Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бюджетная классификация 2005 года и отдельные вопросы по ее применению ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 2)



"Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 2

БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 2005 ГОДА

И ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ

Для начала представляется необходимым ответить на вопрос, над которым задумывался каждый из читателей данного издания: почему и для чего все это совершается? Имеются в виду проведение бюджетной реформы и как ее неотъемлемая часть реформирование бюджетной классификации.

Попробуем немного разобраться в этом вопросе.

Многие страны в последние десятилетия проводили и проводят комплексные бюджетные реформы, аналогичные той, которая начата в России. И во всех странах, где проводились подобные реформы, они включали как минимум два основных элемента: бюджетирование, ориентированное на результаты, и комплексное среднесрочное планирование расходов.

Международная практика доказала успешность бюджетирования, ориентированного на результаты, и комплексного среднесрочного планирования расходов как двух основных концептуальных и практических подходов к повышению эффективности бюджетных расходов с точки зрения достижения целей государственной политики.

Суть первого подхода - бюджетирования, ориентированного на результаты, - заключается в переходе от затратного метода бюджетирования к более прогрессивному методу исполнения бюджета, где акцент переносится с контроля над целевым использованием бюджетных средств (т.е. в соответствии с утвержденным планом) на ожидаемые и фактические результаты предоставления бюджетных услуг.

Второй подход - комплексное среднесрочное планирование расходов - обеспечивает интеграцию среднесрочного бюджетного планирования с годовым бюджетным циклом, благодаря чему существенно возрастает предсказуемость бюджетного финансирования субъектов бюджетного планирования и в конечном счете создается экономическая основа для реализации целей средне- и долгосрочной социально-экономической политики.

В итоге оба подхода преследуют одни и те же цели: оптимизацию бюджетных расходов, ориентацию их на приоритеты государственной политики, повышение эффективности государственного сектора экономики.

Концепции бюджетирования, ориентированного на результаты, и комплексного среднесрочного планирования расходов не альтернативные, а взаимодополняющие и частично пересекающиеся. Так, внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты, в практику подготовки бюджета отраслевыми министерствами, требующее обоснования ими своих расходных потребностей результатами и целями, которые они планируют достичь, фактически предопределяет успех комплексного среднесрочного планирования расходов, которое в свою очередь обеспечивает увязку планирования бюджетных расходов со среднесрочными программами социально-экономического развития и долгосрочными стратегиями развития страны, чего не может дать внедрение бюджетирования, ориентированного на результаты при однолетнем бюджетном цикле.

С учетом взаимосвязи этих концепций в России стал применяться термин "среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты".

Именно среднесрочное бюджетирование, ориентированное на результаты, является основой Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".

Концепция реформирования бюджетного процесса основана в Российской Федерации на адаптации передового международного опыта наиболее успешных бюджетных реформ к политическим, социально-экономическим и институциональным условиям Российской Федерации с учетом проблем, с которыми сталкивались различные страны, проводящие подобные реформы на протяжении последних десятилетий, для минимизации рисков повторения негативного опыта в России.

Для России, которая планирует относительно быстрое, массированное реформирование бюджетного сектора, бюджетного процесса и проведение других сопутствующих бюджетных реформ, этот опыт явился крайне важным, поскольку позволяет учиться на "чужих" ошибках.

Как показал мировой опыт, который был проанализирован при разработке Концепции, успех реформирования бюджетного процесса на основе среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результаты, зависит от целого ряда факторов. Часть предпосылок для успеха в России уже есть. Это достижение макроэкономической и финансовой стабилизации, проведение реформы казначейства, реформы бюджетного федерализма, наличие законодательной базы для разработки федеральных целевых программ и опыта как отрицательного, так и положительного по их реализации. Кроме того, потенциально Россия может также извлечь выгоды из того, что бюджетная реформа осуществляется у нас одновременно с административной реформой и реформой государственной службы.

Своего рода стимулом для разработки Постановления Правительства РФ N 249 послужили Бюджетные послания Президента РФ, в которых указывалось на необходимость повышения результативности бюджетных расходов, в частности, путем интеграции бюджетного учета и бюджетной классификации.

Итак, указанное Постановление Правительства РФ послужило началу проведения крупномасштабной реформы бюджетного процесса уже в 2004 г. при подготовке бюджетов на 2005 г.

В рамках утвержденной Постановлением Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации, предусматривающей в итоге финансирование субъекта бюджетного планирования не по результатам расходования средств, а по результатам деятельности, существенные изменения претерпела и бюджетная классификация Российской Федерации.

Вышеназванным Постановлением Правительства РФ Министерству финансов Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти было предписано руководствоваться положениями указанной Концепции при формировании и организации исполнения федерального бюджета, а также при подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Согласно плану мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации Минфином России в III квартале 2004 г. в Правительство был представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации".

В настоящее время указанный законопроект, а также проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год", прошедшие все стадии законодательного оформления, подписаны Президентом Российской Федерации, т.е. получили статус федеральных законов, соответственно это Федеральный закон от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации" и Федеральный закон от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год".

Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации был издан Приказ от 27.08.2004 N 72н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации для составления бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2005 год".

Указанный Приказ, как видно из его названия, предназначался именно для составления бюджетов. Он был подготовлен Министерством финансов Российской Федерации в достаточно короткие сроки и получился не очень подробным, отразив лишь основные, концептуальные и необходимые субъектам бюджетного планирования положения. Все его содержание выражено на 150 страницах, что в силу значимости трактуемых им изменений порождало достаточно много вопросов. В связи с чем Министерством финансов Российской Федерации был издан Приказ от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ N 114н).

Данным Приказом утверждаются Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, отменяются Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2002 N 127н, с учетом всех изменений и дополнений, и от 27.08.2004 N 72н.

Таким образом, с 2005 г. бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации начали функционировать, основываясь на существенно модернизированной бюджетной классификации. В этой связи далее предлагаю рассмотреть основные изменения.

Что касается структуры бюджетной классификации Российской Федерации, то в этой части бюджетная классификация претерпела кардинальные изменения с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, которые будут учтены при переиздании Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2005 г.

Закон о бюджетной классификации опережает эти изменения и проводит апробацию отдельных положений, которые найдут отражение в Бюджетном кодексе Российской Федерации и будут связаны с бюджетной классификацией и бюджетным процессом.

На первом этапе внесения изменений в бюджетную классификацию (до внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации) решается ряд задач по ее совершенствованию, к числу которых относятся:

- необходимость переориентации бюджетных средств на достижение конечных результатов, в том числе путем повышения самостоятельности и ответственности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств;

- приведение структуры функциональной классификации расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- согласование бюджетной классификации с международными стандартами финансовой отчетности и создание предпосылок для введения интегрированного с бюджетной классификацией Единого плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего оценку финансового результата деятельности сектора государственного управления;

- приведение структуры бюджетной классификации в соответствие с экономическим содержанием операций в секторе государственного управления;

- применение признака (главы) администратора бюджетных средств ко всем операциям, проводимым в рамках исполнения бюджета (доходы, расходы, источники финансирования дефицитов бюджетов).

С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации утверждается единый двадцатизначный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Три первых знака двадцатизначного кода представлены и соответствуют кодам администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Вторая часть, с 4-го по 17-й знаки двадцатизначного кода, представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.

Три последних знака двадцатизначного кода являются кодом Классификации операций сектора государственного управления, одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (Приложение 2).

В рамках данной Классификации операции сектора государственного управления разделены на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами).

Но вернемся к Приказу N 114н, поскольку именно с ним придется работать в наступившем финансовом году.

Утвержденные Приказом N 114н Указания имеют вид, аналогичный Указаниям, утвержденным Приказом Минфина России от 11.12.2002 N 127н (действовавшим до 2005 г.), то есть общую часть, подробные указания по применению каждой отдельно взятой классификации, а также приложения к Указаниям, представляющие собой зеркальное отражение Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации" и Бюджетный кодекс Российской Федерации".

Далее предлагаем краткий обзор классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов РФ и отдельных статей экономической классификации.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации (Приложение 1 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н) является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Структура двадцатизначного кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлена в виде четырех составных частей.

1. Администратор.

2. Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент).

3. Программа (подпрограмма).

4. Экономическая классификация доходов.

     
   ————————————T————————————————————————————————————————T———————————————T———————————¬
   |Администра—|              Вид доходов               |   Программа   |Экономи—   |
   |тор        +—————T————————T——————T——————————T———————+(подпрограмма) |ческая     |
   |           |Груп—|Подгруп—|Статья|Подстатья |Элемент|               |классифика—|
   |           |па   |па      |      |          |       |               |ция        |
   |           |     |        |      |          |       |               |доходов    |
   +———T———T———+—————+——T—————+——T———+——T———T———+———T———+———T———T———T———+———T———T———+
   | 1 | 2 | 3 |  4  |5 |  6  |7 | 8 |9 |10 |11 |12 |13 |14 |15 |16 |17 |18 |19 |20 |
   +———+———+———+—————+——+—————+——+———+——+———+———+———+———+———+———+———+———+———+———+———+
   |     1     |                   2                    |       3       |     4     |
   L———————————+————————————————————————————————————————+———————————————+————————————
   

Код администратора (1 - 3-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и законодательством муниципальных образований.

Администраторами поступлений в бюджет являются налоговые и иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.

Закрепление доходов бюджетов Российской Федерации за администраторами, то есть назначение органов государственной власти Российской Федерации администраторами поступлений в бюджет, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Относительно администраторов федерального уровня начиная с 2005 г. появилось соответствующее приложение в Федеральном законе "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в Приказе Минфина России от 10.12.2004 N 114н - это Приложение 11 к Указаниям).

Код вида доходов (4 - 13-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации) состоит из десяти знаков и включает:

- группу - 4-й разряд кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Всего в классификации доходов три группы:

группа 1 00 00000 00 "Доходы" предназначена для отражения как налоговых, так и неналоговых доходов;

группа 2 00 00000 00 "Безвозмездные поступления";

группа 3 00 00000 00 "Доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности";

- подгруппу - 5 - 6-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, определяет категорию доходных источников;

- статью - 7 - 8-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, конкретизирует вид платежа в рамках соответствующей подгруппы;

- подстатью - 9 - 11-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации, детализируется соответствующая статья;

- элемент - 12 - 13-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Код элемента доходов для налоговых доходов закрепляется за уровнем бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для неналоговых доходов код элемента доходов определяется в зависимости от полномочий по установлению размеров платежей федеральными органами власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами власти муниципальных образований, органами управления государственных внебюджетных фондов. Для безвозмездных поступлений код элемента доходов определяется исходя из принадлежности трансферта его получателю.

14 - 17-й разряды кода классификации доходов бюджетов Российской Федерации устанавливают код программы, подпрограммы. Он введен с целью приведения классификации доходов к единому виду с функциональной классификацией расходов и классификацией источников финансирования дефицитов бюджетов.

По доходам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, первый знак кода программ используется для раздельного учета обязательного платежа, пеней и процентов, денежных взысканий (штрафов) по данному платежу. Территориальные органы Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы обязаны доводить до плательщиков полный код бюджетной классификации в соответствии со следующей структурой кода программ:

1000 - сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному);

2000 - пени и проценты по соответствующему платежу;

3000 - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации. Возврат излишне уплаченных сумм отражается по коду бюджетной классификации с применением кода программ, по которому поступила излишне уплаченная сумма. При этом проценты, начисляемые при нарушении сроков возврата излишне уплаченных сумм, отражаются по коду бюджетной классификации с применением кода программ 2000. Дальнейшая детализация по доходам, администрируемым Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, не предусматривается.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику бюджета субъекта Российской Федерации в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами поступлений в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органы местного самоуправления вправе применять детализацию кода программ по доходному источнику соответствующего бюджета в том случае, если данный доходный источник не закреплен за администраторами, назначаемыми органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ну и наконец 18 - 20-й разряды, которые представлены трехзначным кодом упомянутой выше Классификации операций сектора государственного управления и названы в рамках классификации доходов бюджетов Российской Федерации кодом экономической классификацией доходов. Именно он позволяет определить вид и категорию операции, а применительно к группе 1 "Доходы" классификации доходов показывает, налоговый это платеж или какой-либо другой.

Функциональная классификация расходов бюджетов

Российской Федерации

С 2005 г. код функциональной классификации расходов занимает 14 знаков, в том числе: раздел - 2 знака, подраздел - 2 знака, код целевой статьи, включающий программный срез, - 7 знаков, и код вида расходов - 3 знака.

Ну а если перед этими 14 знаками поставить трехзначный код прямого получателя средств, а в конце - трехзначный код экономической классификации, то у нас получается двадцатизначный код классификации расходов, сформированный по аналогии с кодами классификации доходов бюджетов Российской Федерации и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Но вернемся к функциональной классификации расходов. С 2005 г. осуществлено значительное сокращение ее первого уровня - разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Новая функциональная классификация содержит одиннадцать разделов против тридцати разделов в действующей ранее функциональной классификации расходов и восемьдесят четыре подраздела против ста шестнадцати, являющихся вторым уровнем функциональной классификации, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Структура подразделов функциональной классификации построена по принципу выделения подфункций, дальнейшая детализация расходов осуществляется на уровне целевых статей и видов расходов функциональной классификации в процессе формирования соответствующих бюджетов бюджетной системы.

Целевые статьи образуют третий уровень функциональной классификации, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов функциональной классификации расходов.

В рамках целевых статей и видов расходов упорядочено отражение расходов на реализацию целевых программ в функциональной классификации. Как вы заметили, код целевой статьи занимает семь знаков. Это связано с выделением в отдельную группу, обозначенную в перечне целевых статей кодом 100 0000 "Федеральные целевые программы", всех программных мероприятий.

В рамках этих четырех нулей два первых знака отводятся порядковому номеру программы, два вторых знака в рамках соответствующей программы отводятся номеру подпрограммы.

Следует отметить, что в Указаниях, утвержденных Приказом N 114н, впервые представлена расшифровка целевых статей и видов расходов, которые, образуя четвертый уровень функциональной классификации, детализируют направление финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам. Указанная расшифровка напоминает порядок распределения расходов по экономическим статьям - Приложение 13 к ныне действующим Указаниям, которого, кстати, с 2005 г. в Указаниях уже нет. То есть происходит своего рода смещение акцента контроля за расходованием бюджетных средств на более высокий уровень классификации расходов, с ее экономической на функциональную составляющую.

В этом и усматривается промежуточный этап перехода к бюджетированию, ориентированному на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Как следствие такого перехода, увеличивается самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств: устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана, формируется общая сумма ассигнований (глобальный бюджет) на выполнение определенных функций и программ, детализация направлений использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств, создаются стимулы для оптимизации использования ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.д.), отдается приоритет внутреннему контролю, делегируется на нижние уровни ответственность за принятие решений, проводится мониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, ведется оценка деятельности администраторов бюджетных средств по достигнутым результатам.

То есть в итоге субъект бюджетного планирования в начале финансового года будет получать общую годовую сумму ассигнований (в рамках соответствующих раздела и подраздела) и самостоятельно определять приоритеты расходования бюджетных средств для достижения конкретных результатов по целям и задачам, для достижения и решения которых ему были предоставлены бюджетные средства.

Теперь хотелось бы отметить существенные новшества утвержденной структуры функциональной классификации. Они включают в себя:

- отнесение расходов на реализацию функций общегосударственного характера на раздел 0100 "Общегосударственные вопросы";

- разделение расходов в сфере науки на фундаментальные исследования (раздел 0100 "Общегосударственные вопросы") и прикладные научные исследования с отнесением расходов в части прикладных научных исследований на соответствующие разделы функциональной классификации;

- исключение из функциональной классификации расходов на капитальные вложения (государственные инвестиции) и отнесение их в состав экономической классификации с распределением по всем разделам в соответствии с отраслевой принадлежностью;

- отражение расходов на реализацию целевых программ по всем направлениям финансирования, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, государственные капитальные вложения и иные мероприятия, по соответствующим разделам функциональной классификации (при этом, как уже говорилось, используется целевая статья "Федеральные целевые программы", код 100 00 00, в рамках которой отражаются коды программ/подпрограмм, а также виды расходов, соответствующие мероприятиям, осуществляемым в рамках целевых программ);

- отнесение расходов на руководство и управление в сфере установленных функций (административных расходов) на соответствующие этим функциям разделы и подразделы.

В Указаниях сказано также, что 2005 г. расходы на финансирование объектов федеральной адресной инвестиционной программы отражаются в подразделах 0115, 0208, 0313, 0411, 0504, 0604, 0709, 0806, 0904, 1006, обозначенных во всех разделах как "другие вопросы" в соответствующих сферах деятельности. Начиная с 2006 г. указанные расходы отражаются по соответствующим разделам (подразделам) в соответствии с отраслевой принадлежностью объектов.

Хотелось бы отметить еще один новый момент - с 2005 г. для отражения расходов по дополнительному бюджетному финансированию (за счет средств, поступающих от арендаторов имущества) применяется не целевая статья, а вид расходов 530 "Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями".

Ну и если с функциональной классификацией мы немного разобрались, предлагаю перейти к экономической классификации расходов.

Экономическая классификация расходов

В основе экономической классификации расходов лежат проект экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2005 г., Приложение 3 к Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".

В рамках экономической классификации с целью исключения из приказа Порядка распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (действовавшего в 2004 г. Приложения 13 к Указаниям) довольно скромно представлена расшифровка каждой из подстатей, в связи с чем каждая из подстатей содержит абзац "Другие аналогичные расходы".

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации определяет направления расходования бюджетных средств в зависимости от экономического содержания операций, осуществляемых в секторе государственного управления.

Следует отметить, что новый План счетов бюджетного учета, утвержденный Инструкцией N 70н, интегрирован с бюджетной классификацией для оценки влияния решений, принимаемых в налогово-бюджетной сфере, на состояние активов и обязательств, а также для оценки и формирования отчетности об исполнении бюджета.

Экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации состоит из нескольких групп, аккумулирующих операции в зависимости от степени влияния на чистую стоимость активов, а именно:

200 - "Расходы";

300 - "Поступление нефинансовых активов";

500 - "Поступление финансовых активов";

600 - "Выбытие финансовых активов".

В сводной бюджетной росписи федерального бюджета для получателей бюджетных средств, подведомственных соответствующим главным распорядителям (прямым получателям), в основном задействованы следующие группы экономической классификации расходов - группа 200 "Расходы" и группа 300 "Поступление нефинансовых активов".

Двухсотая группа аккумулирует все безвозвратно уходящие потоки денежных средств, такие как оплата труда, приобретение услуг, безвозмездные и безвозвратные перечисления, прочие расходы.

В трехсотую группу включаются все операции, связанные с приобретением, созданием материальных ценностей, в том числе основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, то есть весь спектр расходов, связанных с увеличением стоимости нефинансовых активов, - от оплаты договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, до приобретения канцелярских товаров.

Смысл здесь в том, что операции, включаемые в трехсотую группу, не являются расходными, поскольку стоимость активов учреждения при этом сохраняется, а изменяется лишь форма ее выражения. К примеру, операция по приобретению транспортного средства уменьшает в балансе раздел второй "Финансовые активы" и увеличивает его первый раздел "Нефинансовые активы", валюта же баланса при этом не изменяется. Приведенный пример достаточно наглядно разъясняет суть применения групп 200 "Расходы" и 300 "Поступление нефинансовых активов".

Ну и теперь предлагаю остановиться на структуре групп 200 и 300 в части некоторых включенных в них подстатей и их расшифровки.

Группа 200 "Расходы"

В состав данной группы включаются следующие статьи:

210 - "Оплата труда и начисления на оплату труда";

220 - "Приобретение услуг";

230 - "Обслуживание долговых обязательств";

240 - "Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям";

250 - "Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам";

260 - "Социальное обеспечение";

290 - "Прочие расходы".

Статья 210 "Оплата труда и начисления на оплату труда"

Указанная статья включает в себя следующие подстатьи:

211 - "Заработная плата";

212 - "Прочие выплаты";

213 - "Начисления на оплату труда".

Подстатья 211 "Заработная плата"

На данную подстатью относятся расходы органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений по оплате труда на основе договоров (контрактов) в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной (муниципальной) службе, трудовым законодательством.

Применение данной подстатьи не должно вызывать вопросов, так как ее расшифровка идентична привычной предметной статье 110100 "Оплата труда", за исключением расходов на выходное пособие при увольнении (подстатья 110130 "Выходное пособие при увольнении") и расходов по выплатам присяжным заседателям, народным заседателям, арбитражным заседателям, участвующим в судебном процессе, а также адвокатам (в установленном порядке) в соответствии с законодательством Российской Федерации (подстатья 110160 "Оплата труда привлекаемых лиц"), которые с 2005 г. подлежат отнесению соответственно на подстатьи 262 "Пособия по социальной помощи населению" и 226 "Прочие услуги".

Следует отметить, что с 2005 г. на указанную подстатью подлежат отнесению расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (в части выплат за первые два дня временной нетрудоспособности), осуществляемые в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" за счет средств работодателя.

Подстатья 212 "Прочие выплаты"

Это новая и, естественно, вызывающая много вопросов подстатья.

На данную подстатью относят расходы учреждений по оплате дополнительных выплат и компенсаций, определенных условиями трудового договора, статусом военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:

- подъемные пособия при переезде на новое место работы (службы); оплата стоимости проезда к месту отпуска и обратно: лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, военнослужащим и приравненным к ним лицам, судьям, работникам загранучреждений и другим работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера; оплата средств при убытии в основной отпуск (до заключения контракта), в отпуск по болезни; единовременное пособие при перезаключении трудового договора;

- суточные при служебных командировках. (Здесь следует отметить, что расходы на служебные командировки начиная с 2005 г. разделены: на суточные (подстатья 212 "Прочие выплаты"), оплату проезда (подстатья 222 "Транспортные услуги") и наем жилых помещений при служебных командировках (подстатья 226 "Прочие услуги");

- продовольственно-путевые деньги; полевые деньги;

- компенсации: за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение; взамен продовольственного пайка (включая табачное довольствие); стоимости форменной одежды и обуви (вещевого имущества); стоимости проездных документов на все виды общественного транспорта; за содержание служебных собак по месту жительства; стоимости жилья, связанной с наймом (поднаймом) жилых помещений; за приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий; связанные с депутатской деятельностью; за установку телефона; взамен бесплатного обеспечения лекарственными средствами; взамен лечебно-профилактического питания; за использование личного транспорта для служебных целей;

- ежемесячные пособия супругам военнослужащих в период их проживания с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут устроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья;

- ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое работодателем;

- другие аналогичные расходы, обусловленные нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Подстатья 213 "Начисления на оплату труда"

На данную подстатью относят расходы по оплате учреждением единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Оплата работодателем единого социального налога и взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, отражается по тем статьям и подстатьям экономической классификации, где отражаются расходы на оплату услуг по данному договору.

В этой связи относительно договоров гражданско-правового характера следует подчеркнуть, что расходы на выплаты физическим лицам по указанным договорам не привязаны к конкретной подстатье (в 2004 г. указанные расходы были предусмотрены в рамках подстатьи 111040 "Прочие текущие расходы") и начиная с 2005 г. подлежат отнесению на подстатью, соответствующую экономическому содержанию операции.

Можно предположить, что в основном это подстатьи 222 "Транспортные услуги", 224 "Арендная плата за пользование имуществом", 225 "Услуги по содержанию имущества" и 226 "Прочие услуги", по которым и будет производиться начисление единого социального налога на выплаты по соответствующему договору.

Статья 220 "Приобретение услуг"

Указанная статья включает следующие подстатьи:

221 - "Услуги связи";

222 - "Транспортные услуги";

223 - "Коммунальные услуги";

224 - "Арендная плата за пользование имуществом";

225 - "Услуги по содержанию имущества";

226 - "Прочие услуги".

Подстатья 221 "Услуги связи"

На данную подстатью относят расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг связи в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:

- предоставление: телефонных и телеграфных каналов связи, каналов передачи данных (информации), аренды технических средств (аппаратов и других оконечных устройств) телефонной, документальной связи (телеграфной передачи данных и телематических служб), соединительных, специальных и прямых линий связи, сотовой, пейджинговой связи; подключение и использование глобальной сети "Интернет"; предоставление доступа к телефонной сети (установка телефонов и других средств связи), междугородных и международных соединений, местного телефонного соединения (абонентская и повременная оплата), радиосвязи, мобильных телесистем документальной электросвязи и других средств связи;

- пересылку почтовых отправлений (в том числе оплата услуг фельдъегерской и специальной связи); почтовые переводы денежных средств; приобретение почтовых марок, конвертов, почтовых ящиков; регистрацию сокращенного телеграфного адреса; пользование радиоточкой (абонентская плата);

- другие аналогичные расходы.

Таким образом, расшифровка указанной подстатьи соответствует наполнению применявшейся в 2004 г. предметной статьи 110600 "Оплата услуг связи".

Подстатья 222 "Транспортные услуги"

На данную подстатью относят расходы учреждения по оплате договоров на оказание транспортных услуг в целях обеспечения собственных нужд.

В целом расшифровка подстатьи соответствует наполнению применявшейся в 2004 г. предметной статьи 110500 "Транспортные услуги", за исключением следующих моментов:

- в указанную подстатью с 2005 г. включаются расходы по оплате проезда по служебным командировкам и служебным разъездам на внутригородском транспорте;

- исключены расходы на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств (указанные расходы с 2005 г. подлежат отнесению на подстатью 225 "Услуги по содержанию имущества");

- исключены расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (указанные расходы с 2005 г. подлежат отнесению на подстатью 226 "Прочие услуги").

Подстатья 223 "Коммунальные услуги"

Указанная подстатья существенно укрупнена и модернизирована и с 2005 г. аккумулирует расходы, непосредственно относящиеся к коммунальным услугам, которые в 2004 г. подлежали отражению по подстатьям:

110720 - "Оплата потребления тепловой энергии", с детализацией по соответствующим элементам расходов";

110730 - "Оплата потребления электрической энергии";

110740 - "Оплата водоснабжения помещений".

На подстатью 223 относят расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:

- оплату отопления и технологических нужд, а также горячего водоснабжения, потребления газа (включая его транспортировку по газораспределительным сетям и плату за снабженческо-сбытовые услуги), потребления электроэнергии для хозяйственных, производственных, технических, лечебных, научных, учебных и других целей, водоснабжения, канализации, ассенизации;

- другие аналогичные расходы.

Следует отметить, что в рамках данной статьи не нашли отражения расходы на котельно-печное отопление в части приобретения топлива (угля, мазута топочного, дров и других видов топлива) для собственных котельных. Затраты учреждений на указанные цели с 2005 г. подлежат отнесению на подстатью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".

Подстатья 224 "Арендная плата за пользование имуществом"

Расшифровка данной подстатьи соответствует наполнению применявшейся в 2004 г. предметной статьи 110750 "Оплата аренды помещений, земли и другого имущества".

На данную подстатью относят расходы учреждения по оплате арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды (субаренды) имущества в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

- помещений, сооружений (в том числе общежитий, мест проведения занятий по физической подготовке, спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов);

- земли, транспортных средств и другого имущества (включая гаражи, места для прокладки кабелей связи).

Подстатья 225 "Услуги по содержанию имущества"

Это новая, также вызывающая множество вопросов подстатья, включающая в себя отдельные направления расходования средств, подлежащие в 2004 г. отражению в подстатьях 110710 "Оплата содержания помещений", 110770 "Прочие коммунальные услуги", 111020 "Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря", 111030 "Оплата текущего ремонта зданий и сооружений", предметной статье 240300 "Капитальный ремонт".

На данную подстатью относят расходы учреждения на оплату договоров на оказание услуг, связанных с содержанием нефинансовых активов, находящихся в оперативном управлении или в аренде, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе за:

- содержание в чистоте помещений, зданий, дворов, иного имущества (включая уборку и вывоз снега, мусора, дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию, газацию складов, санитарно-гигиеническое обслуживание, мойку транспорта);

- пусконаладочные работы, техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонт имущества (зданий, сооружений, помещений, машин и оборудования, инвентаря, автомобильных дорог и искусственных сооружений на них);

- реставрацию памятников истории и культуры;

- другие аналогичные расходы.

Подстатья 226 "Прочие услуги"

Подстатья аккумулирует расходы, которые в 2004 г. предусматривались по подстатьям 110160 "Оплата труда привлекаемых лиц", 110400 "Командировки и служебные разъезды", 110510 "Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств", 110800 "Оплата геологоразведочных работ", 110900 "Оплата услуг по типовому проектированию", 111010 "Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ", 111040 "Прочие текущие расходы", 111060 "Прочие непредвиденные расходы федерального значения" и представляли собой оплату за оказанные услуги.

Начиная с 2005 г. на данную подстатью относят расходы учреждения по оплате договоров на оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 - 225, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе на:

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические, геологоразведочные работы, услуги по типовому проектированию, по договорам комиссии, поручения;

- разработку градостроительной документации, градостроительных и технических регламентов;

- вневедомственную (в том числе пожарную) охрану, охранную и пожарную сигнализацию (установку, наладку и эксплуатацию);

- страхование жизни, здоровья и имущества (в том числе гражданской ответственности владельцев транспортных средств);

- вознаграждение присяжных заседателей, народных заседателей, арбитражных заседателей, участвующих в судебном процессе, а также адвокатов (в установленном порядке) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- организацию и проведение работ и мероприятий в рамках текущей деятельности;

- хранение, ремонт, пересылку, перевозку конфискованного бесхозного имущества;

- прокат специальных кино- и видеозаписей, аудиозаписей;

- наем жилых помещений при служебных командировках;

- услуги по изготовлению и приобретению бланков (государственных сертификатов, отчетности и пр.);

- услуги в области информационных технологий (приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение, включая приобретение и обновление справочно-информационных баз данных);

- услуги агентов по операциям с государственными активами и обязательствами;

- подписку на периодические печатные издания;

- другие расходы, связанные с оплатой прочих услуг, не отнесенных на подстатьи 221 - 225.

Статья 260 "Социальное обеспечение"

Указанная статья включает следующие подстатьи:

261 - "Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения";

262 - "Пособия по социальной помощи населению";

263 - "Пенсии, пособия, выплачиваемые организациями сектора государственного управления".

Наполнение названных статей вряд ли имеет существенный интерес для большинства получателей бюджетных средств, поскольку применяются они в системах социального, пенсионного и медицинского страхования, а также ограниченным числом соответствующих органов власти (в силу специфики их деятельности).

Единственное, на чем еще раз хотелось бы акцентировать внимание, - подстатья 262 "Пособия по социальной помощи населению", в рамках которой подлежат отражению расходы на выходное пособие при увольнении сотрудников, выплачиваемое в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 290 "Прочие расходы"

На данную статью относят расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением услуг учреждениями для собственных нужд, обслуживанием государственных и муниципальных долговых обязательств, предоставлением за счет средств бюджетов безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, в том числе на:

- уплату налогов и сборов в бюджеты всех уровней, включаемые в состав расходов;

- уплату разного рода платежей, сборов, государственных пошлин, лицензий;

- уплату штрафов, пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и другие экономические санкции;

- оплату выполненных работ по стройкам и объектам государственных унитарных предприятий, муниципальных унитарных предприятий и негосударственных коммерческих организаций, предусмотренным в установленном порядке в инвестиционных программах, а также в соответствии с решением органа местного самоуправления;

- отчисления денежных средств профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурную работу;

- возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. (Здесь следует отметить, что в соответствии с п. 10 Приказа Минфина России от 08.04.2003 N 30н "Об утверждении Правил организации работы Министерства финансов Российской Федерации по исполнению судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти" (в ред. Приказа от 12.11.2004 N 103н) расходы федерального бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном листе на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц, могут быть предусмотрены по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в сводной бюджетной росписи федерального бюджета, утвержденной на текущий финансовый год);

- возмещение морального вреда по решению судебных органов;

- выплату денежных компенсаций истцам по соответствующим решениям Европейского суда по правам человека;

- выплату окладов за звания действительных членов и членов-корреспондентов российских академий наук, имеющих государственный статус;

- выплату научных стипендий ученым, стипендий работникам организаций оборонно-промышленного комплекса, студентам, учащимся, аспирантам, докторантам, ординаторам, а также расходы за счет стипендиального фонда на социальную поддержку учащихся, студентов и аспирантов учебных заведений профессионального образования;

- выплату государственных премий в различных областях;

- прием и обслуживание делегаций (представительские расходы);

- выплаты спортсменам и их тренерам;

- прочие расходы, не отнесенные к другим статьям.

Далее в экономической классификации представлена

Группа 300 "Поступления нефинансовых активов"

В состав данной группы включаются следующие статьи:

310 - "Увеличение стоимости основных средств";

320 - "Увеличение стоимости нематериальных активов";

340 - "Увеличение стоимости материальных запасов".

Статья 310 "Увеличение стоимости основных средств"

На данную статью относят расходы учреждения по оплате договоров на приобретение, а также договоров подряда на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию объектов, относящихся к основным средствам, независимо от стоимости и со сроком полезного использования более 12 месяцев в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

- жилых и нежилых помещений, зданий, сооружений, машин и оборудования, инструментов, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда (на бумажных и иных носителях), медицинского инструментария, мягкого инвентаря, драгоценностей и ювелирных изделий, сценическо-постановочного оборудования, наглядных пособий и экспонатов, прочих основных средств (посуды, столов, книжных шкафов, многолетних насаждений, рабочего и продуктивного скота и других предметов хозяйственного инвентаря);

- машин, оборудования, материалов для подрядчика;

- вооружения, военной и специальной техники;

- прочих основных средств.

Статья 320 "Увеличение стоимости нематериальных активов"

На данную статью относят расходы учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них, в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

- авторских и иных договоров на создание научных разработок, а также на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав и др.;

- патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

- свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

- прав на ноу-хау;

- исключительных прав на программное обеспечение и баз данных для ЭВМ;

- прочих нематериальных активов.

Статья 340 "Увеличение стоимости материальных запасов"

На данную статью относят расходы учреждения по оплате договоров на приобретение сырья и материалов, предназначенных для однократного использования в процессе деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, а также предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, но не относящихся к основным средствам в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) в целях обеспечения собственных нужд, в том числе:

- медикаментов и перевязочных средств;

- продуктов питания (оплата продовольствия), в том числе продовольственных пайков военнослужащим и приравненным к ним лицам;

- горюче-смазочных материалов, включая специальное топливо;

- всех видов котельно-печного топлива;

- строительных материалов, силикатных материалов, лесных материалов, металлоизделий, санитарно-технических материалов, электротехнических материалов, химико-москательных материалов;

- хозяйственных материалов, канцелярских принадлежностей, кормов и фуража, семян, удобрений и компонентов для содержания и воспроизводства рыбы, возвратной и обменной тары, реактивов и химикатов, стекла и химпосуды, металлов, электроматериалов, радиоматериалов, фотопринадлежностей, подопытных животных, книжной, иной печатной продукции на бумажных и иных носителях (кроме библиотечных фондов), запасных частей, молодняка всех видов животных и животных на откорм, посадочного материала, лесорубочных билетов для заготовки дров;

- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- прочих материальных запасов.

Д.В.Новиков

Консультант

Отдела методологии бюджетного учета,

бюджетной отчетности и бюджетной классификации

Департамента бюджетной политики

Министерства финансов Российской Федерации

Подписано в печать

10.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Полномочия Федерального казначейства в бюджетном процессе ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 2) >
Статья: Элементы учетной политики по бюджетному учету ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.