Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (комментарий к особенностям уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 02.11.2004 N 127-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО

КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ

О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ)

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(КОММЕНТАРИЙ К ОСОБЕННОСТЯМ УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

ПО ДЕЛАМ, РАССМАТРИВАЕМЫМ В АРБИТРАЖНЫХ СУДАХ)>

1. Общие положения

Государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поступает в федеральный бюджет и в определенной мере возмещает расходы государства на содержание арбитражных судов, а также препятствует предъявлению необоснованных исков, стимулирует стороны к принятию мер досудебного претензионного порядка.

Общие правила исчисления и уплаты государственной пошлины заключаются в ряде принципов и положений.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК РФ) регулирует правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности между хозяйствующими субъектами - организациями любой организационно-правовой формы, основанными на любом праве собственности, физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и между собой.

Государственная пошлина уплачивается до подачи в арбитражный суд искового заявления по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений; жалобы при обращении в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций; иного заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, по делам о несостоятельности (банкротстве), по делам особого производства, при обращении о пересмотре судебных актов в порядке надзора.

Плательщики государственной пошлины самостоятельно определяют налоговую базу и сумму государственной пошлины, подлежащую уплате.

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и сбора, в том числе государственной пошлины. Вместе с тем Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.03.1997 N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" определено, что если уплата государственной пошлины в установленных порядке и размере произведена за истца (заявителя) или лицо, подающее апелляционную (кассационную) жалобу, другим лицом, то суд должен исходить из того, что государственная пошлина уплачена и зачислена в федеральный бюджет; в связи с этим оснований для возвращения искового заявления, заявления или жалобы по мотиву уплаты государственной пошлины ненадлежащим лицом не имеется. При этом согласно п. 2 ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящим Кодексом. Таким образом, уплата государственной пошлины ненадлежащим лицом допускаться не должна.

Сумма государственной пошлины, подлежащая уплате в бюджет несколькими лицами, не имеющими права на льготу, может быть уплачена одним из них или всеми ими в равных или согласованных между ними долях. Если среди них один или несколько плательщиков согласно законодательству имеют право на льготу, то размер государственной пошлины, подлежащей уплате в соответствующий бюджет, уменьшается пропорционально количеству лиц, имеющих право на льготы. В этом случае государственная пошлина уплачивается одним лицом (несколькими лицами), не имеющим (не имеющими) права на льготу.

Если сторона, имеющая право на льготу, берет на себя обязательство по уплате государственной пошлины за другую сторону, то она уплачивает ее в размере, причитающемся к уплате стороной, не имеющей права на льготу.

Платежные поручения или квитанции об уплате государственной пошлины представляются в суд с подлинной отметкой банка и хранятся в делах суда, в котором рассматривается судебное дело.

При подаче исковых заявлений (заявлений), апелляционных и кассационных жалоб иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства уплачивают государственную пошлину на общих основаниях. Иностранные лица могут уплачивать государственную пошлину через надлежаще уполномоченных представителей в Российской Федерации, имеющих рублевые и валютные счета.

Согласно ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным сборам. По делам, рассматриваемым арбитражными судами, она зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, можно узнать в арбитражных судах, которые будут осуществлять правосудие, так как с 1 января 2005 г. администратором государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, определен ВАС РФ.

Основой для исчисления государственной пошлины является цена иска, заявленная истцом в исковом заявлении.

Цена иска определяется истцом. В случае неправильного указания цены иска она определяется арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафа, пени).

Цена иска определяется по правилам, определенным ст. 103 АПК РФ:

- по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой суммы;

- по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, - исходя из оспариваемой суммы;

- по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости истребуемого имущества;

- по искам об истребовании земельного участка - исходя из стоимости земельного участка.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

2. Ставки государственной пошлины

Ставки государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, установлены ст. 333.21 НК РФ в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 50 000 руб. - 4% цены иска, но не менее 500 руб.

Пример. Истец просит взыскать с ответчика 10 000 руб. По ставке, определенной по данному иску, государственная пошлина составит 400 руб. (4% от 10 000 руб.), однако в этой норме НК РФ указан низший предел этой ставки - не менее 500 руб., то есть в настоящее время сумма государственной пошлины составит не 400 руб., а 500 руб.;

от 50 001 руб. - 2 000 руб. + 3% суммы, превышающей 50 000 руб.;

до 100 000 руб.

от 100 001 руб. - 3 500 руб. + 2% суммы, превышающей 100 000 руб.;

до 500 000 руб.

от 500 001 руб. - 11 500 руб. + 1% суммы, превышающей 500 000 руб.;

до 1 000 000 руб.

свыше 1 000 000 руб. - 16 500 руб. + 0,5% суммы, превышающей 1 000 000 руб.,

но не более 100 000 руб.

Пример. Истец в исковом заявлении просит суд взыскать с ответчика 50 000 000 руб. По данному иску исходя из вышеприведенной ставки государственная пошлина составит 241 500 руб. (16 500 руб. + 0,5% от 49 000 000 руб.), но в этой ставке имеется ограничение: государственная пошлина не должна превышать 100 000 руб., то есть государственная пошлина составит 100 000 руб., а не 241 500 руб.;

2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 2000 руб.;

3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц - 100 руб., для организаций - 2000 руб.;

4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявлений о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 2000 руб.;

5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 2000 руб.;

6) при подаче заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 1000 руб.;

7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:

по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера;

по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы;

8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 1000 руб.;

9) при подаче заявления об обеспечении иска - 1000 руб.;

10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1000 руб.;

11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 1000 руб.;

12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% от размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера;

13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при заявлении о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб.

Примеры. Организация обратилась в суд с просьбой выдать повторно решение суда на 5 страницах. В этом случае необходимо уплатить государственную пошлину в размере 20 руб., то есть минимальную ставку.

Организация обратилась в суд с просьбой выдать повторно решение суда на 20 страницах. В этом случае государственная пошлина составит 40 руб.

3. Порядок исчисления государственной пошлины

В суд нередко обращаются налогоплательщики с исками, содержащими одновременно требования имущественного и неимущественного характера; в этих случаях государственная пошлина взимается одновременно как с исковых требований имущественного характера, так и с исковых требований неимущественного характера.

Пример. В иске изложены требования о взыскании арендной платы в размере 120 000 руб. и пени в размере 2000 руб., а также требование об освобождении ответчиком арендованного нежилого помещения стоимостью 180 000 руб. Истец должен уплатить в федеральный бюджет государственную пошлину в следующих размерах:

1) с исковых требований имущественного характера (взыскание арендной платы и пени) при цене иска 122 000 руб. сумма государственной пошлины составит 3940 руб. (3500 руб. + 2% от 22 000 руб.);

2) с исковых требований неимущественного характера (об освобождении арендованного помещения) - 2000 руб.

Общая сумма государственной пошлины, подлежащей уплате в федеральный бюджет истцом, составит 5940 руб. (3940 руб. + 2000 руб.).

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.

Пример. В иске предъявлено требование о взыскании с ответчика арендной платы в сумме 120 000 руб., пени 2000 руб. и компенсации за ущерб нанесенному арендованному имуществу в сумме 20 000 руб. Государственная пошлина должна быть взыскана с общей суммы всех имущественных требований - 142 000 руб. Истец должен уплатить государственную пошлину в сумме 4340 руб. (3500 руб. + 2% от 42 000 руб.).

Согласно ст. 333.22 НК РФ при увеличении исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

При уменьшении исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в установленном порядке (по ранее действовавшему законодательству уплаченная пошлина в таких случаях не возвращалась).

Пример. В иске предъявлено требование о взыскании с ответчика 80 000 руб., и уплачена государственная пошлина в сумме 2900 руб. (2000 руб. + 3% от 30 000 руб.). После принятия иска судом к производству истец увеличивает сумму требований до 100 000 руб. В этом случае истец должен доплатить государственную пошлину с новой суммы иска с учетом первоначально уплаченной государственной пошлины - в сумме 600 руб. (2000 руб. + 3% от 50 000 руб. - 2900 руб.).

В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Со встречных исковых заявлений, а также с заявлений о вступлении в дело третьих лиц с самостоятельными требованиями пошлина взимается на общих основаниях.

Пример. Истец обратился в арбитражный суд с требованием о признании ответчика банкротом и уплатил государственную пошлину в размере 2000 руб. К этому же ответчику были предъявлены иски еще двумя кредиторами о взыскании в их пользу долгов. Кредиторы уплатили государственную пошлину в размерах, установленных НК РФ в зависимости от цены иска, предъявленного каждым из них.

Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Если после принятия арбитражным судом искового заявления к производству истец не поддерживает своих требований вследствие их добровольного удовлетворения ответчиком, производство по делу прекращается.

Решая вопрос о распределении расходов по государственной пошлине, арбитражный суд должен исходить из того, что государственная пошлина относится на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований. Если досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не установлен, арбитражный суд при добровольном удовлетворении ответчиком исковых требований после предъявления иска должен рассмотреть вопрос об отнесении на соответствующую сторону расходов по уплате государственной пошлины исходя из того, что требования истца фактически удовлетворены.

4. Порядок возврата государственной пошлины

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:

- уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это требуется в соответствии с НК РФ;

- возвращения или отказа в принятии арбитражными судами искового заявления, жалобы и иного обращения.

Если государственная пошлина не возвращена, она может быть зачтена в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен документ, подтверждающий ее уплату;

- прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения;

- уплаты государственной пошлины и необращения в арбитражный суд.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом истцу возвращается 50% уплаченной им суммы.

При добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству государственная пошлина возврату не подлежит.

Возврат государственной пошлины, уплаченной в федеральный бюджет, производится по письменным заявлениям налогоплательщиков, подаваемым в налоговый орган по месту совершения действия (по ранее действующему законодательству заявление подавалось в налоговый орган по месту учета налогоплательщика).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченной государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

К заявлению о возврате государственной пошлины прилагаются решения, определения, справки суда об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата пошлины, акты налоговых проверок, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, если она подлежит возврату в полном размере. В случае возврата части уплаченной государственной пошлины к заявлению прилагаются копии платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Возврат уплаченной государственной пошлины должен быть произведен посредством перечисления излишне уплаченной суммы на указанный плательщиком счет в банке или почтовым переводом в его адрес по месту его регистрации. Консультационную помощь по заполнению соответствующего заявления плательщик государственной пошлины может получить в налоговом органе по месту регистрации.

В последнее время участились случаи, когда за возвратом государственной пошлины из федерального бюджета обращаются лица, не участвующие в деле, но уплатившие государственную пошлину за истца. Что получается?

Согласно ст. 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается плательщиком, то есть организацией или физическим лицом, обращающимся за совершением юридически значимого действия, или ответчиком, в случае принятия решения арбитражного суда не в их пользу, а истец при этом был освобожден от ее уплаты.

Согласно ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Таким образом, при возникновении необходимости возврата государственной пошлины истцу, за которого была уплачена государственная пошлина другим лицом, налоговый орган не сможет вернуть ее.

5. Льготы по уплате государственной пошлины

По сравнению с ранее действовавшим законодательством количество льгот по уплате государственной пошлины в НК РФ значительно сокращено. Это обусловлено тем, что большое количество льгот приводило к безответственному отношению к обращению в арбитражный суд; до арбитражного суда доводились бесспорные дела.

Так, по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка;

3) общественные организации инвалидов, выступающих как истцами, так и ответчиками, а также истцы - инвалиды I и II групп при подаче исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих требования имущественного и неимущественного характера, в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 руб. В случае превышения вышеназванной цены иска государственная пошлина уплачивается в размере, уменьшенном на 16 500 руб.

В соответствии со ст. 333.22 НК РФ арбитражный суд вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате, исходя из имущественного положения плательщика.

6. Отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины

Отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ.

Ходатайство заинтересованного лица о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины с указанием оснований подается в арбитражный суд.

Отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена на срок до шести месяцев. В течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, не начисляются.

7. Зачет государственной пошлины

В НК РФ введена новая норма, которой не было в ранее действовавшем законодательстве о государственной пошлине, - зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления, заявления или жалобы в арбитражный суд.

Зачет излишне уплаченной государственной пошлины производится арбитражным судом по заявлению плательщика. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению прилагаются судебный акт об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины из бюджета, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Вместе с тем гл. 25.3 НК РФ не предусмотрен зачет государственной пошлины, подлежащей возврату частично.

Л.Н.Крыканова

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

09.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> (Начало) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3) >
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366@ "Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению" (комментарий к отчетности индивидуальных предпринимателей по налогу на доходы физических лиц за 2004 год)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.