Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Какую неустойку фирма может взыскать с туриста ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1

КАКУЮ НЕУСТОЙКУ ФИРМА МОЖЕТ ВЗЫСКАТЬ С ТУРИСТА

Заключив договор с турфирмой на организацию поездки, турист через какое-то время может отказаться от нее. Причины для этого могут быть самые разные, например болезнь самого туриста или его родственников, отказ посольства в выдаче визы <*>, да и просто изменение в планах туриста на отпуск.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Об учете и налогообложении в ситуации, связанной с отказом туриста от поездки по данной причине, читайте в статье "Туристу отказали в визе", опубликованной в этом номере журнала на с. 39.

Но при аннулировании тура фирма взыскивает с клиента неустойку. А в каком размере ее можно взыскать? Ответ на этот вопрос вы получите из нашей статьи, которая основана на рассмотрении спора, описанного в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 сентября 2004 г. N Ф08-3967/2004-1624А.

Суть спора

Фирма заключила договор с физическим лицом на организацию для него поездки. В этом договоре установлена конкретная сумма неустойки, которую фирма взыскивает с клиента, если он отказался от тура. Однако по мнению туриста, это неправомерно. Ведь сумма неустойки должна соответствовать фактическим расходам турфирмы, связанным с подготовкой аннулированного тура. И неустойка не может превышать сумму таких расходов.

Кроме того, в договоре с туристом не были указаны данные о лицензии фирмы на осуществление туристской деятельности и ее юридический адрес (вместо него фирма указала свой фактический адрес), а ведь эти данные относятся к существенным условиям договора.

Что решил суд

Договор на оказание туристских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг. Как указано в п.1 ст.782 Гражданского кодекса РФ, заказчик может отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг, если оплатит исполнителю фактически понесенные расходы. В данном случае условие договора с туристом, в котором установлена конкретная сумма неустойки за отказ от тура, противоречит указанной норме. При этом суд отклонил доводы фирмы о том, что неустойка является ее фактическими расходами, ведь такие расходы должны подтверждаться доказательствами в каждом конкретном случае.

Кроме того, фирма нарушила положения ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", поскольку договор не содержит таких существенных условий, как сведения о лицензии и юридическом адресе фирмы. При этом суд отклонил доводы фирмы о том, что она указала в договоре свой фактический адрес, чтобы не вводить клиента в заблуждение, поскольку она расположена не по тому адресу, который указан в ее учредительных документах.

Примечание. Юридический адрес организации

Понятие юридического адреса дано в п.2 ст.54 Гражданского кодекса РФ. Это место государственной регистрации организации.

На что обратить внимание

К существенным условиям договора с туристом <**>, которые в нем нужно обязательно указать, относятся:

- информация о продавце - туроператоре или турагенте (включая данные о лицензии на осуществление туроператорской или турагентской деятельности, его юридический адрес и банковские реквизиты);

- сведения о покупателе (туристе) в объеме, необходимом для реализации путевки (Ф.И.О. туриста, его паспортные данные, адрес места жительства и контактный телефон);

- информация о туроператоре, если путевка реализуется через посредника;

- информация о потребительских свойствах туристского продукта (включая информацию о программе пребывания, маршруте путешествия, условиях безопасности туристов);

- дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность;

- порядок встречи, проводов и сопровождения туристов;

- права, обязанности и ответственность сторон;

- розничная цена туристского продукта и порядок его оплаты;

- минимальное количество туристов в группе, срок информирования туриста о том, что путешествие не состоится по причине недобора группы;

- условия изменения и расторжения договора, порядок урегулирования возникших в связи с этим споров и возмещения убытков сторон;

- порядок и сроки предъявления претензий туристом.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Рекомендации по составлению договора с туристами приведены в статье, опубликованной в журнале "Учет в туристической деятельности" N 1, 2004, с. 55.

А.К.Кузнецов

Юрист

Подписано в печать

10.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Последствия цунами... для турфирм ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1) >
Статья: Оформляем туристский ваучер ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.