Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налог на прибыль организаций ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 5)



"Учет.Налоги.Право", N 5, 2005

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Константин Викторович Новоселов - советник налоговой службы РФ III ранга.

- Добрый день! В 2002 г. приобрели оборудование. Однако в производственной деятельности его не использовали. Поэтому амортизацию я не начисляла. Теперь это оборудование мы продаем. Как правильно определить финансовый результат от продажи оборудования?

- Сразу вам скажу, что вы необоснованно не начисляли амортизацию...

- Почему?

- Потому что согласно п.2 ст.259 Налогового кодекса сумма амортизации определяется ежемесячно, а начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект был введен в эксплуатацию. Амортизация не начисляется, если имущество не является амортизируемым, это п.п.2 и 3 ст.256 Налогового кодекса. Такого случая, как неиспользование оборудования в производстве, Налоговым кодексом не предусмотрено. Вот если бы вы его перевели на консервацию сроком больше трех месяцев, могли бы не начислять амортизацию. А вы не передавали это оборудование в безвозмездное пользование?

- Нет, оно у нас простаивало.

- Получается, что если вы ввели оборудование в эксплуатацию, то должны были и начислять амортизацию. Другой вопрос, как учитывать ее в целях налогообложения. И здесь уже вступают в силу правила ст.252 НК РФ, которые, в частности, предусматривают, что любые расходы признаются для целей налогообложения только в том случае, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В вашем же случае расходы в виде амортизационных отчислений не связаны с извлечением дохода.

- Но если амортизацию нельзя учесть, то зачем ее начислять?

- Для правильного определения остаточной стоимости амортизируемого имущества, например, при его продаже. Прибыль от этой операции определяется как разница между продажной и остаточной стоимостью имущества. А остаточная стоимость определяется с учетом амортизации.

***

- Прочитала в "Горячей линии" с Ириной Николаевной Сбитневой <*>, что расчет по уменьшению прибыли на убытки прошлых лет надо сдавать только по году и по первому кварталу. А я не знала и делала этот расчет по итогам полугодия и девяти месяцев...

     
   ————————————————————————————————
   
<*> См. "УНП" N 48, 2004, с. 5.

- Ничего страшного. Действительно, у вас есть право не сдавать Приложение N 4 к листу 02 декларации по налогу на прибыль по итогам работы за полугодие и девять месяцев. Однако налоговую базу за эти отчетные периоды также можно уменьшить на сумму убытка или его части - это строка 150 листа 02 декларации. В то же время никакой ответственности за представление лишних листов в составе декларации нет. Наоборот, у налогового инспектора будет меньше вопросов, когда он будет проверять вашу декларацию.

***

- Бухгалтер аптеки беспокоит. По законодательству наши работники должны проходить ежегодные медицинские осмотры. Естественно, такие услуги платные. Можно ли мне при налогообложении прибыли учесть расходы на проведение медосмотров?

- Учитывая отраслевую специфику, конечно, можно. Ведь для вас такая обязанность предусмотрена законодательно. Следовательно, такой расход у вас будет экономически обоснован и его можно учесть при налогообложении прибыли.

- И еще вот такой вопрос. В прошлом году мы находились на "упрощенке", а с этого года применяем общий режим налогообложения. 30 декабря 2004 г. получили аванс. Соответственно, включили его в налоговую базу по "упрощенке". Отгружать же лекарства под этот аванс будем уже в этом году. Получается, что мне надо аванс включить еще и в налоговую базу по прибыли?

- Нет, раз вы уплатили с этого аванса единый налог, то включать его в налоговую базу по налогу на прибыль не надо. Иначе у вас возникнет двойное налогообложение.

***

- Наша организация занимается торговлей. При этом под налог на прибыль подпадает только оптовая торговля, розничная же переведена на ЕНВД. Поэтому мы ведем раздельный учет, и в учетной политике мы прописали, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы мы распределяем ежемесячно. Однако на днях мне попалось письмо Минфина, где говорится, что распределять надо ежеквартально... <**>

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Речь идет о Письме Минфина России от 28.04.2004 N 04-03-1/59.

- На самом деле здесь все зависит от того, на какой системе уплаты налога на прибыль вы находитесь. То есть если вы платите налог на прибыль ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли, то и распределение указанных расходов между видами деятельности надо производить ежемесячно. Если же вы платите налог на прибыль ежеквартально, включая ежемесячную уплату авансовых платежей, то и распределение расходов, которые нельзя отнести конкретно к осуществляемым видам деятельности, производите ежеквартально.

***

- Константин Викторович, помогите, пожалуйста, разобраться вот в какой ситуации. Головная организация находится в Пермской области, а обособленное подразделение - во Владимирской. Соответственно, декларации мы сдаем в две налоговые инспекции. По головной организации мы сдали декларацию 27 октября, а во Владимир направили декларацию почтой, сделали это мы 29 октября. В итоге нас оштрафовали...

- Все правильно. Срок подачи декларации - не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода - установлен как для подачи отчетности по головной организации, так и для подачи отчетности по обособленным подразделениям.

- А штраф будет считаться от суммы, указанной в декларации по обособленному подразделению? Или от общей суммы?

- В данном случае штраф в размере 5 процентов от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки считается от суммы, указанной в той декларации, которую вы сдали с опозданием.

***

- Заключили договор аренды муниципального имущества. По договору на нас лежит обязанность проводить капитальный ремонт арендованного имущества. Расходы на такой ремонт мы учли при налогообложении прибыли. Но теперь мы заключили дополнительное соглашение с арендодателем о том, что расходы на ремонт нам компенсируют путем уменьшения ежемесячной арендной платы. В связи с этим у меня вопрос: как я должна поступить с уже учтенными расходами на ремонт?

- У меня встречный вопрос: дополнительное соглашение распространяется на действие договора с момента подписания?

- Да.

- Получается, что на момент учета расходов вы действовали в полном соответствии с договором аренды. Следовательно, никакой ошибки вы не допустили. А вот после заключения дополнительного соглашения к договору ситуация изменилась. Поэтому на дату его подписания вы должны затраты на ремонт исключить из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

- Как мне это оформить?

- Оформляется это путем подачи уточненной декларации за тот период, в котором были учтены указанные расходы.

***

- Бухгалтер некоммерческой организации. Совсем запуталась в порядке начисления амортизации. Скажите, мы можем начислять амортизацию и учитывать ее для целей налога на прибыль?

- Только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности, то есть в деятельности, направленной на извлечение дохода, и которые приобретены за счет средств, полученных от этой деятельности.

- А по имуществу, используемому в уставной деятельности?

- Это имущество организация получает в качестве целевых поступлений или оно приобретается за счет средств целевых поступлений. Несмотря на то что оно может быть амортизируемым, по такому имуществу вы не имеете права начислять амортизацию. Таково правило пп.2 п.2 ст.256 Налогового кодекса.

***

- Муниципальное унитарное предприятие получило от комитета по управлению имуществом три компьютера. Компьютеры переданы нам безвозмездно. Скажите, должна ли я с них заплатить налог на прибыль?

- У меня к вам встречный вопрос: этот комитет является вашим учредителем?

- Да, он наш единственный учредитель.

- То есть его доля участия составляет 100 процентов. В этом случае стоимость полученных компьютеров не облагается налогом на прибыль на основании пп.11 п.1 ст.251 Налогового кодекса.

- Амортизацию по ним надо начислять в налоговом учете?

- Нет, не надо. Ведь первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение. В данном случае организация расходов по его приобретению не несет. Не можете вы и оценить полученное имущество по рыночным ценам на основании п.1 ст.257 НК РФ.

- Почему?

- Потому что эта норма НК РФ отсылает нас к п.8 ст.250 НК РФ, который не применяется к имуществу, полученному от учредителей. А это как раз ваш случай.

- Понятно. А еще комитет передает нам в хозяйственное ведение жилые дома и отдельно - внешнее коммунальное хозяйство. В Налоговом кодексе сказано, что по жилью амортизация не начисляется. А вот как быть с внешним коммунальным хозяйством?

- Что вы имеете в виду под "внешним коммунальным хозяйством"?

- Это коммунальные сети, расположенные за пределами дома: насосные станции, трубы, котельные, колодцы и т.п.

- Тогда ситуация будет решаться так. Если это имущество используется вами в деятельности, направленной на получение дохода, то вы имеете право начислять по нему амортизацию.

- Спасибо, всего доброго!

"Горячую линию" подготовили

А.Е.Смирнов

Заместитель главного редактора "УНП"

Е.А.Борзова

Корреспондент "УНП"

Подписано в печать

04.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Центробанк: ах, оставьте ненужные споры ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 5) >
Вопрос: Кто является плательщиком земельного налога в случае, если организация арендует помещения у Москомимущества, а балансодержателем помещений является ГУП ДЭЗ ТУ, которое не уплачивает земельный налог? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.