Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> (Начало) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.11.2004 N 141-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ

АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ

СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

(ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

1. Общие положения

Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" дополнил Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) гл. 31 "Земельный налог", которая будет вводиться поэтапно с 1 января 2005 г. Что касается Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", то он действует до конца 2005 г. и будет признан утратившим силу только с 1 января 2006 г.

Земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Муниципальными образованиями признаются городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или территория, в пределах которой в соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. Для введения нового земельного налога в муниципальных образованиях должны быть приняты и опубликованы соответствующие нормативные правовые акты.

2. Права на земельные участки

Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) предусмотрены следующие права на земельные участки: право собственности граждан и юридических лиц (право частной собственности); право собственности Российской Федерации (право федеральной собственности); право собственности субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности; право постоянного (бессрочного) пользования; право пожизненного наследуемого владения; право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), аренда, субаренда; безвозмездное срочное пользование земельными участками. Применительно к гл. 31 НК РФ используются только такие понятия, как право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, которые применяются при определении плательщиков земельного налога. Это связано с тем, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками именно на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Данная норма не претерпела существенных изменений по сравнению с действующим законодательством. Ведь в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" налогоплательщиками являются также собственники земли, землевладельцы и землепользователи. В гл. 31 НК РФ выделены права на землю в виде права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что граждане и юридические лица имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. В собственность граждан и юридических лиц могут быть предоставлены земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Что касается граждан, то им земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Также сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения ЗК РФ. В то же время предоставление земельного участка гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие ЗК РФ не допускается. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность.

В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что вышеуказанные лица плательщиками земельного налога не являются и будут уплачивать арендную плату.

3. Объект налогообложения

Как в Законе РФ "О плате за землю" объектом налогообложения считаются земельные участки, так и в гл. 31 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта о введении нового земельного налога, принятого представительным органом муниципального образования.

При этом под земельным участком как объектом обложения земельным налогом понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются землеустроительная документация, материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто закреплены в документах государственного земельного кадастра. В Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельного участка; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Именно такое описание, надлежащее документирование и последующая регистрация земельного участка могут оптимально выражать юридическое понятие земельного участка.

4. Земельные участки, не являющиеся объектом

налогообложения

В Законе РФ "О плате за землю" не использовалось понятие "земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения". При налогообложении земли в соответствии с гл. 31 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель, в частности земли, изъятые из оборота. Особое значение в этих видах земель придается земельным участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.

Государственные природные заповедники представляют собой форму сохранения и восстановления типичных и уникальных природных комплексов, генофонда растительного и животного мира. Правовой режим земель, объявленных заповедниками, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими некоммерческими учреждениями, создаваемыми с целью сохранения и изучения естественного хода природных процессов и явлений, генофонда живых организмов, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Земли предоставляются государственным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами. На заповедники возлагаются следующие задачи: охрана природных территорий с целью сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов; организация и проведение научных исследований, включая ведение летописи природы; осуществление экологического мониторинга; экологическое просвещение, участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов; содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды. Заповедники учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Что касается национальных парков, то ими объявляются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями и относятся к объектам федеральной собственности. Земля предоставляется национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. На территориях парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национальных парков.

К землям, изъятым из оборота и исключенным из объектов обложения новым земельным налогом, также относятся следующие объекты:

- здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

- здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды;

- объекты организаций федеральной службы безопасности;

- объекты организаций федеральных органов государственной охраны;

- объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

- объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

- объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

- воинские и гражданские захоронения;

- инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Перечень земель, исключенных из объектов обложения новым земельным налогом, дополнен земельными участками, ограниченными в обороте, которые также не признаются объектом налогообложения. К ним относятся:

- земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- земельные участки в пределах лесного фонда;

- земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

5. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Большое значение придается в гл. 31 НК РФ положению, связанному с определением плательщиков земельного налога в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки. В этом случае плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

Статьей 14 Закона N 122-ФЗ установлено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Форма свидетельства и специальной надписи устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219. Единый государственный реестр прав предназначен для ведения унифицированной в пределах Российской Федерации системы записей о правах на недвижимое имущество, о сделках с ним, а также об ограничениях этих прав.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ним выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав следующие документы:

- свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

- государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

- свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";

- акты о предоставлении земельных участков, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания.

Это связано с тем, что согласно п. 2 ст. 33 Закона N 122-ФЗ создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществлялось субъектами Российской Федерации поэтапно с 31 января 1998 г. по 1 января 2000 г.

Следовательно, документами, удостоверяющими право собственности, владения и пользования земельным участком, являются:

- свидетельство о государственной регистрации права на землю;

- государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие право на землю и выданные гражданам и юридическим лицам до введения в действие Закона N 122-ФЗ, который вступил силу с 31 января 1998 г., то есть документы, выданные до 31 января 1998 г.;

- документы (свидетельства на право собственности на землю, государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей) по формам, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767, Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493, Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177.

6. Порядок исчисления налоговой базы

Глава 31 НК РФ внесла принципиальные изменения в порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу. Налоговой базой в настоящее время признается кадастровая стоимость земельного участка. В этой связи напомним, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. При этом задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения. Государственный земельный кадастр ведется на трех уровнях:

муниципальном;

субъекта Российской Федерации;

федеральном.

На уровне муниципального образования в государственном земельном кадастре содержатся сведения обо всех объектах кадастрового учета, расположенных на территории муниципального образования, кадастровом зонировании его территории, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности муниципального образования.

На уровне субъекта Российской Федерации в государственном земельном кадастре содержатся сведения о границах входящих в него муниципальных образований, кадастровом зонировании территории субъекта Российской Федерации, о землях в границах муниципальных образований в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о территориальных зонах, учитываемых на уровне субъекта Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.

Что касается федерального уровня ведения государственного земельного кадастра, то в нем содержатся сведения о государственной границе Российской Федерации, границах субъектов Российской Федерации, сведения о землях в границах субъектов Российской Федерации в объеме, необходимом для реализации функций государственного контроля и управления, о кадастровых округах и территориальных зонах, учитываемых на уровне Российской Федерации, а также ведется реестр земель, находящихся в собственности Российской Федерации.

Основная документация государственного земельного кадастра состоит из Единого государственного реестра земель, кадастровых карт (планов) объектов учета и дежурных кадастровых карт (планов), которые воспроизводят в графической и текстовой формах сведения о местоположении земельных участков и территориальных зонах. К вспомогательной документации относятся книги учета документов и книги учета выданных сведений. Производная документация включает реестр федеральных земель, реестры земель субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, национальные доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы) и другие документы. В кадастровых делах содержатся сведения заинтересованного лица или его уполномоченного представителя о формировании объекта и его последующем государственном кадастровом учете, решения органов государственной власти и местного самоуправления, судебных органов, копии постановлений и иных решений органов, осуществляющих государственный контроль за состоянием и использованием земель, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписки из документов технического, государственного, ведомственного и иного учета отдельных видов недвижимого имущества, протокол согласования границ земельного участка и иные документы.

Основанием для государственного кадастрового учета является заявление, подаваемое заинтересованным лицом (собственником или обладателем иных прав, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления) или его уполномоченным представителем в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, с приложением документов по формированию объекта кадастрового учета. Вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и документами о формировании объекта предъявляются документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий полномочия действовать от имени юридического лица. Учетные действия начинаются с момента приема документов для государственного кадастрового учета. Объект считается учтенным со дня внесения записей об объекте в Единый государственный реестр земель. В процессе государственного кадастрового учета производятся формирование кадастрового дела объекта, нанесение объекта на дежурную карту (план), изготовление кадастровой карты (плана) объекта учета, присвоение объекту кадастрового номера и занесение сведений об объекте в Единый государственный реестр земель. Государственный кадастровый учет осуществляется не позднее чем в тридцатидневный срок со дня подачи заявления и представления в соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству всех документов, необходимых для этого учета. Таким образом, ведение системы государственных записей дает возможность устанавливать эффективную базу для взимания земельного налога. Информация об использовании земель является важным компонентом системы управления земельными ресурсами и используется в качестве основы для определения стоимости земельного участка для целей обложения налогом, исчисляемым от кадастровой стоимости земельного участка.

Поэтому государственный земельный кадастр охватывает в настоящее время всю территорию страны. Задача разработки методов кадастровой оценки и выполнения кадастровой оценки земель была возложена на Росземкадастр (Роснедвижимость). Модели массовой оценки земель основываются на системе массового определения стоимости земель и включают метод сравнения рынков, а также доходный и затратный методы. Различные типы методов применяются к различным категориям земель и видам землепользования в зависимости от факторов, влияющих на оценку земли. Учитывая, что государственная кадастровая оценка земель производится преимущественно для целей налогообложения, для реализации положений гл. 31 НК РФ, предусматривающей исчисление налоговой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, организациями системы Росземкадастра (Роснедвижимости) и других ведомств разрабатывались методические материалы по оценке кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий; лесных земель; земель городских и сельских поселений; земель промышленности и других земель производственного назначения вне черты поселений; земель садоводческих товариществ; земель рекреационного назначения; земель водного фонда; земель запаса. В настоящее время Росземкадастр (Роснедвижимость) завершил кадастровую оценку 94% территории Российской Федерации, включая земли сельскохозяйственного назначения и земли поселений.

Органам, осуществляющим государственную кадастровую оценку земель, остается определить кадастровую стоимость каждого земельного участка в связи с тем, что организации, а также индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), являющиеся плательщиками земельного налога, должны в настоящее время определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований.

Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), в срок не позднее 1 марта того же года.

Налоговая база по каждому земельному участку определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговым периодом по земельному налогу установлен календарный год - период с 1 января по 31 декабря. При этом налоговая база определяется отдельно по долям в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

В гл. 31 НК РФ предусмотрен особый порядок определения налоговой базы по земельным участкам, находящимся в общей собственности. Так, в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности; в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, - для каждого налогоплательщика в равных долях. Если организация приобретает здание, то к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и налоговая база по этому земельному участку определяется пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок. В другом случае, если здание покупается несколькими лицами, налоговая база по земельному участку определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.

7. Налоговые ставки

В гл. 31 НК РФ приведены максимальные размеры налоговых ставок. При определении налоговых ставок, которые будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в большей степени по сравнению с ранее принятым в этой сфере Законом РФ "О плате за землю" учитываются категории земель. Земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли поселений;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

Что касается налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, то оно производится с учетом требований, установленных ЗК РФ. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

- гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

- хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

- некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

- казачьими обществами;

- опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

- общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

В состав земель городов и поселков могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования включают земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, и используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки.

Сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). В составе земель сельскохозяйственного назначения они имеют приоритет в использовании.

В свою очередь, землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий. В состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

- жилым;

- общественно-деловым;

- производственным;

- инженерных и транспортных инфраструктур;

- рекреационным;

- сельскохозяйственного использования;

- специального назначения;

- военных объектов;

- иным территориальным зонам.

Третью большую группу земель составляют земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Ими признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

По всем вышеуказанным землям налоговые ставки устанавливаются представительными органами муниципальных образований не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, как это было в Законе РФ "О плате за землю", а в процентах от налоговой базы. При этом федеральный законодатель при установлении нового земельного налога определил максимальную ставку. Так, в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях, используемых для сельскохозяйственного производства, ставки не превышают 0,3% их налоговой базы.

В отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, налоговая ставка не превышает 0,3% их налоговой базы.

В отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, налоговая ставка также не превышает 0,3% их налоговой базы.

Налоговая ставка по всем другим категориям земель не превышает 1,5% их налоговой базы.

Таким образом, принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе по отдельным категориям земель и категориям налогоплательщиков, отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления (законодательных (представительных) органов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом допускается установление ими дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Сумма земельного налога исчисляется в отличном от установленного Законом РФ "О плате за землю" порядке, при котором облагаемая налогом площадь земельного участка умножалась на соответствующую налоговую ставку земельного налога с учетом коэффициентов индексации по соответствующим годам. В настоящее время сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При этом организации, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму налога самостоятельно.

Пример. Земельный участок под промышленным объектом организации расположен в областном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под промышленным объектом определена в размере 600 000 руб. Налоговая ставка по нему установлена органами местного самоуправления в размере 1,4%.

Сумма земельного налога составит 8400 руб. (600 000 руб. x 1,4%).

Второй земельный участок данной организации занят под объектом торговли. Кадастровая стоимость земельного участка под объектом торговли составляет 980 000 руб. Налоговая ставка по нему установлена в размере 1,5%. Сумма земельного налога под объектом торговли составляет 14 700 руб. (980 000 руб. x 1,5%).

Общая сумма земельного налога составляет 23 100 руб. (8400 руб. + 14 700 руб.).

Имеются особенности исчисления земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), по которым исчисление суммы налога производится с увеличением определенного ст. 396 НК РФ коэффициента. Так, если проектирование и жилищное строительство осуществляются в течение трехлетнего срока вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, то при исчислении суммы земельного налога применяется коэффициент 2; если срок проектирования и строительства превышает трехлетний срок, то при исчислении суммы налога используется коэффициент 4.

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Пример. Постановлением главы администрации гражданину выделен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, который находится в поселке городского типа. Земельному участку присвоен кадастровый номер 34:08:1501 02:0002. Площадь земельного участка составляет 1391 кв. м. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 2,66 руб/кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка - 3700 руб. (1391 кв. м x 2,66 руб/кв. м). Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Сумма земельного налога за земельный участок, выделенный для ведения личного подсобного хозяйства, составляет 11,1 руб. (3700 руб. x 0,3%).

Этот же гражданин приобрел второй земельный участок для огородничества. Площадь земельного участка составляет 1100 кв. м. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 3,67 руб/кв. м. Кадастровая стоимость земельного участка - 4037 руб. (1100 кв. м x 3,67 руб/кв. м). Налоговая ставка - 0,3%. Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный для огородничества, составляет 12,11 руб. (4037 руб. x 0,3%).

Общая сумма земельного налога - 23,21 руб. (11,1 руб. + 12,11 руб.).

8. Уплата налога

Главой 31 НК РФ вводится такое понятие, как авансовый платеж, которого не было в Законе РФ "О плате за землю". В настоящее время при установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по земельному налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих этот налог на основании налогового уведомления.

При этом сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа и одной третьей налоговой ставки - в случае установления двух авансовых платежей.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой этого налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.

Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по земельному налогу по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Главой 31 НК РФ введено еще одно новое правило. В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения этих прав. Если возникновение (прекращение) данных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Пример. Земельный участок приобретен в собственность 10 марта 2005 г. Его кадастровая стоимость составляет 700 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,3%. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев:

К = 10 мес. : 12 мес. = 0,83.

Сумма налога составляет 7553 руб. (700 000 руб. x 1,3% x 0,83).

При этом следует отметить, что представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении земельного налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по этому налогу в течение налогового периода.

(Окончание см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4)

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

09.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...У ООО два учредителя-физлица с равными долями. На момент создания ООО уставный капитал - 10 тыс. руб. Согласно законодательству в течение первого года уставный капитал должен быть не менее 100 МРОТ. Один из учредителей отказывается внести соответствующую сумму. Можно ли исключить его из ООО? Может ли второй учредитель внести недостающие средства и увеличить свою долю без согласования с первым учредителем? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 6) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (комментарий к особенностям уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.