Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: К вопросу о соотношении налогового и таможенного законодательства ("Финансовое право", 2005, N 1)



"Финансовое право", 2005, N 1

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ

НАЛОГОВОГО И ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Большинством российских ученых таможенное право признано комплексной отраслью законодательства. В его составе синтезированы нормы различной правоотраслевой принадлежности. Осуществляя финансовую деятельность, таможенные органы формируют доходную часть федерального бюджета путем взимания таможенных платежей и использования мер финансово-правовой ответственности фискальной направленности.

Учитывая, что в систему таможенных платежей включены таможенная пошлина, НДС, акцизы и таможенные сборы, правоотношения в данной области представляются нам относительно разноплановыми, что предопределяется соотношением налогового и таможенного законодательства. В таможенной практике вопросы уплаты и взимания таможенных платежей остаются наиболее проблемными и животрепещущими.

Согласно ч.1 ст.3 ТК РФ отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей регулируются таможенным законодательством. При этом законодатель не ставит под сомнение разнообразие видов таможенных платежей, среди которых есть и пошлина (она занимает особое место в бюджетной системе), и налоги, и сборы. И все они имеют далеко не одинаковую юридическую природу. Однако оговорка указанной нормы определяет, что таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством РФ о налогах и сборах. Таким образом, во-первых, устанавливается приоритет норм налогового права, а во-вторых, признается наличие налоговых правоотношений в отрасли таможенного законодательства. Далее в ст.11 ТК РФ определяется правило взимания НДС и акцизов Налоговым и Таможенным кодексом РФ.

Как же правоотношения в части таможенного обложения регламентируются Налоговым кодексом РФ? Анализ его норм показывает, что законодатель старался максимально разграничить данные законы, "развести" их в противоположные стороны. В ч.2 ст.2 НК РФ говорится: "к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом". И здесь опять используется обобщающий термин "таможенные платежи" без разграничения их на виды. Итак, приоритет норм налогового права перед таможенным законодательством, установленный в ТК РФ, в НК РФ не подкрепляется. И это первое противоречие двух основополагающих законов в части обложения обязательными платежами. Однако оно не помешало включить в число участников отношений, регулируемых налоговым законодательством, таможенные органы (п.4 ст.9 НК РФ).

Определенная путаница возникла и с понятийным аппаратом. Нормой ст.11 НК РФ отказано в определении налогов, уплачиваемых при перемещении товаров через таможенную границу в пользу таможенного законодательства. А этими положениями налоги определяются достаточно примитивно: как НДС и акциз, взимаемые таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В такой формулировке выражены лишь виды налогов при отсутствии их сущности и основных признаков. Такое обстоятельство представляется нам вторым недостатком сфере взаимодействия таможенных и налоговых норм.

Третий элемент негативизма возник из последних изменений в Налоговый кодекс РФ. В измененной редакции ст.13 НК РФ не нашлось места для таможенной пошлины и таможенных сборов. Между тем в числе федеральных налогов и сборов осталась государственная пошлина, по сути, имеющая аналогичную природу с таможенной. С одной стороны, исключение таможенной пошлины из системы налогов и сборов - позитивный фактор. Уважаемый профессор Н.И. Химичева давно доказывает ее особый характер, а большинство ее учеников разделяют данную позицию. И здесь законодатель, по-видимому, воспринял суждения о неналоговой природе данного платежа, что подтверждает их верность. Однако, с другой стороны, не ясно: в какую систему входят сама пошлина, и что более удивительно, таможенные сборы? То, что они являются федеральными, не вызывает сомнения. Возможно, что в ближайшем будущем возникнет вопрос о формулировке нового понятия "система налогов, сборов и иных обязательных платежей", и в такой системе места хватит всем.

По-разному трактуется в налоговом и таможенном законодательстве понятие объекта обложения. Статьей 322 ТК РФ объект обложения сужен и сведен лишь к товару, тогда как норма ст.38 НК РФ относит к нему не только имущество, но и прибыль, доход, стоимость, операции. Вместе с тем в ст.322 ТК РФ говорится об обложении не только пошлинами, но и налогами, то есть НДС и акцизами. Согласно п.4 ч.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является ввоз товара как операция. В соответствии с п.13 ст.182 НК РФ объектом обложения акцизами также является ввоз товаров. Учитывая, что НДС и акциз регулируются нормами налогового законодательства, Таможенный кодекс внес определенную неясность в понятие объекта.

На наш взгляд, в области таможенного дела в качестве объекта обложения таможенными пошлинами, налогами является перемещение товара через таможенную границу, а в качестве налоговой базы признаются таможенная стоимость таких товаров и (или) их количество.

Одной из важных проблем в области таможенного дела остается возмещение НДС при экспортных операциях. Налоговым кодексом в ст.165 в числе документов, необходимых для представления с целью возмещения НДС, значится грузовая таможенная декларация. В ТК РФ такой документ как форма вообще отсутствует, встречаются лишь понятия "общая декларация", "декларация о грузе" (ч.2 ст.74), "декларация о происхождении товара" (ст.35), "транзитная декларация" (ст.81), "таможенная декларация" (ч.3 ст.124). Несмотря на то что по содержанию все они приближены к грузовой таможенной декларации, может возникнуть ситуация, когда в возмещении НДС налоговые органы откажут лишь по формальным основаниям. Справедливости ради нужно отметить, что Государственным таможенным комитетом РФ была утверждена Инструкция о порядке заполнения грузовой таможенной декларации. Однако, на наш взгляд, требуется скорректировать положение НК РФ, указав, что необходимые сведения могут быть указаны в декларации, подаваемой в таможенный орган, без уточнения ее конкретной формы, определяемой видом перевозки.

В самом Таможенном кодексе РФ содержатся и явные пробелы в части регламентации института таможенных платежей. Так, необоснованно "забытыми" оказались таможенные сборы. Лишь в ч.3 ст.87 упоминается о сборах за таможенное сопровождение, но это упоминание не развивается в дальнейших нормативных положениях. До конца 2004 г. действует Инструкция ГТК России, после же, вероятно, будет принят самостоятельный закон либо изменения в Таможенный кодекс РФ. На сегодняшний же день ни НК, ни ТК такие положения не содержат.

Нельзя не отметить и позитивные аспекты соотношения таможенного и налогового законодательства. К общему знаменателю приведены следующие институты и нормы: пеня и порядок ее исчисления; взыскание недоимки; возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей.

Комплексный анализ норм Таможенного кодекса РФ дает нам основание утверждать, что данный нормативный акт во многом ориентирован на товар как непосредственный объект таможенного правоотношения, в отличие от налогового законодательства, основанного на правовом статусе налогоплательщика - субъекта правоотношений. Большинство статей ТК РФ обращено именно к товару. Основной объем контрольных полномочий таможенные органы осуществляют в отношении перемещаемого через границу товара, и им важно, чтобы этот товар был растаможен, подвергнут таможенной "очистке". Субъект же играет второстепенную роль в таможенных правоотношениях, хотя и его деятельность подлежит контролю (например, таможенной ревизии).

Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларанты и иные лица, ответственные за их уплату. В их числе: таможенный перевозчик, таможенный брокер, а также владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, склада временного хранения. Вместе с тем любое лицо вправе уплатить таможенные платежи за перемещаемые через границу товары. Таким образом, таможенные органы не высказывают заинтересованности в установлении конкретного плательщика таможенных платежей. Эта обязанность может быть возложена в принципе на любое лицо. Данное положение с одной стороны нарушает принцип самостоятельного, личного исполнения обязанности по уплате налога, установленный ст.45 НК РФ. Хотя возможна ситуация, когда должник в договорных отношениях исполняет свою обязанность по поручению кредитора в адрес таможенных органов, уплачивая платежи. Этим одновременно прекращается гражданско-правовой договор и исполняется налоговая обязанность в таможенной сфере. Следовательно, возможность уплаты таможенных платежей лицом, не являющимся субъектом таможенных правоотношений, должна рассматриваться как исключение из общего правила.

Учитывая, что главным фактором определения налогоплательщика является наличие у лица самостоятельного источника дохода или определенного имущества, в области таможенного дела в качестве такого лица может выступать как субъект, обладающий правом собственности на перемещаемый через границу товар (экспортер, импортер), так и другой участник таможенных правоотношений (например, таможенный брокер) при условии наличия у него дохода. Основной целью при осуществлении операций по таможенной "очистке" товара выступает его растаможивание, то есть полная уплата таможенных платежей. А наименование субъекта, производящего такую уплату, значения не имеет. При этом лицо, уплатившее таможенные платежи, признается таможенным органом плательщиком таможенных пошлин, налогов.

На наш взгляд, в таможенном правоотношении финансового характера элементы субъекта и объекта тесно взаимосвязаны. Представим ситуацию, когда совершенно постороннее лицо, уплатив таможенные платежи, становится их плательщиком, но при этом нарушает срок их уплаты. В принципе оно должно быть привлечено к административной ответственности по ст.16.22 КоАП РФ. Однако такое лицо не имеет объекта обложения и, соответственно, налоговой базы. Полагаем, что таких лиц можно назвать плательщиками условно. В одном ракурсе на них не лежит бремя уплаты таможенных платежей, а в другом - они ответственны за их уплату. Итак, при уплате таможенных платежей в качестве одной из сторон могут выступать как сами плательщики, так и их представители или условные плательщики. Однако ответственность должны нести лица, обладающие объектом обложения, то есть товаром, перемещаемым через таможенную границу.

Между налоговым и таможенным законодательством существуют и другие нестыковки. Так, в налоговой сфере обязанность по уплате налога исполняется в российской валюте, а в области таможенного дела предусматривается альтернативная валютная форма. Данная обязанность считается исполненной в налоговом законодательстве с момента предъявления в банк поручения, а в таможенном - с момента списания денежных средств в банке. Думается, что исполнение обязанности по уплате таможенных платежей с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке противоречит ч.2 ст.45 НК РФ, устанавливающей, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления налогоплательщиком в банк поручения на его уплату при условии достаточного денежного остатка на счете. Практика показывает, что с этого момента до списания денежных средств с банковского счета проходит несколько часов. И хотя временной отрезок краток, полагаем, что формулировка, содержащаяся в налоговом законодательстве, более верна, так как связывает рассматриваемую обязанность непосредственно с плательщиком, а не банком. За нарушение срока исполнения такого поручения ответственность должен нести банк согласно ст.15.8 КоАП РФ а не плательщик таможенных платежей.

В НК РФ одним из оснований предоставления отсрочки (рассрочки) выступает угроза банкротства лица, а в ТК РФ возбуждение процедуры банкротства исключает изменение срока уплаты таможенных платежей.

Разграничение налоговых и таможенных правоотношений в последнее время выражено наиболее ярко, однако нам эти два акта представляются в определенной степени тождественными, аналогичными, сходными по многим свои характеристикам. На наш взгляд, коллизии должны быть сведены к минимуму, как того и требует единое правовое поле государства.

Доклад подготовлен в рамках гранта Президента Российской Федерации на поддержку молодых российских ученых и ведущих научных школ РФ на выполнение научных исследований N МК - 2125.2004.6.

О.Ю.Бакаева

К. ю. н.,

доцент,

докторант кафедры финансового,

банковского и таможенного права

Саратовской государственной

академии права

Подписано в печать

07.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Неналоговые доходы и их роль в бюджетной политике государства ("Финансовое право", 2005, N 1) >
Статья: Принципы налогообложения как инструмент защиты прав налогоплательщика ("Финансовое право", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.