Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу о понятии "государственная ценная бумага" ("Банковское право", 2005, N 2)



"Банковское право", 2005, N 2

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЦЕННАЯ БУМАГА"

В Конституции Российской Федерации ст. 5 декларирует разделение государственной власти между Российской Федерацией и входящими в ее состав субъектами. Статьи 11 и 77 органы власти субъектов Российской Федерации относят к органам государственной власти, что является основанием присвоения статуса государственных ценных бумаг эмитируемым от имени Российской Федерации или субъектов Российской Федерации.

Гражданский кодекс РФ в ст. 143 определяет открытый перечень документов, получивших статус ценных бумаг, и в отличие от действовавших ранее Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик 1991 г. включает в него наряду с облигацией и государственную облигацию.

В учебной и специальной литературе понятие государственных облигаций применяется равноценно понятию государственных ценных бумаг, поскольку государства традиционно выступают эмитентами долговых финансовых инструментов. При этом необходимо отметить, что государственные ценные бумаги в Российской Федерации могут быть выпущены в виде как облигаций, так и иных ценных бумаг, относящихся к эмиссионным ценным бумагам, удостоверяющим право их владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств, или, в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.

Хотя по своей экономической сути все виды государственных ценных бумаг являются долговыми ценными бумагами, на практике каждая самостоятельная государственная ценная бумага получает свое собственное название, позволяющее отличать ее от других видов облигаций. Каждая страна использует свою терминологию для выпускаемых государственных ценных бумаг.

В российской и региональной практике осуществления государственной заемной деятельности кроме облигаций применяются также такие наименования, как "золотые сертификаты" - долговые обязательства в форме именных беспроцентных облигаций, погашаемых золотом, казначейские обязательства Российской Федерации, республиканские казначейские обязательства Республики Башкортостан и др.

Министерство финансов Российской Федерации выступает также эмитентом векселей. В отличие от иных ценных бумаг, получающих статус государственных, векселя Министерства финансов РФ, выпускаются, как правило, либо в целях реструктуризации задолженности, не имеющей источников погашения, либо для реализации направлений определенной государственной программы.

В целом подходы авторов к определению государственных ценных бумаг сводятся к их рассмотрению как одной из форм существования государственного внутреннего долга, долговых ценных бумаг, эмитентом которых выступает государство, что полностью соответствует положениям российского законодательства.

Необходимо отметить также авторские позиции в определении термина "государственные ценные бумаги", к которым можно отнести трактовку В.А. Белова, который вводит применительно к понятию "государственная облигация" термин "инскрипция", мотивируя это тем, что в русском дореволюционном торговом праве и практике рассматриваемые фондовые ценности назывались указанным специальным термином. В свою очередь, под инскрипцией он понимает "всякую (вне зависимости от наименования) именную или предъявительскую ценную бумагу, удостоверяющую право ее держателя (бенефициара), принадлежащего к кругу установленных эмитентом субъектов, на получение от государства-эмитента, в предусмотренный ею срок, номинальной стоимости, а также право на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости либо иные имущественные права. Инскрипция "до востребования" или с возможностью досрочного погашения ничтожна. Должником по инскрипции является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего эмиссию".

По нашему мнению, замена термина "государственные ценные бумаги", применяемого законодательством, специальной и учебной литературой на термин "инскрипция" не представляется целесообразным, хотя в целом с определением, предлагаемым автором, вполне можно согласиться. Действительно, как уже было указано выше, государственные ценные бумаги могут иметь разные наименования. Держатель государственной ценной бумаги определяется эмитентом в нормативном акте, регламентирующем основные условия эмиссии и обращения определенного вида государственного займа. В остальном определение В.А. Белова полностью соответствует ст. 816 Гражданского кодекса РФ. Необходимо отметить и то, что В.А. Белов, указывая на то, что "должником по инскрипции является государственная казна вне зависимости от органа, формально осуществившего эмиссию", подчеркивает, на наш взгляд, яркую, отличительную особенность государственных ценных бумаг от всех иных видов ценных бумаг: несовпадение заемщика (должника) по государственной ценной бумаге и ее эмитента в одном лице. Бюджетный кодекс РФ определил полномочия Министерства финансов РФ как эмитента государственных ценных бумаг (ст. 165 БК РФ). Ответственным же лицом по государственным займам, осуществляемым путем выпуска государственных ценных бумаг и являющимся одной из форм долговых обязательств государства, выступает непосредственно государство (ст. 124 ГК РФ, ст. ст. 97, 98 БК РФ).

Однако с замечанием В.А. Белова о ничтожности облигации с возможностью досрочного погашения следует не согласиться, поскольку оно не соответствует нормам российского законодательства. Постановления Правительства от 22.12.2000 N 112н и от 27.04.2002 N 37н предусматривают полномочия Банка России выкупить облигации по поручению эмитента до срока погашения облигаций ранее размещенных выпусков. Министерство финансов РФ разрабатывает специальные положения, регламентирующие порядок выкупа государственных облигаций, обращающихся на вторичном рынке.

Государственные ценные бумаги могут быть выпущены как в документарной, так и в бездокументарной форме. В Российской Федерации, как и в Республике Башкортостан, государственные облигации выпускаются преимущественно в документарной форме. Если в 2000 г. общая доля выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг в документарной форме составляла 20%, то к 2004 г. указанный параметр возрос до 71,88% (см. табл. 1).

Таблица 1

Доля выпуска государственных и муниципальных

ценных бумаг в 2000 - 2004 гг. (в % от общего числа)

     
   ——————————————————————————T——————T——————T——————T——————T——————————¬
   |   Вид государственной   | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 <*> |
   |  и муниципальной бумаги |      |      |      |      |          |
   +—————————————————————————+——————+——————+——————+——————+——————————+
   |                            По форме                            |
   +—————————————————————————T——————T——————T——————T——————T——————————+
   |Документарная            |  20  | 42,3 | 65,3 | 74,1 |   71,88  |
   +—————————————————————————+——————+——————+——————+——————+——————————+
   |Бездокументарная         |  80  | 57,7 | 34,7 | 25,9 |   28,12  |
   +—————————————————————————+——————+——————+——————+——————+——————————+
   |                    По способу фиксации прав                    |
   +—————————————————————————T——————T——————T——————T——————T——————————+
   |Именная                  |  88  | 69,2 | 58,7 | 27,8 |   33,3   |
   +—————————————————————————+——————+——————+——————+——————+——————————+
   |На предъявителя          |  12  | 30,8 | 41,3 | 72,2 |   66,7   |
   L—————————————————————————+——————+——————+——————+——————+———————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Данные представлены по состоянию на 02.08.2004.

Однако здесь необходимо обратить внимание на имеющуюся специфику эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. В соответствии с положениями законодательства выпуск определенного вида государственных ценных бумаг может осуществляться в документарной форме, которые в соответствии с условиями выпуска подлежат обязательному централизованному хранению. Документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями каждого выпуска, является глобальный сертификат, реквизиты которого устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. Глобальный сертификат, в соответствии с положениями законодательства, подлежит обязательному централизованному хранению в депозитарии. Таким образом, владельцы государственных облигаций не получают на руки бланка облигации, а их право собственности на облигации удостоверяет запись по счету "депо" в депозитарии, которая является основанием для осуществления прав, предусмотренных условиями выпуска. Фактически выпуск становится отвечающим основным признакам бездокументарной формы.

Способ фиксации имущественных прав, удостоверяемых государственными ценными бумагами Российской Федерации, определяет возможность их эмиссии в виде как именных, так и предъявительских ценных бумаг. Официальные данные Министерства финансов РФ о выпуске именных и предъявительских государственных ценных бумаг в период с 2000 г. по 2004 г. представлены в табл. 1.

Представленные данные позволяют сделать вывод о том, что предъявительская форма государственных и муниципальных ценных бумаг в настоящее время все более доминирует над именной, что связано с повышенной, по сравнению с именной формой ценных бумаг, оборотоспособностью, поскольку предусматривает возможность осуществления прав по ним любым предъявителем государственной и муниципальной ценной бумаги и возможность передачи прав по ним простым вручением.

Выпуск ордерных государственных ценных бумаг не предусмотрен российским законодательством, что связано с особенностями передачи прав по ним, поскольку каждое передающее по индоссаменту ордерную ценную бумагу лицо становится ответственным как за существование права, так и за его осуществление, что недопустимо в отношении государственных долговых обязательств. Иначе любое индоссировавшее ордерную государственную ценную бумагу лицо в случае ненадлежащего исполнения обязательства по ней автоматически становилось бы ответчиком, солидарным с государством (п. 1 ст. 147 ГК РФ).

Вышеизложенное позволяет сформулировать определение государственной ценной бумаги следующим образом:

Государственная ценная бумага - это эмитируемая от имени Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации именная или предъявительская ценная бумага вне зависимости от наименования, удостоверяющая право владельца на получение по истечении обусловленного договором государственного займа срока ее номинальной стоимости, а также предусмотренного условиями выпуска дохода по ней, обеспечиваемая всем составляющим государственную казну имуществом.

С.Д.Сафина

Доцент кафедры финансового права

юридического факультета

Восточного института экономики,

гуманитарных наук, управления и права

г. Уфа

Подписано в печать

07.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности осуществления кредитными организациями клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг ("Банковское право", 2005, N 2) >
Статья: Категории и виды акций ("Банковское право", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.