы, производятся по результатам проверки налоговой инспекции этой декларации.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2004 N 3521/04)

По итогам декабря 2002 г. ООО представило в налоговую инспекцию общую декларацию по НДС с указанием начисленной к уплате суммы налога, а также отдельную декларацию по НДС по налоговой ставке 0%, в которой была отражена сумма налоговых вычетов по экспортным операциям.

Определяя общую сумму НДС к уплате за декабрь 2002 г. по двум декларациям, ООО рассчитало ее за минусом вычетов по операциям, в отношении которых представлены подтверждающие налоговую ставку 0% документы.

Поскольку сумма налогового вычета по НДС превысила сумму налога, подлежащую уплате, общество не заплатило налог в бюджет по общей декларации.

Налоговая инспекция признала действия ООО неправомерными. По ее мнению, налог, подлежащий уплате в бюджет, может быть уменьшен на сумму налоговых вычетов только после проверки налоговой декларации по налоговой ставке 0% в порядке и в срок, установленный ст.176 НК РФ для возмещения НДС.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, принял сторону налоговых органов, указав следующее.

Согласно п.4 ст.176 НК РФ суммы НДС подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, указанных в ст.165 НК РФ. В течение трех месяцев налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

Таким образом, только после проверки налоговой инспекцией налоговой декларации по НДС по ставке 0% и вынесения ею решения производится возмещение НДС или его зачет в счет причитающихся к уплате сумм НДС.

3. При получении оплаты по экспортному контракту на поставку товара наличными денежными средствами налогоплательщик для подтверждения права на возмещение НДС обязан представить выписку банка о зачислении выручки на счет.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 07.12.2004 N 8911/04)

Кооператив (поставщик) заключил договор с иностранным партнером (покупателем) на поставку товара. Условиями договора предусмотрено, что покупатель оплачивает товар наличными денежными средствами в российских рублях.

Кооператив в связи с осуществлением экспортной операции обратился в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налогового вычета по НДС, предоставив налоговую декларацию и другие, установленные ст.165 НК РФ, документы.

Налоговая инспекция в возмещении НДС отказала на том основании, что в обоснование права на налоговый вычет кооператив не представил выписки из банка, удостоверяющие фактическое поступление выручки от иностранного покупателя на счет кооператива.

По мнению поставщика, для подтверждения права на налоговый вычет в данном случае выписки банка не требуется, так как товар был оплачен наличными денежными средствами.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налоговых органов, обосновав свою позицию следующим.

В силу пп.2 п.1 ст.165 НК РФ выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица на счет налогоплательщика, является одним из обязательных документов, которые подлежат представлению налогоплательщиком в налоговые органы для подтверждения права на налоговый вычет по НДС.

Действие этого общего правила не зависит от того, в рублях или иностранной валюте налогоплательщик получил оплату за экспортированный им товар.

Кроме того, в вышеназванном подпункте указано, что в случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, налогоплательщик представляет в налоговые органы выписку банка, подтверждающую внесение им полученных сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое получение выручки от иностранного лица - покупателя товаров.

И поскольку кооператив не представил в налоговую инспекцию выписки банка о зачислении денежных средств на счет в банке, он не вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС.

4. Наличие договора на вывоз мусора (отходов) не освобождает организацию-природопользователя от внесения платы за размещение отходов потребления, размер которой зависит от количества и степени опасности отходов, вывезенных за расчетный квартал.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.12.2004 N А56-2567/04)

Закрытое акционерное общество обратилось в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ (далее - Управление) с заявлением о согласовании расчетов платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за III квартал 2003 г.

Управление в согласовании расчетов отказало, поскольку в них не была учтена плата за размещение отходов потребления.

По мнению ЗАО, у него отсутствует обязанность по внесению платы за размещение отходов на том основании, что оно заключило с муниципальным унитарным предприятием договор на оказание коммунальных услуг, в том числе и на вывоз мусора. И это, по мнению общества, является показателем того, что оно не осуществляет хранения или захоронения отходов, и соответственно не является плательщиком взносов за загрязнение окружающей среды.

ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев дело в кассационной инстанции, встал на сторону Управления по следующим основаниям.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.

Субъектами таких платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу названной нормы платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление таким субъектам права производить в пределах допустимых норм выбросы и сбросы веществ, размещать отходы и т.д.

Данная плата является необходимым условием получения юридическим лицами и предпринимателями права осуществлять хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Понятие "размещение отходов" дано в ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления": размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, производится конкретными субъектами на основании устанавливаемых им нормативов и лимитов.

Наличие договора на вывоз отходов не освобождает природопользователя от внесения платежа, размер которого зависит от количества и качества (опасности отхода данного вида) мусора, вывезенного за расчетный квартал, поскольку осуществляя оплату по договору на вывоз отходов, ЗАО оплачивает МУП его затраты, связанные с вывозом мусора, а именно: эксплуатацию машин и механизмов, рабочего персонала и т.п., но не производит оплату за загрязнение окружающей среды.

5. При приобретении за счет страховых взносов в ФСС средств индивидуальной защиты для работников в целях проведения мероприятий по сокращению производственного травматизма форма их оплаты в виде зачета встречных требований контрагента не является основанием для отказа Фондом в принятии данных сумм к зачету.

(Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.11.2004 N А66-2429-04)

Открытое акционерное общество обратилось в Фонд социального страхования РФ с просьбой разрешить финансирование предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет страховых взносов, начисленных в 2003 г. на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

ФСС РФ разрешил произвести планируемые мероприятия за счет этих средств.

ОАО приобрело средства индивидуальной защиты, произвело оплату товара путем зачета встречных требований контрагента и представило в ФСС отчет об использовании денежных средств.

Однако Фонд не принял к зачету сумму расходов на финансирование предупредительных мероприятий от несчастных случаев на производстве в связи с тем, что оплата расходов произведена не денежными средствами, а в форме зачета встречных требований.

ФАС Северо-Западного округа, рассмотрев дело в кассационном порядке, встал на сторону ОАО, указав следующее.

В соответствии с п.2 Положения о частичном финансировании в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.02.2003 N 82, финансированию подлежат предупредительные меры, предусмотренные на 2003 г. в соответствующем перечне предупредительных мер, который утвержден Минтрудом России по согласованию с ФСС РФ.

В Перечень предупредительных мер, утвержденных Постановлением Минтруда России от 03.03.2003 N 9, включена оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам.

Оплата товара путем зачета встречных требований контрагента соответствует положениям Гражданского кодекса РФ (ст.410) и не противоречит правовым нормам, действующим в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве.

В указанном Положении запрет на оплату предупредительных мероприятий путем зачета встречных требований контрагента также не установлен.

Поэтому у ФСС РФ отсутствовали основания для отказа ОАО в принятии к зачету расходов, направленных на оплату средств индивидуальной защиты для работников и оплаченных в форме зачета встречных требований контрагента.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

15.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какой трудовой деятельностью могут заниматься инвалиды I, II, III группы? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 3) >
Статья: Заплатил пеню - спи спокойно ("Новая бухгалтерия", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.