Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Северные поправки ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 2)



"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 2

СЕВЕРНЫЕ ПОПРАВКИ

В настоящее время среди социальных проблем наиболее острой является проблема реформирования системы льгот, предоставляемых значительным группам наших сограждан. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации...", именуемый в народе Законом "О монетизации льгот", не ограничивается только вопросами, связанными с льготами. В нем нашли место отдельные новшества в области пенсий. Так, этим Законом внесены изменения в два основных пенсионных Закона: "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Они в основном касаются определения размера пенсий и стажа северянам.

Получатели государственных пенсий

Статья 136 Закона N 122-ФЗ внесла изменения в пять статей Закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Так, изменен текст п. 2 ст. 14. В новой редакции этой статьи указывается, что размеры пенсий, предусмотренные п. 1 (речь идет о федеральных служащих) настоящей статьи для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Аналогичные изменения внесены в п. 5 ст. 9 (речь идет о военнослужащих и их семьях). В нем указывается, что размеры пенсий, предусмотренные п. п. 2 - 4 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Подвергся изменению п. 3 ст. 16 (для участников Великой Отечественной войны). Теперь он имеет следующее содержание: размеры пенсии, предусмотренные настоящей статьей, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Тождественны перемены и в п. 4 ст. 17 в отношении пострадавших от радиации. Размеры пенсий, предусмотренные п. п. 1 - 3 настоящей статьи, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

По сути, те же изменения внесены и в п. 2 ст. 18 для социальных пенсий. Размеры этих пенсий, выраженные в соответствующем процентном отношении от базовой части трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством РФ, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента.

Тексты новых статей, а точнее, внесенных изменений, схожи. И все же они содержат принципиальные положения.

В них приведены более точные формулировки круга лиц, которым пенсия должна увеличиваться на районный коэффициент. Это жители не только Севера, но и других регионов, где в связи со сложными климатическими условиями для проживания и работы введены районные коэффициенты. Право определять такие территории предоставлено Правительству РФ. Новым является правило о том, что пенсия повышается на районный коэффициент, установленный Правительством России.

Ранее эти коэффициенты вводились Правительством бывшего СССР либо по его поручению союзным органом - Госкомтруда СССР, являвшимся регулятором оплаты труда, и продолжают действовать на территории России. Эти коэффициенты используются при исчислении пенсии и в настоящее время. Однако теперь они должны трансформироваться в коэффициенты, установленные федеральным Правительством.

В остальном базовые принципы повышения пенсии по государственному обеспечению на коэффициент сохранены.

Но нельзя не отметить и малопривлекательный факт, свидетельствующий о просчетах в нормотворческой деятельности: это - короткая жизнь принимаемых законов. Закон N 122-ФЗ вносит изменения в п. 2 ст. 14 Закона "О государственном пенсионном обеспечении", редакция которой была принята Федеральным законом N 34-ФЗ лишь 8 мая 2004 г. И, как видим, просуществовала совсем ничего. Представляется, что это является подтверждением того, что законы готовятся в спешке, не продумываются до конца не только последствия их применения, но и качество правовых формулировок. И конечно, простому гражданину трудно отследить непрекращающийся поток поправочных законов.

Корректировка трудовых пенсий

Статья 137 Закона N 122-ФЗ изменила четыре статьи Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В их числе абз. 1 п. 4 ст. 14. Его редакция приведена в единообразие с формулировками Закона о государственном пенсионном обеспечении. Согласно новому тексту размер базовой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

Та же участь постигла абз. 1 п. 2 ст. 15 в отношении размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Указано, что этот размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

Изменилась редакция абз. 1 п. 1 ст. 16, касающаяся размера базовой части трудовой пенсии по случаю потери кормильца лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Приведена та же формула, что и для базовых частей других видов пенсий, об увеличении на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в указанных районах (местностях).

Итак, что касается исчисления пенсии с районным коэффициентом, то здесь поправки аналогичны изменениям по государственным пенсиям. Установление размера районного коэффициента теперь является прерогативой только Правительства РФ.

Упразднено как в первом, так и во втором законах правило об исчислении пенсии в случае разности коэффициентов для производственных и непроизводственных отраслей. Очевидно, законодатель был уверен, что с 1 января 2005 г., когда должен был вступить в действие Закон N 122-ФЗ, Правительство установит необходимые для расчета пенсии районные коэффициенты.

Вспомним, что одна из особенностей исчисления базовой части трудовой пенсии заключается в том, что районный коэффициент распространяется лишь на жителей Крайнего Севера и приравненных к нему местностей. В отличие от пенсии по гособеспечению, где и лицам, проживающим на иных территориях, на которых введен коэффициент в связи с их особым климатическим статусом, пенсии увеличиваются на соответствующий коэффициент.

Суммирование стажа

Но самое большое изменение в отношении северян произошло путем введения дополнительной ст. 28.1, дающей право на суммирование стажа на соответствующих видах работ и дополнительное снижение возраста выхода на трудовую пенсию по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Вот что включено в новую статью.

1. При определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством РФ.

2. Лицам, работавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 1 - 10 п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 9 п. 1 ст. 28 Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Итак, новой в Законе является норма о включении в "северный стаж" время работы (стажа) на тяжелых и вредных работах, дающей право на досрочную пенсию по иным основаниям. Такое суммирование работ должно осуществляться в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Этими Правилами предусмотрен порядок суммирования специального стажа, то есть присоединения одной льготной работы к другой. Причем соблюдается принцип: работа с наибольшей вредностью, дающая основания на большую льготу, включается в наименее "вредный" стаж. Таким образом, при совокупном смешанном льготном стаже предоставляется наименьшая льгота по стажу и возрасту, предусмотренная одним из составляющих периодов. В Правилах перечислены все возможные варианты суммирования работ с особыми условиями труда. Однако в них отсутствует упоминание о "северном стаже". Теперь этот пробел восполнен в Законе и должен найти отражение в правительственном нормативном акте.

Закреплен также и другой животрепещущий вопрос, являющийся достаточно распространенным среди северян. Многие из них отработали на Севере 15 календарных лет, за что заслужили уйти на пенсию на 5 лет раньше. Одновременно они имеют льготный стаж (в частности, по Списку N 1 или N 2), дающий им право на назначение досрочно пенсии на 5 - 10 лет раньше. Закон о трудовых пенсиях не учитывал, как поступать в этих ситуациях, хотя законодательно в северном Законе проблема решалась положительно. В нем закреплено дополнительное снижение пенсионного возраста на 5 лет по сравнению с требующимся для досрочной пенсии в связи с тяжелой или вредной работой. Была налицо коллизия двух законов. Теперь она устранена путем введения специальной нормы в Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В.Д.Соколова

Консультант

Управления экономики

Федерального агентства по образованию

Подписано в печать

10.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О Федеральном законе "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 2) >
Статья: Налог на срок строительства ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.