Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу об оплате труда работников школ ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1)



"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1

К ВОПРОСУ ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ШКОЛ

На федеральном уровне в соответствии со ст. 143 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Таковым является Федеральный закон от 04.02.1999 N 22-ФЗ "Об оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (в новой редакции), предусматривающий, что тарифная ставка (оклад) 1-го разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяется Правительством РФ. Тарифные ставки 2-го и последующих разрядов ЕТС федеральных государственных учреждений определяются исходя из размеров тарифной ставки (оклада) 1-го разряда и утверждаемых Правительством РФ межразрядных тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.

По решению Правительства РФ для оплаты труда работников федеральных государственных учреждений может применяться система оплаты труда, отличная от ЕТС.

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 29.12.2004 приняты Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2005 г. Они разработаны в целях реализации ст. 135 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

Эти Единые рекомендации призваны оказать помощь федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, органам по труду субъектов Российской Федерации, профессиональным союзам и учреждениям бюджетной сферы в осуществлении мер по организации оплаты труда работников учреждений, находящихся на бюджетном финансировании.

Рекомендации принимаются за основу Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и утверждении законодательных и нормативных актов по оплате труда работников бюджетных учреждений.

В Рекомендациях даны перечни вопросов, а также изложены Единые принципы, которые должны быть предусмотрены законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Этими Рекомендациями определено, что в 2005 г. организация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, государственных и муниципальных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда.

Одновременно Правительство РФ Постановлением от 31.12.2004 N 902 "О повышении тарифных ставок (окладов) работников федеральных государственных учреждений" с 1 января 2005 г. произвело повышение в 1,2 раза размеров тарифных ставок (окладов), предусмотренных Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.10.2003 N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы", для работников федеральных государственных учреждений. Ниже приводим конкретные размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по каждому разряду ЕТС.

При этом в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" за высшими учебными заведениями сохранена самостоятельность по определению в пределах имеющихся средств на оплату труда работников размеров доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеров должностных окладов (ставок) всех категорий работников без установления предельных размеров должностных окладов (ставок).

     
   ————————————————T————T—————T————T—————T————T————T—————T—————T————¬
   |Разряды оплаты |  1 |  2  |  3 |  4  |  5 |  6 |  7  |  8  |  9 |
   |труда          |    |     |    |     |    |    |     |     |    |
   +———————————————+————+—————+————+—————+————+————+—————+—————+————+
   |Тарифные ставки| 720| 804 | 888| 984 |1092|1212| 1332| 1464|1608|
   |(оклады)       |    |     |    |     |    |    |     |     |    |
   +———————————————+————+—————+————+—————+————+————+—————+—————+————+
   |Разряды оплаты | 10 |  11 | 12 | 13  | 14 | 15 |  16 |  17 | 18 |
   |труда          |    |     |    |     |    |    |     |     |    |
   +———————————————+————+—————+————+—————+————+————+—————+—————+————+
   |Тарифные ставки|1764| 1932|2088| 2256|2424|2616| 2808| 3024|3240|
   |(оклады)       |    |     |    |     |    |    |     |     |    |
   L———————————————+————+—————+————+—————+————+————+—————+—————+—————
   

На региональном уровне Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъекта РФ самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в этом Федеральном законе.

При этом вышеназванным Федеральным законом установлено, что в субъектах Российской Федерации, которым предоставляются дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, размеры оплаты труда работников государственных учреждений субъекта РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений.

Таким образом, для дотационных регионов законодательство существенно ограничивает самостоятельность по установлению работникам учреждений субъектов РФ размеров оплаты труда, поскольку максимальные размеры, установленные для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений, одновременно выступают как предельные уровни оплаты труда в этих регионах.

В то же время федеральное законодательство не обязывает субъекты РФ достигать в регионе этих предельных размеров оплаты труда, установленных для соответствующих категорий работников федеральных государственных учреждений. Единственной федеральной государственной гарантией по оплате труда работников в регионе независимо от их квалификации теперь является минимальный размер оплаты труда.

В соответствии со ст. 29 (в ред. от 22.08.2004) Закона РФ "Об образовании" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области общего образования отнесено и выделение субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Однако с учетом предусмотренного поправками к Трудовому кодексу РФ иного порядка установления оплаты труда в бюджетных учреждениях возникает вопрос: каким образом субъектом РФ будут рассчитываться эти субвенции в части оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, если формально тарифная система оплаты труда работников должна определяться органами местного самоуправления самостоятельно, т.е. без участия органов государственной власти субъектов РФ.

По всей видимости, необходимо законодательное решение этой проблемы, а до тех пор с учетом принципа сохранения действующих размеров и условий оплаты труда, сложившихся на 31.12.2004, финансирование с 1 января 2005 г. должно осуществляться на прежних условиях.

На муниципальном уровне Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. В этой части Закон вступает в силу с 1 января 2006 г.

При этом вышеназванным Законом предусмотрено, что в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций, размер оплаты труда работников муниципальных учреждений определяется в соответствии с предельными нормативами, установленными законом субъекта РФ.

В.Д.Соколова

Консультант

Управления экономики

Федерального агентства по образованию

Подписано в печать

10.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новая глава Налогового кодекса "Налог на землю" ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1) >
Вопрос: Проработала 24 года учителем начальных классов в средней школе и один год воспитателем группы продленного дня. Теперь мне этот один год работы воспитателем ГПД не включают в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Правильно ли это? ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.