Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Принципы налогообложения как инструмент защиты прав налогоплательщика ("Финансовое право", 2005, N 1)



"Финансовое право", 2005, N 1

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

КАК ИНСТРУМЕНТ ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В практике налогоплательщиков нередко складываются ситуации, когда необходимо противодействовать неправомерным действиям налоговых органов или их представителей. Даже в случае правильного исчисления и своевременной уплаты налогов ни один налогоплательщик не застрахован от возникновения спорных ситуаций. Однако далеко не всегда налогоплательщики обращаются за защитой своих прав. Причины этого разнообразны: нежелание портить отношения с налоговым инспектором, дороговизна судебного процесса и т.д. Не всегда налогоплательщикам известен весь спектр правовых средств, с помощью которых они могут защитить свои права и нарушенные интересы. При этом выясняется, что некоторые решения налогового органа могут быть оспорены в судебном порядке, что значительно уменьшило бы подлежащую уплате сумму.

В настоящей работе мы рассмотрим некоторые принципы налогообложения (принцип презумпции невиновности, принцип определенности налоговой нормы и принцип законности), которые в умелых руках налогоплательщика могут быть грозным оружием, инструментом защиты своих прав. Принцип налогообложения может быть определен как исходная идея, лежащая в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие могут быть выведены путем толкования.

Принцип презумпции невиновности. Справедливо отмечает А.В. Брызгалин, что презумпция невиновности - это явление, которое имеет исключительно процессуальную и формальную природу, так как только процесс и обеспечивает презумпцию невиновности. Если нет процесса, то и презумпция невиновности по большому счету ни к чему. Эти два института неразрывно взаимосвязаны, причем презумпция невиновности является здесь первоосновной, так как процессуальные механизмы выступают своеобразной надстройкой над базисом <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Брызгалин А.В. Презумпция невиновности в налоговых отношениях: сущность и вопросы практического применения // Хозяйство и право, 1999. N 9.

Таким образом, именно установление и доказательство в установленном порядке вины правонарушителя является неотъемлемым и необходимым элементом для привлечения последнего к налоговой ответственности. Даже выявление налоговыми органами самого факта того или иного нарушения законодательства о налогах и сборах еще отнюдь не означает, что штрафные санкции для нарушителя неизбежны и будут применены "автоматически".

Большинство специалистов налогового права сводят свое мнение к тому, что появление налогового процесса, т.е. урегулированной процедуры производства по делам о налоговых правонарушениях (ст.10, гл.14, 15 НК РФ), является одним из самых серьезных завоеваний и достижений НК РФ.

Удачной демонстрацией презумпции невиновности налогоплательщика будет являться следующий пример из судебной практики.

Из материалов одного дела от 22.01.2002 N А56-17652/01 следует, что ИМНС проведена проверка соблюдения ООО "Георгий" налогового законодательства, по результатам которой вынесено решение от 10.05.2001 N 17/11355 о привлечении ООО "Георгий" к налоговой ответственности по п.1 ст.122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено, что ИМНС не выполнены требования ст.101 НК РФ, обязательные при производстве по делу о налоговом правонарушении и вынесении решения по результатам рассмотрения материалов проверки. В суде апелляционной инстанции данные обстоятельства подтверждены, также установлено, что в акте проверки не указано, за какой период проводится налоговая проверка, расчеты санкций произведены без учета фактического нахождения сумм налогов в бюджете (п.42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 <**>). При этом в решении налогового органа не указано, какие именно налоги не были уплачены в бюджет. Налогоплательщику не был предоставлен необходимый срок для представления своих возражений по акту и не обеспечено его участие в рассмотрении дела о налоговом правонарушении.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

Согласно п.6 ст.101 НК РФ несоблюдение требований данной статьи является основанием для отмены решения налогового органа, поэтому, исходя из совокупности допущенных при вынесении решения и направлении требований норм налогового законодательства Российской Федерации, суды первой, второй и кассационной инстанций признали акты налогового органа недействительными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.01.2002 N А56-17652/01).

Таким образом, главный смысл презумпции невиновности в налоговых отношениях - в четком и однозначном процессе, так как сам порядок привлечения к налоговой ответственности поставлен в достаточно жесткие рамки, выход за которые налоговыми органами делает привлечение лица к ответственности невозможным.

Принцип определенности налоговой нормы или неустранимые сомнения в пользу налогоплательщика. Прежде всего необходимо отметить, что не все противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, а лишь только та их часть, те неясности, которые относятся к неустранимым. Но от этого возникает еще больше вопросов: кто и как их должен признать "неустранимыми" или "устранимыми", какой критерий неустранимости и т.п. Как гласит известная поговорка: "два юриста - три мнения". Многие суды не торопятся применять п.7 ст.3 НК РФ, перестраховываются, а если и применяют, то, как правило, это идет по следующей схеме: налогоплательщик и по существу прав, а кроме всего, и закон неясен, что тоже в пользу налогоплательщика.

Дело в том, что на судей давит страх того, что при применении п.7 ст.3 НК РФ им приходится признаваться в бессилии прочитать (разобрать) норму права. А вдруг неясность не является неустранимой? Тогда встает вопрос о профессионализме судьи. Этот и другие психологические моменты оказывают порой решающее значение не в пользу налогоплательщика.

Пленум ВАС РФ в Постановлении "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.2001 N 5, обращая внимание на п.7 ст.3 НК РФ, указал, что при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Однако этим обращением ВАС РФ мало чем разъяснил применение п.7 ст.3 НК РФ. ВАС РФ не дал каких-либо общих критериев для такой оценки.

Поэтому особо заслуживает внимания правовая позиция, сформированная Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа: "При применении данной нормы следует учитывать, что в качестве неустранимых могут рассматриваться те сомнения, противоречия и неясности, которые оказалось невозможным устранить, несмотря на использование всех известных методов толкования законов: грамматического, систематического, логического и исторического" (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2002 N А56-18425/02, от 22.06.2000 N А13-4013/99-08, от 05.02.2001 N А56-19324/00, от 25.12.2000 N А56-9549/00, от 27.11.2000 N А56-11435/2000, от 20.11.2000 N А56-12475/00).

В моей практике в качестве доказательства двусмысленности, неясности нормы закона встречались заключения по отдельным словам, грамматическим конструкциям докторов филологических наук, научных центров в области филологии и т.п. Одно дело, когда налогоплательщик пытается убедить суд в неоднозначности смысла налоговой нормы, совсем другое воздействие имеет заключение профессионала филолога - специалиста языкознания. Еще лучше, когда этих заключений несколько, тогда у суда складывается более объективное представление (убеждение) о том, что неясность, двусмысленность действительно присутствует.

При логическом толковании, когда порой для окончательного понимания смысла нормы приходится делать несколько логических операций, использовать все известные логические приемы, также полезно привлечь представителя науки в области формальной логики.

Иногда судам приходится использовать сразу несколько методов толкования. (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.07.2002 N А56-21648/01)

В каких случаях можно говорить о неустранимых неясностях актов законодательства о налогах и сборах? На наш взгляд, прежде всего это случаи, когда по одному и тому же вопросу два и более государственных органа, их должностные лица дают различное официальное толкование. В этом случае в суде можно ссылаться на то, что норма права, подлежащая применению, настолько неясная, что вызывает противоречия у самих правоприменителей - "экспертов" налогового права.

Случаев, когда мнения сотрудников различных налоговых органов, мнения Минфина России и МНС России не совпадают по одному и тому же вопросу, достаточно много. Стоит лишь внимательно просмотреть информационно-правовые базы "КонсультантПлюс", "Гарант" и др. Бывает и так, что налоговые органы со временем меняют свою позицию. Это также создает неопределенность в применении налоговых норм.

Налогоплательщику при построении своей защиты полезно обращать внимание на историю спорной нормы налогового закона: изменялась ли она, или планируется ли внести в нее изменения, и если да, то в связи с чем происходили или планируются эти изменения. Ответ на этот вопрос можно найти в досье к законопроекту. Здесь необходимо исходить из того, что, если бы норма закона была ясной, понятной, непротиворечивой, то не было бы необходимости вносить в нее изменения.

Неустранимые неясности могут быть признаны в случаях, когда по спорному вопросу приняты противоположные судебные акты (решения, постановления), вступившие в законную силу. Таким образом, проблемной норме закона дано различное судебное толкование.

При использовании довода о неустранимых противоречиях и неясностях желательно использовать совокупность всех моментов (различное официальное толкование органов исполнительной власти: финансовых, налоговых и др.; противоречивые судебные решения, доктринальные толкования, заключения филологов и т.д.).

Принцип законности. Законность представляет собой достаточно абстрактную и многоплановую юридическую категорию. В правоведении под законностью понимают и общеправовой принцип, и признак общеобязательности права, и метод государственного управления, и особый режим общественной жизни, и результат правового регулирования, а также многое другое.

Анализ налогового законодательства, доктринальных источников и судебной практики позволяет сформулировать основные требования к законно установленным налоговым платежам. Основные из них следующие:

1. Налоги и сборы устанавливаются представительными (законодательными) органами государственной власти и местного самоуправления.

2. Налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в форме актов законодательства о налогах и сборах с соблюдением соответствующих процедур.

3. Акты законодательства о налогах и сборах должны иметь правовой характер.

4. При установлении налога должен соблюдаться принцип определенности налогообложения, в частности, должны быть ясно и четко определены все его элементы, необходимые и достаточные для того, чтобы исчислить и уплатить налог.

Раскрывая содержание понятия "законно установленные налоги и сборы", Конституционный Суд неоднократно указывал, что установить налог или сбор можно только законом; налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться "законно установленными". (См.: Постановления Конституционного Суда РФ от 11.11.1997 N 16-П, от 04.04.1996 N 9-П, от 18.02.1997 N 3-П.) Данное требование нашло отражение в п.5 ст.3 НК РФ, согласно которому федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются НК; налоги и сборы субъектов РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах и сборах и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК.

Принцип законности в налогообложении подразумевает верховенство закона, неукоснительное выполнение всеми и каждым актов налогового законодательства. Эти тезисы следует толковать с учетом утвердившегося в правоведении разграничения понятий "право" и "закон". Иными словами, не всякий закон носит правовой характер. Требования верховенства закона и господства законности подразумевают не всякие, а именно правовые законы и правовую законность.

Принципы налогообложения относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение прав и законных интересов налогоплательщика. Роль принципов налогообложения заключается и в том, что они определяют устойчивые ориентиры в развитии налогового законодательства.

С.А.Ядрихинский

Менеджер

отдела налоговых правоотношений

ОАО "Северсталь"

Подписано в печать

07.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: К вопросу о соотношении налогового и таможенного законодательства ("Финансовое право", 2005, N 1) >
Статья: Сущность правового статуса налогоплательщика ("Финансовое право", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.