Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Максимум внимания к мини-барам ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 5)



"Учет.Налоги.Право", N 5, 2005

МАКСИМУМ ВНИМАНИЯ К МИНИ-БАРАМ

Номера отелей, претендующих на достойный уровень обслуживания клиентов, непременно оснащают баром. Там постоялец всегда найдет пару баночек кока-колы, фанты или пива, которые можно оплатить при выезде из гостиницы. При оформлении подобной услуги бухгалтеру нужно быть особо внимательным в двух случаях: при работе с первичными документами и учете дебиторской задолженности.

Момент первый. Документы

Схема бухгалтерского учета реализации товаров через мини-бары достаточно проста. Чтобы отразить движение товара со склада в гостиничный номер, в учете делают запись:

Дебет 41 субсчет "Мини-бар" Кредит 41-1

- перемещены товары со склада в мини-бар.

Однако просто так стоимость товаров с одного субсчета не может попасть на другой. Для этого нужно оформить накладную на внутреннее перемещение товара по форме ТОРГ-13 <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132.

Выручку от реализации товаров через мини-бар начисляют на основании отчета о потребленных товарах. Именно этот документ позволяет бухгалтеру узнать, до какого количества прохладительных напитков "добрался" гость, правильно начислить выручку и списать себестоимость. Унифицированной формы такого отчета нет, поэтому гостиницы разрабатывают ее самостоятельно. Заполняют бланк лица, ответственные за сохранность товара в барах.

От периодичности составления отчета зависит, насколько верно бухгалтер отразит в учете выручку от реализации товаров через мини-бар. В целях экономии трудозатрат некоторые гостиницы отслеживают пополняемость и потребление гостем продукции из баров только по его выезде, забывая, что в таком случае существует риск исказить себестоимость и сумму выручки. Объясним почему.

Во-первых, гость может въехать в номер в одном месяце, к примеру 29 января, а покинуть его в другом (5 февраля). Соответственно, выручку также нужно распределить между двумя месяцами. Во-вторых, товары нередко списывают по методу средней себестоимости, а она, как известно, меняется при получении новой партии по другой цене. То есть в нашем примере, списывая товар 5-го числа, бухгалтер исказит себестоимость, если в феврале гостиница приобрела тот же товар по новым ценам. Таким образом, в интересах гостиницы составлять отчеты о потребленных через мини-бар товарах ежедневно.

Момент второй. Клиенты

Неоплаченные счета за напитки из мини-бара - проблема, от которой, к сожалению, не застрахована ни одна гостиница. Рано или поздно поселится-таки в одном из номеров клиент, который, перед тем как уехать, заявит, что не собирается платить по счету.

Если гостиница решает не спорить с конфликтным гостем и оставляет счет неоплаченным, то возникают вопросы: нужно ли отражать выручку от реализации? Правомерно ли списывать себестоимость потребленных, но не оплаченных товаров в бухучете и включать ее в состав расходов в налоговом учете?

Начнем с бухгалтерского учета. Выручка возникает здесь независимо от того, оплачены товары или нет. Дело в том, что данная ситуация отвечает всем условиям для признания выручки, которые перечислены в п.12 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н:

- организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

- можно определить сумму выручки;

- право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю;

- можно определить расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией;

- есть уверенность в том, что в результате операции произойдет увеличение экономических выгод фирмы.

Последнее условие ПБУ 9/99 расшифровывает так.

Цитируем документ. "...Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива..." (пп."в" п.12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

На первый взгляд подобная формулировка заставляет сомневаться в том, что условие об уверенности в получении экономических выгод действительно соблюдается. Ведь отказ клиента платить за товар вроде бы говорит о неопределенности в отношении получения актива. Это не так. В бухучете выручку от реализации товара через мини-бары отражают раньше, чем его оплату, и на момент начисления этой выручки гостиница еще уверена в том, что получит деньги от постояльца.

Себестоимость потребленных, но не оплаченных товаров отель спишет на затраты. Основание - п.5 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, который относит к расходам по обычным видам деятельности затраты, связанные с изготовлением, продажей продукции, а также приобретением и продажей товаров.

Пример. Гостиница "Венера" установила в номерах мини-бары. Со склада в гостиничные номера 24 января передали 100 банок газированной воды. Себестоимость каждой банки - 20 руб. Продажная цена - 50 руб.

Чтобы упростить пример, предположим, что все гости приехали в "Венеру" 28 января и покинули ее 1 февраля. За это время гостиница продала через мини-бары:

- 28 января - 30 банок газированной воды;

- 29 января - 50 банок газированной воды.

Перед отъездом (1 февраля) за напитки рассчитались все постояльцы, кроме одного, который не оплатил 3 банки газировки.

Бухгалтер гостиницы сделал в учете следующие записи.

24 января 2005 г.:

Дебет 41 субсчет "Мини-бар" Кредит 41 - 12 000 руб.

- 100 банок х 20 руб. - отражена передача газированной воды со склада в мини-бары.

28 января 2005 г.:

Дебет 62 Кредит 90-1 - 1500 руб.

- 30 банок х 50 руб. - отражена выручка от реализации газированной воды;

Дебет 90-2 Кредит 41 субсчет "Мини-бар" - 600 руб.

- 30 руб. х 20 руб. - списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 228,81 руб.

- 1500 руб. х 18% / 118% - начислен НДС.

29 января 2005 г.:

Дебет 62 Кредит 90-1 - 2500 руб.

- 50 банок х 50 руб. - отражена выручка от реализации газированной воды;

Дебет 90-2 Кредит 41 субсчет "Мини-бар" - 1000 руб.

- 50 банок х 20 руб. - списана себестоимость реализованных товаров;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 381,36 руб.

- 2500 руб. х 18% - начислен НДС.

31 января 2005 г.:

Дебет 90-9 Кредит 99 - 1789,83 руб.

- отражен финансовый результат от реализации товаров.

1 февраля 2005 г.:

Дебет 50 Кредит 62 - 3850 руб.

- 1500 руб. + 2500 руб. - 3 банки х 50 руб. - поступили денежные средства от клиентов.

В налоговом учете доход от реализации товаров через мини-бары также возникает независимо от факта оплаты (если, конечно, фирма считает налог на прибыль методом начисления). Доход признают на день реализации, то есть перехода права собственности на товар от гостиницы к клиенту (п.3 ст.271 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим в налоговом учете списывают и расходы на приобретение этого товара (ст.268 НК РФ).

Отпускаем постояльцу грехи

Из-за клиента, отказавшегося оплатить услуги мини-бара, на счете 62 остается "висеть" дебетовое сальдо. Как и когда закрыть взаиморасчеты с гостем? Ответ - в п.77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Он позволяет фирме признать задолженность клиента нереальной к взысканию и списать ее на финансовые результаты, не дожидаясь, пока пройдут три года срока исковой давности.

Списывая долги своих недобросовестных клиентов в бухучете и "облегчая" дебиторскую задолженность в балансе, гостиница не может сделать то же самое при расчете налога на прибыль. Дело в том, что Налоговый кодекс признает нереальными к взысканию лишь те долги перед налогоплательщиком, по которым истек срок исковой давности или обязательство по которым "прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации" (п.2 ст.266 Налогового кодекса РФ). В результате возникает временная разница, которая приводит к образованию отложенного налогового актива, который отражают в бухучете по дебету счета 09 "Отложенные налоговые активы" и кредиту субсчета "Расчеты по налогу на прибыль" счета 68 "Расчеты с бюджетом".

К.А.Куркина

Начальник отдела аудита

предприятий гостиничного бизнеса и туризма

ЗАО "Horwath МКПЦН"

Подписано в печать

04.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Единый социальный... аванс ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 5) >
Статья: "Есть изменения, касающиеся всех плательщиков..." ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.