|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Какую неустойку фирма может взыскать с туриста ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1
КАКУЮ НЕУСТОЙКУ ФИРМА МОЖЕТ ВЗЫСКАТЬ С ТУРИСТА
Заключив договор с турфирмой на организацию поездки, турист через какое-то время может отказаться от нее. Причины для этого могут быть самые разные, например болезнь самого туриста или его родственников, отказ посольства в выдаче визы <*>, да и просто изменение в планах туриста на отпуск. ————————————————————————————————<*> Об учете и налогообложении в ситуации, связанной с отказом туриста от поездки по данной причине, читайте в статье "Туристу отказали в визе", опубликованной в этом номере журнала на с. 39.
Но при аннулировании тура фирма взыскивает с клиента неустойку. А в каком размере ее можно взыскать? Ответ на этот вопрос вы получите из нашей статьи, которая основана на рассмотрении спора, описанного в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2004 г. N Ф08-3967/2004-1624А.
Суть спора
Фирма заключила договор с физическим лицом на организацию для него поездки. В этом договоре установлена конкретная сумма неустойки, которую фирма взыскивает с клиента, если он отказался от тура. Однако по мнению туриста, это неправомерно. Ведь сумма неустойки должна соответствовать фактическим расходам турфирмы, связанным с подготовкой аннулированного тура. И неустойка не может превышать сумму таких расходов. Кроме того, в договоре с туристом не были указаны данные о лицензии фирмы на осуществление туристской деятельности и ее юридический адрес (вместо него фирма указала свой фактический адрес), а ведь эти данные относятся к существенным условиям договора.
Что решил суд
Договор на оказание туристских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Как указано в п.1 ст.782 Гражданского кодекса РФ, заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы. В данном случае условие договора с туристом, в котором установлена конкретная сумма неустойки за отказ от тура, противоречит указанной норме. При этом суд отклонил доводы фирмы о том, что неустойка является ее фактическими расходами, ведь такие расходы должны подтверждаться доказательствами в каждом конкретном случае. Кроме того, фирма нарушила положения ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", поскольку договор не содержит таких существенных условий, как сведения о лицензии и юридическом адресе фирмы. При этом суд отклонил доводы фирмы о том, что она указала в договоре свой фактический адрес, чтобы не вводить клиента в заблуждение, поскольку она расположена не по тому адресу, который указан в ее учредительных документах.
Примечание. Юридический адрес организации Понятие юридического адреса дано в п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ. Это место государственной регистрации организации.
На что обратить внимание
К существенным условиям договора с туристом <**>, которые в нем нужно обязательно указать, относятся: - информация о продавце - туроператоре или турагенте (включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты); - сведения о покупателе (туристе) в объеме, необходимом для реализации путевки (Ф.И.О. туриста, его паспортные данные, адрес места жительства и контактный телефон); - информация о туроператоре, если путевка реализуется через посредника; - информация о потребительских свойствах туристского продукта (включая информацию о программе пребывания, маршруте путешествия, условиях безопасности туристов); - дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность; - порядок встречи, проводов и сопровождения туристов; - права, обязанности и ответственность сторон; - розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты; - минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы; - условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон; - порядок и сроки предъявления претензий туристом. ————————————————————————————————<**> Рекомендации по составлению договора с туристами приведены в статье, опубликованной в журнале "Учет в туристической деятельности" N 1, 2004, с. 55.
А.К.Кузнецов Юрист Подписано в печать 10.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |