|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Северные поправки ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 2)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 2
СЕВЕРНЫЕ ПОПРАВКИ
В настоящее время среди социальных проблем наиболее острой является проблема реформирования системы льгот, предоставляемых значительным группам наших сограждан. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...", именуемый в народе Законом "О монетизации льгот", не ограничивается только вопросами, связанными с льготами. В нем нашли место отдельные новшества в области пенсий. Так, этим Законом внесены изменения в два основных пенсионных Закона: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Они в основном касаются определения размера пенсий и стажа северянам.
Получатели государственных пенсий
Статья 136 Закона N 122-ФЗ внесла изменения в пять статей Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Так, изменен текст п. 2 ст. 14. В новой редакции этой статьи указывается, что размеры пенсий, предусмотренные п. 1 (речь идет о федеральных служащих) настоящей статьи для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Аналогичные изменения внесены в п. 5 ст. 9 (речь идет о военнослужащих и их семьях). В нем указывается, что размеры пенсий, предусмотренные п. п. 2 - 4 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Подвергся изменению п. 3 ст. 16 (для участников Великой Отечественной войны). Теперь он имеет следующее содержание: размеры пенсии, предусмотренные настоящей статьей, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.
Тождественны перемены и в п. 4 ст. 17 в отношении пострадавших от радиации. Размеры пенсий, предусмотренные п. п. 1 - 3 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. По сути, те же изменения внесены и в п. 2 ст. 18 для социальных пенсий. Размеры этих пенсий, выраженные в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента. Тексты новых статей, а точнее, внесенных изменений, схожи. И все же они содержат принципиальные положения. В них приведены более точные формулировки круга лиц, которым пенсия должна увеличиваться на районный коэффициент. Это жители не только Севера, но и других регионов, где в связи со сложными климатическими условиями для проживания и работы введены районные коэффициенты. Право определять такие территории предоставлено Правительству РФ. Новым является правило о том, что пенсия повышается на районный коэффициент, установленный Правительством России. Ранее эти коэффициенты вводились Правительством бывшего СССР либо по его поручению союзным органом - Госкомтруда СССР, являвшимся регулятором оплаты труда, и продолжают действовать на территории России. Эти коэффициенты используются при исчислении пенсии и в настоящее время. Однако теперь они должны трансформироваться в коэффициенты, установленные федеральным Правительством. В остальном базовые принципы повышения пенсии по государственному обеспечению на коэффициент сохранены. Но нельзя не отметить и малопривлекательный факт, свидетельствующий о просчетах в нормотворческой деятельности: это - короткая жизнь принимаемых законов. Закон N 122-ФЗ вносит изменения в п. 2 ст. 14 Закона "О государственном пенсионном обеспечении", редакция которой была принята Федеральным законом N 34-ФЗ лишь 8 мая 2004 г. И, как видим, просуществовала совсем ничего. Представляется, что это является подтверждением того, что законы готовятся в спешке, не продумываются до конца не только последствия их применения, но и качество правовых формулировок. И конечно, простому гражданину трудно отследить непрекращающийся поток поправочных законов.
Корректировка трудовых пенсий
Статья 137 Закона N 122-ФЗ изменила четыре статьи Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В их числе абз. 1 п. 4 ст. 14. Его редакция приведена в единообразие с формулировками Закона о государственном пенсионном обеспечении. Согласно новому тексту размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). Та же участь постигла абз. 1 п. 2 ст. 15 в отношении размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указано, что этот размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). Изменилась редакция абз. 1 п. 1 ст. 16, касающаяся размера базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Приведена та же формула, что и для базовых частей других видов пенсий, об увеличении на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях). Итак, что касается исчисления пенсии с районным коэффициентом, то здесь поправки аналогичны изменениям по государственным пенсиям. Установление размера районного коэффициента теперь является прерогативой только Правительства РФ. Упразднено как в первом, так и во втором законах правило об исчислении пенсии в случае разности коэффициентов для производственных и непроизводственных отраслей. Очевидно, законодатель был уверен, что с 1 января 2005 г., когда должен был вступить в действие Закон N 122-ФЗ, Правительство установит необходимые для расчета пенсии районные коэффициенты. Вспомним, что одна из особенностей исчисления базовой части трудовой пенсии заключается в том, что районный коэффициент распространяется лишь на жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В отличие от пенсии по гособеспечению, где и лицам, проживающим на иных территориях, на которых введен коэффициент в связи с их особым климатическим статусом, пенсии увеличиваются на соответствующий коэффициент.
Суммирование стажа
Но самое большое изменение в отношении северян произошло путем введения дополнительной ст. 28.1, дающей право на суммирование стажа на соответствующих видах работ и дополнительное снижение возраста выхода на трудовую пенсию по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Вот что включено в новую статью. 1. При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ. 2. Лицам, работавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет. Итак, новой в Законе является норма о включении в "северный стаж" время работы (стажа) на тяжелых и вредных работах, дающей право на досрочную пенсию по иным основаниям. Такое суммирование работ должно осуществляться в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этими Правилами предусмотрен порядок суммирования специального стажа, то есть присоединения одной льготной работы к другой. Причем соблюдается принцип: работа с наибольшей вредностью, дающая основания на большую льготу, включается в наименее "вредный" стаж. Таким образом, при совокупном смешанном льготном стаже предоставляется наименьшая льгота по стажу и возрасту, предусмотренная одним из составляющих периодов. В Правилах перечислены все возможные варианты суммирования работ с особыми условиями труда. Однако в них отсутствует упоминание о "северном стаже". Теперь этот пробел восполнен в Законе и должен найти отражение в правительственном нормативном акте. Закреплен также и другой животрепещущий вопрос, являющийся достаточно распространенным среди северян. Многие из них отработали на Севере 15 календарных лет, за что заслужили уйти на пенсию на 5 лет раньше. Одновременно они имеют льготный стаж (в частности, по Списку N 1 или N 2), дающий им право на назначение досрочно пенсии на 5 - 10 лет раньше. Закон о трудовых пенсиях не учитывал, как поступать в этих ситуациях, хотя законодательно в северном Законе проблема решалась положительно. В нем закреплено дополнительное снижение пенсионного возраста на 5 лет по сравнению с требующимся для досрочной пенсии в связи с тяжелой или вредной работой. Была налицо коллизия двух законов. Теперь она устранена путем введения специальной нормы в Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В.Д.Соколова Консультант Управления экономики Федерального агентства по образованию Подписано в печать 10.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |