Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Последствия цунами... для турфирм ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1

ПОСЛЕДСТВИЯ ЦУНАМИ... ДЛЯ ТУРФИРМ

В связи с цунами, происшедшим в конце прошлого года в Юго-Восточной Азии, многие туристы, которые еще не успели вылететь на отдых, отказались от поездки и потребовали от турфирм вернуть им деньги за путевки. Но ведь обычно в договоре с туристом предусмотрено, что фирма не несет ответственности в случае форс-мажора, который в данном случае налицо. Получается, что если турист отказался от поездки, то фирма может не возвращать ему деньги? Разобраться в этой ситуации нам поможет Георгий Автандилович Мохов, юрист, генеральный директор ООО "Юридическое агентство "Персона Грата".

Обязана ли турфирма вернуть клиенту деньги за путевку?

Согласно действующему законодательству лицо несет ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств, если в этом есть его вина. Однако иногда законодательство предусматривает отступление от принципа виновной ответственности - лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, отвечает перед потерпевшими независимо от своей вины.

Исключительным обстоятельством, освобождающим от ответственности в таком случае, является форс-мажор: стихийные явления (землетрясение, наводнение и т.д.), обстоятельства общественной жизни (военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и т.д.), запретительные меры государственных органов (объявление карантина, запрещение перевозок, запрет торговли в порядке международных санкций и т.д.).

Правда, при этом нужно посмотреть условия конкретного договора. Например, стороны могли установить в нем, что наступление форс-мажорных обстоятельств не является основанием для освобождения от ответственности, или предусмотреть специальные условия.

Как правило, стороны устанавливают в договоре, что исполнение обязательств откладывается на срок действия чрезвычайных обстоятельств, но не оговаривают порядок и условия возврата денег при расторжении договора. Справедливо было бы закрепить в договоре такое положение: "На период действия непреодолимой силы и других чрезвычайных обстоятельств, освобождающих от ответственности, обязательства сторон приостанавливаются. Если эти обстоятельства будут длиться более ____ месяцев, то любая из сторон вправе аннулировать договор в одностороннем порядке. При этом стороны обязаны в течение ____ дней с момента расторжения договора вернуть друг другу денежные средства, полученные в счет исполнения этого договора".

Однако, анализируя правовые конфликты, возникшие из ситуации в Юго-Восточной Азии, надо сказать, что основная масса требований туристов не имеет никакого отношения к форс-мажору. Их требования, как правило, связаны с односторонним расторжением договора и отказом от поездки. В таком случае турфирма обязана выплатить клиенту ранее уплаченные им деньги, вычтя из них свои фактические расходы, произведенные по договору. При этом такие расходы должны быть документально подтверждены <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подробнее об этом - в статье рубрики "Юридическая консультация/арбитражная практика" на с. 59.

В условиях такой масштабной катастрофы, которая произошла в прошлом году, можно предположить, что суды при принятии решения будут руководствоваться не столько буквой закона, сколько его духом.

Скорее всего суды будут взыскивать в пользу потребителя компенсацию его прямых убытков - стоимости путевки (в лучшем случае из нее может быть вычтена стоимость авиабилета). Именно с такой позицией уже выступили представители официальных органов. Поэтому на практике многие фирмы начали выплачивать деньги за путевки, не доводя дело до суда.

Как учесть убыток в целях налогообложения прибыли?

Суммы возмещения убытков или ущерба признаются внереализационными расходами фирмы (пп.13 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ). Если она применяет кассовый метод, то эти расходы уменьшают ее налогооблагаемую прибыль после того, как компенсация будет выплачена туристу (п.3 ст.273 Налогового кодекса РФ). Если же турфирма применяет метод начисления, то уменьшать налоговую базу на сумму этих расходов она должна в соответствии с требованиями пп.8 п.7 ст.272 Налогового кодекса РФ, то есть в периоде признания штрафов, пеней, иных санкций, а также сумм возмещения убытков (ущерба).

А что значит признание организацией штрафов, пеней, убытков? Здесь опять же нужно смотреть условия конкретного договора с туристом <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> О том, какие условия должны быть обязательно прописаны в договоре с туристом, читайте в статье "Договор на оказание услуг: рекомендации по составлению", опубликованной в журнале "Учет в туристической деятельности" N 1, 2004, с. 54.

Так, в нем может быть определен особый порядок реализации права туриста на возмещение убытков.

Момент признания турфирмой своей обязанности возместить убытки может быть определен в договоре как фиксированная дата с момента получения от туриста претензии, если, конечно, у турфирмы нет на нее мотивированных возражений. Это является основанием для отражения суммы возмещения убытков в налоговом учете турфирмы.

Г.А.Мохов

Юрист,

генеральный директор

ООО "Юридическое агентство "Персона Грата"

Подписано в печать

10.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Продажа билетов через авиакассы турфирм ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1) >
Статья: Какую неустойку фирма может взыскать с туриста ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.