|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Крупнокалиберное решение ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 6)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 6
КРУПНОКАЛИБЕРНОЕ РЕШЕНИЕ
На первый взгляд Решение ВАС РФ от 26.01.2005 по делу N 16141/04 посвящено конкретной ситуации с выплатой суточных. Но в нем высший судебный орган страны затронул и другой, очень серьезный вопрос, о котором немало спорили.
Вот последствия того, если налогоплательщик поступает не так, как указано в каком-либо письме налоговой службы: проходит проверка и появляется акт, в котором налоговики сожалеют, что вы поступили не так, как рекомендовала ФНС (МНС) России. Начинается изнурительная борьба налогоплательщика за свои права, которая может продолжаться не один год. Дело осложняется тем, что часто в разных судебных округах практика по одному и тому же вопросу не совпадает. Поэтому одни налогоплательщики могут быть в более выгодном положении, чем другие. Окончательную точку в таких спорах обычно ставит ВАС РФ. Но если заранее узнать мнение этого судебного органа по спорным вопросам, то всей этой длительной процедуры можно избежать. И даже если придется обратиться в суд, то исход дела ясен. И есть действенный способ для того, чтобы получить это мнение: надо обжаловать письмо налоговой службы в Высший Арбитражный Суд. Сразу возникает вопрос: а почему же эта практика не очень распространена? А потому, что обращаться в ВАС РФ напрямую (то есть без предварительного рассмотрения дела в нижестоящих судах) можно только в определенных случаях (п.2 ст.34 АПК РФ). Так, для того, чтобы ВАС РФ сразу же мог выразить свое мнение по поводу актов федеральных органов исполнительной власти (к которым относится и ФНС России), надо, чтобы эти акты были нормативными. А нормативным акт становится, если выполняются, в частности, такие условия, как наличие в документе правил, обязательных для неопределенного круга лиц и рассчитанных на неоднократное применение. На первый взгляд письма ФНС России (как и письма МНС России) под это определение не подпадают, ведь они носят разъясняющий характер, а значит, и нормативными актами не являются. Ранее такие же проблемы возникали с методическими рекомендациями. ВАС РФ решил эти трудности - теперь подобные документы налоговой службы можно признавать недействительными. Теперь точно такое же мнение ВАС РФ высказал и насчет писем налоговой службы. Главный арбитражный суд указал, что эти документы вовсе не разъяснения, а, по сути, нормативные акты, только "закамуфлированные". Они адресованы налоговым органам и направлены на установление единообразного порядка по какому-либо вопросу. Налоговые органы образуют единую централизованную систему с обязательным подчинением нижестоящих лиц и органов вышестоящим органам и должностным лицам. Поэтому в письмах налогового ведомства установлены обязательные для налоговых органов правила поведения, которые они должны применять. Более того, должностные лица налоговых органов обязаны требовать соблюдения этих правил и от налогоплательщиков (налоговых агентов). А при неисполнении положений письма налоговики могут привлечь налогоплательщиков и налоговых агентов к ответственности и т.д. Все это означает, что письма ФНС России (как и письма МНС России) опосредованно устанавливают правила поведения также и для налогоплательщиков (налоговых агентов).
Из этого следует, что письма ФНС России распространяются на неопределенный круг лиц и затрагивают права и законные интересы организаций в предпринимательской и иной экономической деятельности. Исходя из этого, ВАС РФ решил, что и такие документы можно направлять ему на рассмотрение, пусть даже у них нет официального статуса нормативного акта.
М.В.Бурехина Эксперт "УНП" Подписано в печать 11.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |