![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 07.12.2004 N 7879/04 <Об ответственности за непредставление сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 3)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 3
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 07.12.2004 N 7879/04 <ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ СВЕДЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО) УЧЕТА>>
До 1 марта каждого года фирмы и предприниматели представляют в управления Пенсионного фонда РФ сведения о своих работниках (п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ). Коммерсанты, пропустившие этот срок, будут вынуждены заплатить штраф. Новое Постановление Президиума ВАС РФ содержит два важных для организаций вывода. Во-первых, судьи разрешили давнее противоречие между "пенсионными" законами. Они указали, как определить конкретный размер наказания, которое грозит нарушителям. И, во-вторых, ВАС напомнил организациям, что им следует внимательно отнестись к акту проверки и решению о привлечении к ответственности. Грубые нарушения работников Пенсионного фонда, оформивших документы, могут освободить фирму от ответственности.
Невыгодное решение
Долгое время было неясно, как ПФР должен наказывать нарушителей правил о персонифицированном учете. Вначале законодатели предусмотрели размер штрафа в ст. 17 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Речь была о сумме, соответствующей 10 процентам годовых платежей в Пенсионный фонд РФ. Через несколько лет появился новый Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ". В нем за то же самое нарушение было установлено менее суровое наказание - штраф 1000 руб. В результате возникла коллизия законов. В своем Постановлении от 25.06.2001 N 9-П Конституционный Суд РФ прокомментировал подобную ситуацию, указав, что из двух противоречащих друг другу законов применять нужно тот, который вышел позднее. Некоторые фирмы в связи с этим смогли доказать, что за просрочку подачи сведений в пенсионный им грозит только штраф в 1000 руб. (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2004 N А56-26913/03). ВАС РФ с таким подходом не согласен. Судьи указали, что Законы N 27-ФЗ и N 167-ФЗ предусматривают разную ответственность за различные нарушения. Имеется в виду, во-первых, правило п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ. Оно предусматривает обязанность фирм сообщать в территориальное управление ПФР сведения, необходимые для организации персучета. И, во-вторых, норма п. 3 ст. 14 Закона N 167-ФЗ (отменена Законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ). Согласно ей до 1 января 2004 г. организации были обязаны сообщать в управление ПФР о своей ликвидации (реорганизации), а также об изменении учредительных документов и учетных реквизитов. Именно за нарушение п. 3 ст. 14 Закона N 167-ФЗ, по мнению Высшего Арбитражного Суда, фирмы должны были уплатить штраф в 1000 руб. Если же речь идет о просрочке ежегодного представления сведений о работниках предприятия (п. 2 ст. 14 Закона N 167-ФЗ), нужно применять ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Значит, фирмам грозит штраф в размере 10 процентов от годовых платежей. Обратите внимание: если фирма не представила информацию только о части работников, штраф будет меньше. Суд рассчитает его, исходя из количества сотрудников, сведения о которых организация в Пенсионный фонд не подала (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 <*>). ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "НА" N 17, 2004.
А нужно ли платить?
Привлечь фирму-нарушителя к ответственности ПФР может исключительно в судебном порядке. При этом нужно учитывать некоторые правила налогового законодательства (ст. 2 Закона N 167-ФЗ). Так, в новом Постановлении Высший Арбитражный Суд освободил организацию от штрафа из-за процедурных нарушений, которые допустили сами работники Пенсионного фонда. Дело в том, что решение о привлечении к ответственности может вынести только руководитель налоговой (внебюджетного фонда) или его заместитель (п. 1 ст. 101 НК РФ). В деле, которое рассмотрел ВАС РФ, Пенсионный фонд это правило нарушил. Штраф наложил простой специалист ПФР. А такое обстоятельство влечет за собой отмену решения об ответственности (п. 6 ст. 101 НК РФ). Фирмам стоит обращать внимание и на другие нарушения, которые нередко допускают специалисты Пенсионного фонда РФ. В частности, работники ПФР должны соблюдать те же самые сроки давности, которые установлены для налогов и сборов. Согласно п. 1 ст. 115 Налогового кодекса штраф можно взыскать не позднее шести месяцев после того, как пенсионный обнаружит просрочку. Поскольку наказание установлено в процентах от суммы, которую фирма должна уплатить за год, прежде чем организация подаст сведения, необходимые для персучета, ПФР не может рассчитать штраф. Поэтому шестимесячный срок нужно отсчитывать с того дня, когда фирма представила в Пенсионный фонд необходимую информацию (Постановление ФАС Московского округа от 01.11.2004 N КА-А40/9850-04). Обратите внимание: суд может снизить размер штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, например если нарушение фирма совершила впервые и ущерб от него незначителен (Постановление ФАС Центрального округа от 11.03.2004 N А23-2453/03А-18-228).
Г.Н.Шмелева Аудитор Подписано в печать 04.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |