Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новые условия регулирования рабочего времени и отдыха работников предприятий торговли и общественного питания из числа водителей ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 3)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 3

НОВЫЕ УСЛОВИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ОТДЫХА

РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

ИЗ ЧИСЛА ВОДИТЕЛЕЙ

Приказом Минтранса России от 20 августа 2004 г. N 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее по тексту - Положение), действие которого распространяется на работников из числа водителей организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, за исключением тех из них, которые заняты на международных перевозках или работают в составе вахтовых бригад.

Новое Положение распространяется в том числе и на водителей, занятых на условиях трудовых договоров на предприятиях торговли и общественного питания.

В отношении работников из числа водителей руководители торговых предприятий и предприятий общественного питания вправе применять режимы ежедневного или суммированного учета рабочего времени. В каждом конкретном случае время нахождения на рабочем месте работника определяется графиком работы (сменности), составляемым на месяц. В графике в обязательном порядке указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха.

Утверждается график работодателем с учетом мнения профсоюзного или иного представительного органа работников и доводится до сведения каждого из работников не позднее чем за один месяц.

При ежедневном режиме работы время ежедневной работы одинаково и зависит от количества рабочих дней за неделю (пяти- или шестидневная рабочая неделя) и установленной продолжительности рабочего времени (40-, 36-часовая рабочая неделя или др.). При суммированном учете рабочего времени время ежедневной работы в отдельные из рабочих дней может отличаться, но устанавливаться продолжительность смены должна с учетом установленных ограничений и непревышения нормы рабочего времени за учетный период.

Как следует из п. 6 Положения, при ежедневном режиме рабочего времени продолжительность ежедневной работы не может превышать следующих пределов: при пятидневной рабочей неделе - 8 часов, при шестидневной рабочей неделе - 7 часов.

Применение предприятиями торговли или общественного питания режима суммированного учета рабочего времени должно быть сопряжено в обязательном порядке с использованием учетного периода в один месяц. Это означает, что графики работы водителей могут составляться на соответствующий месяц с таким расчетом, чтобы продолжительность работы каждого из них не превышала нормы рабочего времени за этот период времени.

И если только в организации недостаток водителей (что должно подтверждаться наличием вакантных должностей в штатном расписании) или по другим уважительным причинам (болезни или отсутствие на работе других сотрудников), может иметь место переработка установленной продолжительности рабочего времени с дополнительной оплатой труда на условиях, установленных ст. 152 ТК РФ.

Сверхурочные работы могут иметь место и при ежедневном режиме работы, но в этом случае их количество определяется по итогам каждого из рабочих дней недели.

Для лиц с ежедневным учетом рабочего времени сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее чем в двойном размере. При суммированном учете рабочего времени в полуторном размере оплачивается количество часов, определяемых с учетом количества рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели, приходящихся на учетный период. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективным или же непосредственно трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха.

Пример. Предприятие оптовой торговли в отношении работников из числа водителей, осуществляющих междугородные перевозки, применяет режим суммированного учета рабочего времени, а для тех из них, которые заняты на перевозках местного значения, - ежедневный режим.

Водитель А (ежедневный учет) в текущем месяце отработал все рабочие дни (20 дней по графику пятидневной рабочей недели). При этом в один из дней сверхурочно отработано 2 часа, а в другой из дней - 3 часа.

Водитель Б (суммированный учет) в том же месяце в связи с временным отсутствием двух других работников отработал 212 часов при норме рабочего времени за месяц в 160 часов.

Тарифная ставка обоих сотрудников составляет 4000 руб. в месяц. Сверхурочные часы оплачиваются в следующих размерах: первые два часа - в полуторном, остальные - в двойном размере.

Сумма заработной платы за месяц составит:

1. Водитель А - 4200 руб., в том числе:

- тарифная ставка - 4000 руб.;

- оплата за сверхурочную работу - 200 руб. ((4000 руб. / 160 час. x 4 час. x 1,5) + (4000 руб. / 160 час. x 1 час. x 2)), где 4 час. - количество сверхурочных часов, подлежащих оплате в полуторном размере (первые 2 часа работы в один из дней и первые два часа в другой день), 1 час. - количество сверхурочных часов, подлежащих оплате в двойном размере (количество часов, превышающее первые два часа во второй из дней сверхурочных работ);

2. Водитель Б - 6100 руб., в том числе:

- тарифная ставка - 4000 руб.;

- оплата за сверхурочную работу - 2100 руб. (в полуторном размере подлежат оплате 40 часов (20 рабочих дней в месяце x первые 2 часа сверхурочной работы в каждый из них) - 1500 руб. (4000 руб. / 160 час. x 40 час. x 1,5); в двойном размере оплачивается оставшееся количество сверхурочных часов - 12 час. (212 час. - 160 час. - 40 час.), а сумма оплаты труда составит 600 руб. (4000 руб. / 160 час. x 12 час. x 2)).

При режиме суммированного учета рабочего времени должно быть также обеспечено соблюдение максимально возможной продолжительности ежедневной работы (смены).

В обычном порядке продолжительность смены не должна превышать 10 часов. При междугородных перевозках она может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути предполагается свыше 12 часов, в рейс должны быть направлены два водителя, а само транспортное средство должно быть оборудовано спальным местом.

Продолжительность смены водителя руководителя организации может быть также увеличена до 12 часов, но с условием, что продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов (см. п. 12 Положения).

В отношении водителей легковых автомобилей в соответствии с п. 14 Положения может быть установлен режим ненормированного рабочего дня, но в этом случае количество и продолжительность рабочих смен, согласно графику работы, устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели.

Особенностью ненормированного рабочего дня является то обстоятельство, что сверхурочная работа не выделяется, а привлечение к выполнению трудовых обязанностей вне рамок рабочего времени компенсируется предоставлением дополнительного оплачиваемого отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации. В частности, согласно ст. 119 ТК РФ дополнительный отпуск в данном случае не может быть менее трех календарных дней. Если же дополнительный отпуск работнику не предоставляется, отработка рабочего времени сверх установленных пределов должна быть оплачена как сверхурочная работа.

Перечень работников из числа водителей, в отношении которых может применяется ненормированный рабочий день, определяется правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Рабочее время водителей включает в себя следующие периоды (п. 15 Положения):

- время управления автомобилем;

- время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;

- подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках - для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;

- время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;

- время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей;

- время простоев не по вине водителя;

- время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей обслуживаемого автомобиля, не требующих разборки механизмов, а также выполнения регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи;

- время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;

- время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей;

- время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Все приведенные выше периоды подробно разъяснены в Положении, они включаются в рабочее время водителей, а потому подлежат оплате в порядке и условиях, установленных принятой в организации системой заработной платы.

Отдельные периоды времени включаются в рабочее время в порядке, установленном заданием на движение и стоянку (время перерывов для отдыха), или же по специальному распоряжению работодателя (состав и продолжительность подготовительно-заключительных работ, время охраны груза и автомобиля, время присутствия на рабочем месте, когда водитель не управляет автомобилем). При этом специальное распоряжение работодателя принимается с учетом мнения профсоюзного или иного представительного органа работников и может быть зафиксировано в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или ином другом локальном нормативном акте организации.

П.С.Ковалев

Подписано в печать

14.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности регулирования трудовых отношений с главным бухгалтером организации ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 3) >
Вопрос: На основании каких документов могут быть приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль убытки торгового предприятия, связанные с хищением товаров? ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.