Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новая глава Налогового кодекса "Налог на землю" ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1)



"Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1

НОВАЯ ГЛАВА НАЛОГОВОГО КОДЕКСА "НАЛОГ НА ЗЕМЛЮ"

С 01.01.2005 Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введена новая гл. 31 Налогового кодекса "Земельный налог". Чем "грозит" она образовательным учреждениям?

Самым, пожалуй, существенным условием применения любой главы НК РФ, устанавливающей региональный или местный налог, является факт принятия регионального и местного закона, дублирующего или изменяющего (в пределах правомочий) нормы главы НК РФ. Налоговый кодекс вводит и регулирует только федеральные налоги и сборы, а региональные и местные - лишь позиционирует (устанавливает общие принципы).

Земельный налог относится к местным налогам, а, следовательно, местный законодатель должен принять (причем уложиться в сроки!) свой закон в соответствии с новой главой Налогового кодекса. Поэтому необходимо обратить внимание на два реквизита местного закона:

- срок опубликования (за один месяц до вступления в силу);

- дата начала применения (первое число, следующее за налоговым периодом, т.е. 1 января).

Если одно из условий не выполняется, следовательно, применить "опоздавший" местный закон и соответственно новую главу НК нельзя. В таком случае применяются нормы "старого" законодательства.

Местный закон определяет:

- ставку налога (не более ставки, установленной НК РФ);

- порядок и сроки уплаты налога;

- формы отчетности;

- налоговые льготы и основания для их использования (ст. 12 НК РФ).

Статус налогоплательщика

Глава 31 НК РФ "Земельный налог" устанавливает статус налогоплательщика и объекты налогообложения.

Налогоплательщиками признаются организации, обладающие земельными участками на праве:

- собственности;

- постоянного (бессрочного) пользования.

Не признаются налогоплательщиками организации, обладающие земельными участками:

- на праве безвозмездного срочного пользования;

- переданных по договору аренды (ст. 388 НК РФ).

Необходимо разобраться, каковы права образовательной организации на находящиеся у нее земельные участки.

Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Формулировка до 2005 г.:

"За государственным и муниципальным высшим учебным заведением закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки" (п. 3 ст. 27).

Формулировка с 2005 г.:

"За федеральным государственным высшим учебным заведением закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование выделенные ему в установленном порядке земельные участки" (п. 3 ст. 27).

Земельный кодекс Российской Федерации (принят Федеральным законом от 25.10.2001 N 136-ФЗ)

"В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 гл. 4 ЗК РФ)".

Гражданский кодекс Российской Федерации

"В соответствии со ст. 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками (п. 1 ст. 20 гл. 4 Земельного кодекса)".

Итак, три федеральных закона для государственных и муниципальных учреждений определяют право использования земельных участков как право постоянного (бессрочного) пользования.

Вывод:

с 2005 г. государственные и муниципальные учреждения (в том числе высшие учебные заведения) являются плательщиками налога на землю.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения:

- земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Понятия "изъятый из оборота земельный участок" и "ограниченный в обороте земельный участок" устанавливаются ст. 27 Земельного кодекса.

Изъятый из оборота земельный участок не может предоставляться в частную собственность, а также быть объектом сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Ограниченный в обороте земельный участок не предоставляется в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

К изъятым из оборота земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, относятся:

1) государственные природные заповедники и национальные парки;

2) здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

3) здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;

4) объекты организаций федеральной службы безопасности;

5) объекты организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинские и гражданские захоронения;

10) инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.

К ограниченным в обороте земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, относятся:

1) особо охраняемые природные территории;

2) лесной фонд, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

3) водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в составе водного фонда;

4) особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации, объекты, включенные в список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия, земли. (В настоящем абзаце приведен неполный перечень земельных участков).

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. А кадастровая стоимость земельного участка в свою очередь определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НК РФ).

Что же такое кадастровая стоимость земельного участка и чем она отличается от иных видов оценки земельного участка?

В ст. 66 Земельного кодекса рассматриваются следующие виды стоимости земельных участков:

- кадастровая;

- рыночная;

- нормативная;

- цена продажи.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности и Методическими рекомендациями, утвержденными Распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 N 568-р.

Нормативная стоимость земли устанавливается исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости и вводится для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, установлении коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения нормативной цены земли установлен Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319.

Цена продажи устанавливается субъектом РФ (до установления применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога) в поселениях с численностью населения:

- свыше 3 млн человек - в 5 - 30-кратном размере ставки земельного налога на единицу площади;

- от 500 тыс. до 3 млн человек - в 5 - 17-кратном размере ставки земельного налога на единицу площади;

- до 500 тыс. человек, а также за пределами черты поселений - в 3 - 10-кратном размере ставки земельного налога на единицу площади.

При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством РФ в размере от 0,7 до 1,3.

Каждый земельный участок должен быть зарегистрирован в Государственном земельном кадастре. А его кадастровая стоимость определяется по состоянию на 1 января (ст. 391 НК РФ).

Налоговый период. Налоговые ставки.

Налоговая декларация

Налоговым периодом является год. Отчетными периодами - квартал, полугодие и девять месяцев.

Налоговые ставки не могут превышать:

0,3 процента в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Освобождаются от налогообложения:

- организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России;

- организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

- организации в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения, испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения (льгота действует до 1 января 2006 г.);

- религиозные организации;

- общероссийские общественные организации инвалидов;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

- организации народных художественных промыслов;

- физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

- научные организации РАН, РАМН, РАСН, РАО, Российской академии архитектуры и строительных наук, РАХ (льгота действует до 1 января 2006 г.). Список закрыт.

По истечении налогового периода определяется сумма к уплате налога на землю, равная произведению процентной ставки налога на кадастровую стоимость земельного участка. Если участки находятся в различных местностях, следовательно, необходимо руководствоваться ставками, установленными в месте их расположения.

Авансовые платежи (если они установлены местным законом) исчисляются и уплачиваются налогоплательщиком самостоятельно в размере одной четвертой от кадастровой стоимости участка земли. Уплачивать налог на землю необходимо в местные налоговые инспекции.

Право на льготы должно быть подтверждено документально и представлено в местные налоговые инспекции.

По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

По истечении налогового периода предоставляется налоговая декларация по утвержденной Минфином России форме не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и имеющих в соответствии с законодательством с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним равную юридическую силу, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ).

Подводя итог, можно сказать следующее:

"впрямую" образовательные заведения не освобождены от налога на землю, но льготированы земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте, особо ценные объекты. Возможно, местные власти пополнят список льгот своими местными законами.

Примечание. В Москве принят Закон от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге".

1) Введены налоговые ставки:

- 0,3% от кадастровой стоимости участка (в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в г. Москве, для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства);

- 0,1% от кадастровой стоимости участка (в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищного фонда, жилищным строительством);

- 1,5% от кадастровой стоимости участка прочих земельных участков.

2) Определен порядок и срок уплаты налога. Для юридических лиц авансовые платежи должны быть уплачены не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 3).

3) Определен порядок и срок представления документов по месту нахождения земельного участка на право уменьшения налоговой базы только для физических лиц.

Дата официального опубликования закона - 24.11.2004. Следовательно, для москвичей-налогоплательщиков с 01.01.2005 вступают в силу гл. 31 НК и местный закон г. Москвы.

Дополнительных льгот в московском законе нет, но, поскольку гл. 31 НК РФ вступила в силу, можно воспользоваться льготами, установленными Налоговым кодексом.

Е.В.Строкова

Главный бухгалтер

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Подписано в печать

10.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учетная политика: платное обучение, целевые взносы, проживание в общежитии, родительская плата ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1) >
Статья: К вопросу об оплате труда работников школ ("Советник бухгалтера в сфере образования и науки", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.