Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746, Приказа ФТС России от 03.08.2004 N 10)> (Продолжение) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ ГТК РОССИИ ОТ 28.11.2003 N 1356

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ

И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ" <1>

(В РЕД. ПРИКАЗА ГТК РОССИИ ОТ 28.06.2004 N 746,

ПРИКАЗА ФТС РОССИИ ОТ 03.08.2004 N 10)>

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным

документам для бухгалтеров", 2004, N N 11, 12; 2005, N N 1, 2)

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Для удобства пользования извлечения из Инструкции (выделены полужирным шрифтом) включены в текст комментария.

Комментарий

В случае установления нарушения срока уплаты таможенных платежей уполномоченное должностное лицо проверяет начисление пеней за просрочку уплаты.

Пени подлежат уплате в порядке, установленном ст. 349 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - ТК РФ-2004).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин и налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения в соответствии со ст. 332 ТК РФ-2004 обязанности по их уплате либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин и налогов включительно.

Сумма пеней исчисляется в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных платежей.

В соответствии с п. 5 ст. 329 ТК РФ-2004 при нарушении требований и условий таможенных процедур, которые в соответствии с настоящим Кодексом влекут обязанность уплатить таможенные пошлины, налоги, сроком уплаты таможенных платежей для целей исчисления пеней считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день начала действия соответствующей таможенной процедуры.

Исходя из положений пп. 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ-2004 в случае несоблюдения положений о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иных требований и условий, установленных ТК РФ-2004 для применения таможенных режимов, предусматривающих полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день совершения такого нарушения. Если такой день установить невозможно, сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день принятия таможенной декларации на такие товары.

ТК РФ-2004 установлено требование начисления пени при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены льготы.

Пени не начисляются:

- в случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения;

- при доплате в течение 10 рабочих дней со дня получения требования об уплате таможенных платежей дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов в случае самостоятельного определения таможенным органом таможенной стоимости товаров в соответствии со ст. 323 ТК РФ-2004;

- при доплате вывозных таможенных пошлин при периодическом временном декларировании российских товаров (п. 6 ст. 138 ТК РФ-2004);

- при доплате таможенных пошлин, налогов в течение 10 рабочих дней со дня принятия таможенным органом решения о необходимости уплаты вышеуказанных сумм по результатам выверки количества продуктов переработки при применении таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки вне таможенной территории (п. 2 ст. 185 и п. 2 ст. 208 ТК РФ-2004);

- при доплате сумм таможенных пошлин, налогов в связи с представлением в таможенный орган уточненных сведений о товарах, перемещаемых трубопроводным транспортом (п. 2 ст. 312 ТК РФ-2004).

Согласно п. 8 ст. 349 ТК РФ-2004 подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.

В случае если:

- имеется соответствующее решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей,

- товары выпускаются условно (ст. 151 ТК РФ-2004),

- выпуск товаров производится до истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов (пп. 4 п. 1 ст. 149 ТК РФ-2004),

- таможенным органом обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены (п. 3 ст. 153 ТК РФ-2004), -

исполнение обязанности по уплате таможенных платежей должно быть обеспечено в порядке, установленном гл. 31 ТК РФ-2004.

Обеспечение уплаты таможенных платежей производится лицом, ответственным за их уплату, либо иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных платежей.

Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться по выбору плательщика любым из следующих способов:

- залогом товаров и иного имущества (решение о принятии данного способа обеспечения принимает ФТС России);

- банковской гарантией (решение принимается таможней, перед которой возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом (при генеральном обеспечении));

- внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) (решение принимается таможенным постом (таможней), перед которым возникает обеспечиваемое обязательство, либо вышестоящим таможенным органом (при генеральном обеспечении));

- поручительством (решение принимает ФТС России. ФТС России устанавливает случаи и перечень категорий лиц, уполномоченных выступать поручителями перед таможенными органами, заключение договоров поручительства с которыми возможно производить на уровне таможни без получения дополнительного разрешения ФТС России).

Порядок работы таможенных органов с вышеуказанными способами обеспечения уплаты таможенных платежей определен ст. ст. 341, 342, 345 и 346 ТК РФ-2004, а также Распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р.

Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер вышеуказанных сумм (п. 1 ст. 338 ТК РФ-2004).

Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений (п. 2 ст. 338 ТК РФ-2004).

Если ФТС России устанавливается фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров (п. 4 ст. 338 ТК РФ-2004), то решение об установлении вышеуказанного фиксированного размера обеспечения доводится до таможенных органов отдельным нормативным актом ФТС России.

Проверка наличия документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей, проводится уполномоченным должностным лицом в рамках проведения операции документального контроля по проверке правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей.

Такими документами являются:

- при применении залога товаров и иного имущества - договор залога, подписанный начальником таможни или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером таможни, после получения разрешения ФТС России;

- при банковской гарантии - таможенный приходный ордер, оформленный должностным лицом отдела по учету обеспечения таможни;

- при внесении денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог) - таможенная расписка <2>;

- при поручительстве - договор поручительства, подписанный начальником таможни или лицом, его замещающим, а также главным бухгалтером таможни, после получения разрешения ФТС России <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Форма таможенной расписки (добавочного листа к ней) и порядок заполнения и использования таможенной расписки установлены Приказом ГТК России от 24.11.2003 N 1311 "Об утверждении формы таможенной расписки, добавочных листов к таможенной расписке, а также Инструкции о порядке заполнения и использования таможенной расписки".

<3> См. разд. 2 - 4 Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей, утвержденного Распоряжением ГТК России от 29.10.2003 N 596-р.

В рамках данной операции документального контроля уполномоченное должностное лицо осуществляет также проверку наличия достаточных правовых оснований для предоставления заявленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

Льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные законодательством Российской Федерации <4>, можно подразделить:

- на тарифные льготы (Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и ТК РФ-2004): возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара;

- льготы по уплате косвенных налогов - НДС и акцизов (НК РФ и ТК РФ-2004);

- льготы, предоставляемые при специальных таможенных процедурах в соответствии с ТК РФ-2004 (гл. 22 "Перемещение транспортных средств"; гл. 24 "Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях"; гл. 25 "Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц").

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Вопросы о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в зависимости от заявляемого таможенного режима см.: Шавшина В.П., Столпинская Т.Г. О таможенных режимах // Налоговый вестник. - 2004. - N 2. - С. 112; N 3. - С. 115; N 4. - С. 121; N 5. - С. 133; N 6. - С. 118; N 7. - С. 126.

X. В рамках документального контроля уполномоченные должностные лица осуществляют также контроль соблюдения требований и условий заявленного декларантом таможенного режима, который проводится посредством:

- проверки соблюдения условий помещения (изменения или завершения ранее заявленного таможенного режима) товаров под соответствующий таможенный режим;

- проверки уплаты таможенных пошлин, налогов либо обеспечения их уплаты в соответствии с условиями заявленного таможенного режима <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Условия помещения товаров под таможенные режимы, а также порядок уплаты таможенных платежей в соответствии с заявленным таможенным режимом также см.: Шавшина В.П., Столпинская Т.Г. О таможенных режимах // Налоговый вестник. - 2004. - N 2. - С. 112; N 3. - С. 115; N 4. - С. 121; N 5. - С. 133; N 6. - С. 118; N 7. - С. 126.

XI. По результатам проведения операций документального контроля, определенных п. 30 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746 и Приказа ФТС России от 03.08.2004 N 10 (далее - Инструкция)), в таможенной декларации, а также в электронной копии таможенной декларации уполномоченным должностным лицом проставляются соответствующие отметки в порядке, установленном п. 44 Инструкции.

При соблюдении необходимых условий, установленных для выпуска товаров ст. 149 ТК РФ-2004, после завершения проведения операций документального контроля уполномоченное должностное лицо проставляет на оборотной стороне таможенной декларации (1-го экземпляра бланка формы ТД1) отметку "Проверено", которая подлежит заверению подписью данного лица, с указанием своей фамилии и инициалов, времени и даты окончания проверки. В случае проведения операций документального контроля несколькими должностными лицами соответствующие отметки проставляются каждым из уполномоченных должностных лиц, проводивших такой контроль. При этом на оборотной стороне таможенной декларации (1-го экземпляра бланка формы ТД1) проставляется последовательно порядковый номер операции документального контроля (согласно п. 30 Инструкции в рамках документального контроля проводится одиннадцать операций).

При несоблюдении условий, установленных ст. 149 ТК РФ-2004, выпуск товаров не осуществляется. Уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разд. V Инструкции, о чем речь пойдет ниже.

По результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков уполномоченное должностное лицо должно согласно п. 45 Инструкции доложить начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин досмотра (осмотра), его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации.

Раздел V Инструкции определяет последовательность проведения уполномоченными должностными лицами действий при выявлении в ходе документального или фактического контроля (досмотра товаров) несоблюдения условий выпуска товаров.

V. Действия уполномоченных должностных лиц при несоблюдении

условий выпуска товаров (ст. 153 Кодекса)

46. При выявлении в результате проведения документального или фактического контроля несоблюдения условий выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. В уведомлении указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.

47. Если уполномоченным должностным лицом обнаружено, что при декларировании заявлены недостоверные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, в случаях, предусмотренных Кодексом, одновременно с уведомлением уполномоченное должностное лицо направляет декларанту требование по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России, осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в порядке и по форме, установленной Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и иными нормативными правовыми актами ГТК России.

В требовании должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров.

Сведения, откорректированные в таможенной декларации на бумажном носителе, уполномоченное должностное лицо вносит в электронную копию таможенной декларации.

48. Если уполномоченным должностным лицом обнаружено, что при декларировании заявлены недостоверные сведения, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в случаях, предусмотренных Кодексом, одновременно с уведомлением уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, направляет декларанту в соответствии с порядком, установленным иным нормативным правовым актом ГТК России, требование осуществить корректировку таких сведений в порядке и по форме, установленной Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и иными нормативными правовыми актами ГТК России, и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений.

В требовании должно быть указано, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров и какие именно документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений, должны быть представлены.

Сведения, откорректированные в таможенной декларации на бумажном носителе, уполномоченное должностное лицо вносит в электронную копию таможенной декларации.

49. При обнаружении уполномоченным должностным лицом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, или на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль:

а) проводит в рамках сроков, установленных статьей 152 Кодекса, дополнительную проверку заявленных сведений способами, относящимися в соответствии с иными нормативными документами ГТК России к компетенции таможенного поста (например: докладывает о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров, запрашивает дополнительные документы и сведения, проводит необходимую консультацию с функциональными подразделениями таможни, а при необходимости с функциональными подразделениями РТУ и ГТК России по направлениям деятельности и пр.), сообщает лицу, подавшему таможенную декларацию, в порядке и по форме, установленной иными нормативными правовыми актами ГТК России, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, направляет требование о представлении документов, подтверждающих сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, а также документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений;

б) передает при невозможности проведения самостоятельной дополнительной проверки и если это прямо следует из профилей риска, доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, таможенную декларацию с комплектом документов уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием таможенных деклараций, для формирования в соответствии с разделом VI Инструкции направления в функциональные отделы таможни и сообщает лицу, подавшему таможенную декларацию, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, а также направляет требование о представлении документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений.

50. До выполнения требований, указанных в пунктах 47, 48 и 49 Инструкции, уполномоченное должностное лицо не принимает решение о выпуске товаров в соответствии с разделом VIII Инструкции в пределах сроков, установленных для временного хранения в соответствии с Кодексом (п. 7 ст. 153 Кодекса). При этом решение о выпуске не принимается в случае, когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

51. Уведомление и требование составляются уполномоченным должностным лицом в 2-х экземплярах. Первые экземпляры согласно порядку, установленному иным нормативным правовым актом ГТК России, вручаются лицу, подавшему таможенную декларацию, а вторые подшиваются к комплекту таможенной декларации и хранятся в установленном порядке вместе с ним.

Комментарий

При выявлении уполномоченным должностным лицом в ходе проверки иных документов, представленных при декларировании, а также несоблюдения условий выпуска, установленных ст. 149 ТК РФ-2004, выпуск товаров, согласно п. 1 ст. 153 ТК РФ-2004, не осуществляется.

Так, исходя из положений ст. 149 ТК РФ-2004 выпуск товаров не производится, если:

- выявлены неустраненные правонарушения требований таможенного законодательства либо товары изъяты в качестве вещественных доказательств по делу об административном правонарушении или на них наложен арест в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);

- не представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение нетарифных мер регулирования, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации (за исключением случая, когда данные документы могут быть представлены после выпуска товаров (в порядке ст. 131 ТК РФ-2004));

- не соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или для применения соответствующей таможенной процедуры <6>;

- не уплачены таможенные пошлины, налоги либо не предоставлено обеспечение их уплаты согласно гл. 31 ТК РФ-2004;

- выявлено, что декларируемые товары являются контрафактными (выпуск таких товаров приостанавливается - ст. 397 ТК РФ-2004).

     
   ————————————————————————————————
   
<6> См. например, подраздел 3 "Специальные таможенные процедуры" разд. II ТК РФ-2004.

Пунктом 2 ст. 153 ТК РФ-2004 на таможенный орган возложена обязанность по незамедлительному уведомлению декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями п. п. 2 - 6 данной статьи Кодекса, определяющей дополнительные условия выпуска товаров, должен совершить декларант.

В рассматриваемом случае согласно п. 46 Инструкции уполномоченное должностное лицо незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. Форма уведомления и порядок его заполнения установлены Приложением 1 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096 "Об утверждении форм документов".

В случае выявления недостоверных сведений, которые повлияли на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, уполномоченное должностное лицо незамедлительно направляет декларанту требование по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России, осуществить корректировку таких сведений и пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Форма требования и порядок его заполнения определены Приложением 2 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096. Уполномоченное должностное лицо обязано указать в требовании, какие именно сведения необходимо скорректировать для выпуска товаров, а также осуществить расчет подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов либо привести размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.

После внесения декларантом в таможенную декларацию на бумажном носителе скорректированных сведений согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915, уполномоченное должностное лицо вносит эти сведения в электронную копию таможенной декларации.

При обнаружении уполномоченным должностным лицом заявленных декларантом недостоверных сведений, которые влияют на применение к товарам запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларанту направляется требование <7> осуществить корректировку таких сведений и представить документы, подтверждающие соблюдение соответствующих ограничений. В требовании должны быть указаны сведения, которые подлежат корректировке для выпуска товаров, и документы, подтверждающие соблюдение нетарифных мер регулирования, которые надлежит представить декларанту. При этом уполномоченное должностное лицо должно обосновать причины принятия решения о невыпуске товаров, а также срок, в течение которого надлежит провести корректировку сведений и представить необходимые документы.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> По форме, установленной Приложением 2 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096.

Сведения, откорректированные декларантом в таможенной декларации на бумажном носителе, вносятся уполномоченным должностным лицом в электронную копию таможенной декларации.

Если выявляются признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, могут быть недостоверными либо если заявленные сведения не подтверждены надлежащим образом, уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль:

1) проводит в рамках сроков, установленных ст. 152 ТК РФ-2004, дополнительную проверку заявленных сведений. Такая проверка проводится способами, относящимися в соответствии с иными нормативными документами ГТК России к компетенции таможенного поста (например, уполномоченное должностное лицо, проводящее проверку, докладывает о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров, запрашивает дополнительные документы и сведения, проводит необходимую консультацию с функциональными подразделениями таможни, а при необходимости - с функциональными подразделениями регионального таможенного управления и ФТС России по направлениям деятельности соответствующих структурных подразделений и т.д.). В рамках дополнительной проверки уполномоченное должностное лицо, проводящее проверку, сообщает лицу, подавшему таможенную декларацию, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, направляет требование о представлении документов, подтверждающих сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, а также документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений;

2) при невозможности проведения самостоятельной дополнительной проверки и если это прямо следует из профилей риска, доведенных до таможенного поста в бумажном и электронном виде, передает таможенную декларацию с комплектом документов уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием таможенных деклараций, для формирования в соответствии с разд. VI Инструкции направления в функциональные отделы таможни и сообщает лицу, подавшему таможенную декларацию, размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки, а также направляет требование о представлении документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов и ограничений.

Вышеуказанные действия по проведению корректировки сведений и представлению необходимых документов должны быть по общему правилу совершены декларантом в пределах сроков временного хранения, установленных в ст. 103 ТК РФ-2004 (п. 7 ст. 153 ТК РФ-2004).

До выполнения декларантом вышеуказанных действий уполномоченное должностное лицо не принимает решение о выпуске товаров.

VI. Действия уполномоченных должностных лиц при реализации

системы управления рисками

52. В случае выявления при таможенном оформлении рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) электронном виде, а также в случаях, перечисленных в подпункте "б" пункта 49 Инструкции, предусматривающих принятие решения по отдельным видам документального контроля функциональными отделами таможни, уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации:

а) проставляет номер профиля риска в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций и в соответствующем поле графы "С" электронной копии таможенной декларации;

б) докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) и проставляет на оборотной стороне первого экземпляра таможенной декларации отметку "С досмотром", заверяемую подписью, с указанием своих фамилии и инициалов;

в) формирует в срок не более 1 часа после принятия таможенной декларации либо после завершения таможенного досмотра (если требовалось его проведение) направление для принятия решения (решений) (далее - Направление, Приложение 2 к Инструкции), в том числе проставляет в нем номера всех выявленных профилей риска;

г) изготавливает в срок не более 1 часа после принятия таможенной декларации либо после завершения таможенного досмотра (если требовалось его проведение) копии таможенной декларации (основного и добавочных листов) и документов, указанных в описи документов и необходимых для проведения дополнительной проверки (далее - комплект документов);

д) отправляет Направление с комплектом документов и электронной копией таможенной декларации на магнитном носителе (за исключением случая, когда в таможне и на таможенном посту применяются штатные программные средства, позволяющие осуществлять пересылку в электронном виде) по почте (фельдъегерской связью) либо в сопровождении должностного лица таможенного поста (ОТО и ТК) в отдел организации таможенного оформления и таможенного контроля или отдел контроля таможенного оформления (далее - координирующий отдел таможни); при этом согласно порядку, установленному начальником таможни и обеспечивающему, в том числе, сохранность таможенной декларации и комплекта документов, допускается направление в таможню оригиналов указанных документов вместо их копий (в указанном случае не выполняется подпункт "г" настоящего пункта);

е) проставляет дату и точное время отправления в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций.

Специальными правовыми актами ГТК России начальнику таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, может предоставляться право корректировать порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных постов в случае выявления при декларировании товаров рисков, содержащихся в профилях рисков.

53. Направление с комплектом документов принимает уполномоченное должностное лицо координирующего отдела таможни и фиксирует факт его принятия в Журнале регистрации направлений для принятия решения, который ведется в электронном виде (далее - Журнал регистрации направлений, Приложение 3 к Инструкции).

54. После регистрации Направления и в соответствии с отметками в нем о необходимости принятия функциональными отделами таможни решения по вопросам определения классификационного кода по ТН ВЭД России, страны происхождения товара, проведения валютного контроля, определения таможенной стоимости товаров и иным вопросам таможенного дела комплект документов направляется согласно порядку, установленному иными нормативными актами ГТК России, в соответствующие функциональные отделы. При этом порядок применения функциональными отделами таможни форм таможенного контроля при реализации профилей риска устанавливается иными нормативными актами ГТК России.

55. Если при применении функциональными отделами таможни форм таможенного контроля возникла необходимость требования у лица, подавшего таможенную декларацию, дополнительных документов или сведений, то такое требование (уведомление), формируемое в порядке, установленном иным нормативным правовым актом ГТК России, заполняется уполномоченным должностным лицом функционального отдела таможни и незамедлительно направляется по оперативным каналам связи (электронная почта, телефакс и т.д.) на таможенный пост. При этом требование (уведомление) должно содержать однозначную мотивировку необходимости представления дополнительных документов или сведений.

Уполномоченное должностное лицо, осуществляющее прием таможенных деклараций, на основе полученного требования (уведомления) формирует в порядке, установленном иным нормативным актом ГТК России, аналогичное требование (уведомление), проставляет на нем подпись и оттиск ЛНП, передает его в установленном порядке лицу, подавшему таможенную декларацию, а в соответствующем поле Журнала учета и регистрации таможенных деклараций проставляет отметку о времени его передачи.

После получения от лица, подавшего таможенную декларацию, дополнительных документов (сведений), указанных в требовании (уведомлении), либо отказа от выполнения требования такие документы (сведения) либо информация об отказе направляются в функциональный отдел таможни, его сформировавший, применительно к порядку, предусмотренному для направления комплекта документов.

Требование (уведомление), сформированное функциональным отделом таможни, прикладывается к первому экземпляру таможенной декларации и хранится вместе с ним в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России, а отметка о его наличии вносится уполномоченным должностным лицом в установленном настоящей Инструкцией порядке экземпляр описи документов, прилагаемых к таможенной декларации, остающийся для хранения в таможенном органе.

56. После применения в соответствии с иными нормативными актами ГТК России всеми подразделениями таможни форм таможенного контроля, установленных в конкретном профиле риска, Направление с соответствующими отметками о принятых решениях уполномоченных должностных лиц возвращается в координирующий отдел таможни.

57. Уполномоченное должностное лицо координирующего отдела таможни проставляет в Журнале учета направлений отметку о дате и времени поступления Направления с отметками, изготавливает его копию для дальнейшего анализа и хранения в архиве таможни и не позднее 1 часа направляет по почте (фельдъегерской связью), по оперативным каналам связи (с последующей досылкой в установленном порядке) либо в сопровождении уполномоченного должностного лица на таможенный пост, осуществляющий таможенное оформление.

58. После получения из таможни оригинала (копии) Направления с отметками о принятых уполномоченными должностными лицами функциональных отделов таможни решениями уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием и регистрацию таможенных деклараций, проставляет отметки о дате и времени его поступления в графе "Примечания" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций и передает для исполнения решений соответствующему уполномоченному должностному лицу, проводящему документальный контроль. После исполнения указанных решений уполномоченное должностное лицо, ответственное за выпуск товаров, принимает в установленном порядке решение о выпуске товаров и транспортных средств.

59. После исполнения решений, содержащихся в Направлении, и оформления выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации:

а) прикладывает Направление с решениями к первому экземпляру таможенной декларации, который хранится в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России;

б) вносит в установленном настоящей Инструкцией порядке отметку о его наличии в экземпляр описи документов, остающийся в таможенном органе;

в) проставляет отметки о решениях в графе "С" таможенной декларации (на бланке формы ТД1 и электронной копии таможенной декларации);

г) проставляет отметки о результатах применения форм таможенного контроля) в графе "С" электронной копии таможенной декларации, а в случаях, если установлено иными нормативными правовыми актами ГТК России, - и в графе "С" таможенной декларации (на бланке формы ТД1).

Комментарий

ТК РФ-2004 законодательно закрепил понятие системы управления рисками.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 358 ТК РФ-2004, при проведении таможенного контроля должностные лица таможенных органов исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

При выборе форм таможенного контроля должностными лицами используется система управления рисками. При этом согласно п. 2 ст. 358 ТК РФ-2004 под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:

- имеющих устойчивый характер;

- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;

- затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.

Стратегия таможенного контроля определяется федеральной службой, уполномоченной в области таможенного дела (ранее - ГТК России), исходя из системы мер оценки рисков (п. 4 ст. 358 ТК РФ-2004 (в ред. от 29.06.2004)).

Концепция системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации (далее - Концепция), определяющая основные задачи системы управления рисками (далее - СУР), принципы ее построения, элементы данной системы, утверждена Приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1069. Концепция основана на принципах таможенного контроля, предусматривающих использование СУР, закрепленных в Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур Всемирной таможенной организации (Киотская конвенция, г. Киото, 18.05.1973), а именно:

- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

- при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;

- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.

Согласно Концепции СУР должна стать одной из основных составляющих в работе по приведению процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации:

- сокращение времени таможенного оформления;

- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;

- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Основная составляющая СУР - это анализ риска, который заключается в систематическом использовании имеющейся у таможенных органов информации для определения причин и условий возникновения рисков, их идентификации и оценки возможных последствий несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Риски подразделяются на два типа: выявленные и потенциальные. Выявленный риск является фактом, то есть известным риском, когда нарушение законодательства Российской Федерации уже произошло и таможенные органы имеют информацию о данном факте. Потенциальный риск - это риск, который не проявил себя, но условия для его возникновения существуют.

Объектами анализа риска выступают:

- товары, находящиеся под таможенным контролем или выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации;

- транспортные средства, используемые в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров;

- сведения, содержащиеся в транспортных (перевозочных), коммерческих и таможенных документах;

- сведения, содержащиеся в договорах международной купли-продажи или других видах договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иных документов, выражающих содержание таких сделок;

- деятельность лиц, выступающих в качестве, достаточном в соответствии с гражданским и (или) таможенным законодательством Российской Федерации для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- деятельность таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения и таможенных складов, а также перевозчиков, в том числе таможенных;

- результаты применения форм таможенного контроля;

- таможенные органы.

СУР предполагает определение областей риска, под которыми понимаются отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм таможенного контроля либо их совокупности, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования. Устанавливаются индикаторы риска - определенные критерии с заданными заранее параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля. Вырабатывается профиль риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска.

Уполномоченными должностными лицами при проведении таможенного контроля проводится оценка риска, а именно определение вероятности возникновения риска и последствий нарушений таможенного законодательства в случае его возникновения.

Порядок совершения действий уполномоченными должностными лицами при выявлении рисков, содержащихся в профилях риска (доводимых до таможенных органов в бумажном и (или) электронном виде), регламентирован разд. VI Инструкции <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Специальными правовыми актами ФТС России начальнику таможни, в регионе деятельности которой осуществляется декларирование товаров, может предоставляться право корректировать порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных постов в случае выявления при декларировании товаров рисков, содержащихся в профилях рисков.

При выявлении уполномоченным должностным лицом в ходе таможенного контроля рисков, а также в случае невозможности проведения самостоятельной дополнительной проверки при обнаружении признаков, указывающих на то, что заявленные сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей или применение мер нетарифного регулирования, могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенная декларация с комплектом прилагаемых к ней документов передается уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием таможенных деклараций.

Уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации, в свою очередь, формирует Направление для принятия решения (решений) по форме, установленной Приложением 2 к Инструкции (далее - Направление), в функциональные отделы таможни, в том числе проставляет в нем номера всех выявленных профилей риска. Приложение 2 к Инструкции подразделяет профили риска по следующим направлениям деятельности:

1) классификация товаров в соответствии с ТН ВЭД России;

2) страна происхождения;

3) нетарифные меры и защита интеллектуальной собственности;

4) валютный контроль;

5) таможенная стоимость;

6) таможенные пошлины, налоги, а также обеспечение уплаты таможенных платежей;

7) организация таможенного контроля.

При этом уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием таможенной декларации, также совершает следующие действия:

- докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) и проставляет на оборотной стороне 1-го экземпляра таможенной декларации отметку "С досмотром", заверяемую подписью, с указанием своей фамилии и инициалов;

- изготавливает копию таможенной декларации (основного и добавочных листов) и документов, указанных в описи документов и необходимых для проведения дополнительной проверки (далее - комплект документов);

- отправляет Направление с комплектом документов и электронной копией таможенной декларации на магнитном носителе (за исключением случая, когда в таможне и на таможенном посту применяются штатные программные средства, позволяющие осуществлять пересылку в электронном виде) по почте (фельдъегерской связью) либо в сопровождении должностного лица таможенного поста (ОТО и ТК) в отдел организации таможенного оформления и таможенного контроля или в отдел контроля таможенного оформления (далее - координирующий отдел таможни);

- делает необходимые отметки в электронной копии таможенной декларации и в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций (Приложение 2 к Инструкции), а именно:

а) проставляет номер профиля риска в соответствующем поле графы "С" электронной копии и в графе "Примечание" Журнала;

б) проставляет дату и точное время отправления Направления с комплектом документов в графе "Примечание" Журнала.

Уполномоченное должностное лицо координирующего отдела таможни:

- принимает Направление с комплектом документов и фиксирует факт его принятия в Журнале регистрации направлений для принятия решений, который ведется в электронном виде по форме, установленной Приложением 3 к Инструкции;

- передает Направление (с прилагаемыми к нему документами) согласно порядку, установленному иными нормативными актами ФТС России, и в соответствии с отметками в Направлении о необходимости принятия соответствующего решения в зависимости от выявленного профиля риска в соответствующие функциональные отделы таможни.

Функциональные отделы таможни при принятии решений по полученным Направлениям (реализации профилей риска) применяют формы таможенного контроля в порядке, установленном иными нормативными актами ГТК России (ныне - ФТС России).

В случае возникновения необходимости истребования функциональным отделом таможни у лица, подавшего декларацию, дополнительных документов уполномоченным должностным лицом заполняется требование <9>, которое подлежит незамедлительному направлению по оперативным каналам связи на таможенный пост. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста, осуществляющее прием таможенных деклараций, формирует, в свою очередь, требование, аналогичное полученному из функционального отдела таможни, проставляет в нем подпись, оттиск личной номерной печати и передает его в установленном порядке лицу, подавшему таможенную декларацию.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> В порядке и по форме, установленной Приложением 2 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096.

После применения в соответствии с иными нормативными актами ФТС России (ранее - ГТК России) функциональными подразделениями таможни форм таможенного контроля, установленных в конкретном профиле риска, Направление с соответствующими отметками о принятых решениях уполномоченных должностных лиц подлежит возврату в координирующий отдел таможни.

Уполномоченное должностное лицо координирующего отдела таможни проставляет в Журнале регистрации направлений для принятия решения отметку о дате и времени поступления Направления, изготавливает его копию для дальнейшего анализа и хранения в архиве таможни и незамедлительно направляет на таможенный пост, осуществляющий таможенное оформление.

Уполномоченное должностное лицо таможенного поста, отвечающее за прием и регистрацию таможенных деклараций, передает Направление для исполнения решений соответствующему уполномоченному должностному лицу, проводящему документальный контроль.

Решение о выпуске товаров принимается уполномоченным должностным лицом, ответственным за выпуск товаров, в порядке, установленном разд. VIII Инструкции, после исполнения вышеуказанных решений.

Особенности производства уполномоченными должностными лицами фактического таможенного контроля товаров при их декларировании и выпуске определены в разд. VII Инструкции.

(Продолжение следует)

В.П.Шавшина

К. ю. н.,

руководитель

Адвокатского таможенного агентства

Балтийской коллегии адвокатов,

преподаватель СПбГУ

Т.Г.Столпинская

Юрист

Адвокатского таможенного агентства

Балтийской коллегии адвокатов

Подписано в печать

09.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2004 N 13860/03> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3) >
Вопрос: Каким образом органы федерального казначейства принимают решения о выплате компенсаций гражданам, пострадавшим от радиационных воздействий вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС? ("Финансы", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.