Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Коротко о важном от 03.02.2005> ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 5)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 5, 2005

Новой декларации не будет

ФНС разработала новую форму декларации по налогу на имущество организаций и представила ее на рассмотрение в Минфин вместе с инструкцией по заполнению (Письмо ФНС от 28.12.2004 N 21-3-04/82). Однако в Минфине сочли, что новая декларация вовсе не нужна и прежняя, утвержденная Приказом МНС от 23.03.2004 N САЭ-3-21/224, вполне соответствует требованиям времени.

Действительно, данный Приказ продолжает действовать на основании ст.78 Закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ вплоть до появления очередного нормативно-правового акта, на основании которого его пришлось бы изменить. Поскольку федеральных законов о налогах, вступающих в силу в 2005 г. и служащих основанием для внесения изменений в Приказ МНС, не было, то и смысла менять декларацию нет. Тем более что предлагаемые ФНС изменения ни на что не влияют, значит, оснований "внедрять" новую декларацию нет.

Взамен Минфин порекомендовал налоговикам при изготовлении бланков декларации увеличить разрядность по показателю КБК до 20 знаков (разд.1 "Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика") (Письмо Минфина России от 18.01.2005 N 03-06-01-02/02).

Налог на имущество: льготы и цели

Для освобождения организации от налога на имущество в отношении объектов социально-культурной сферы (п.7 ст.381 НК РФ) недостаточно одного лишь использования этих объектов по назначению. Таков смысл Письма ФНС России от 11.01.2005 N 21-4-04/9, которым для сведения налоговых инспекций доводится соответствующее разъяснение Минфина (Приложение, Письмо Минфина России от 20.10.2004 N 03-06-01-04/65).

По мнению Минфина, для того чтобы воспользоваться льготой в отношении объектов здравоохранения, культуры, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, санаториев (профилакториев), баз отдыха, пансионатов, объектов физкультуры и спорта, непроизводственных видов бытового обслуживания и прочих, необходимо, чтобы соответствующая деятельность была предусмотрена в уставе организации. К этому заключению Минфин пришел в ходе следующих рассуждений.

Глава 30 НК РФ, вводя льготу в отношении объектов социально-культурной сферы, не определяет перечня объектов, на которые данная льгота распространяется. Такой перечень имеется в гл.25 НК РФ (ст.275.1). Однако на практике, особенно когда это выгодно, налоговики часто заявляют, что нормы, применяемые для одного налога, не могут использоваться для другого (когда не выгодно - наоборот). Поэтому чиновники обратились к смежным отраслям законодательства, но ответа не нашлось и там.

Так, например, базы отдыха, лагеря, пансионаты не отнесены к объектам, используемым для нужд культуры и искусства, образования и пр., Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан. А согласно ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта от 06.11.2001 N 454-ст) такие объекты включены в раздел "Деятельность гостиниц и ресторанов". Придя к выводу о том, что однозначно установить, какое имущество, принадлежащее объектам социально-культурной сферы, можно считать льготируемым, Минфин и предложил связать его использование с уставной деятельностью.

Казалось бы, норма п.7 ст.381 НК РФ прямо выражает действительную волю законодателя, направленную на снижение налогового бремени. Но споры с налоговиками очевидны. Не хотите спорить? Изменяйте устав. Если, конечно, в нем не упомянуто, что "организация вправе осуществлять иные виды не запрещенной законом деятельности".

С чем сравнить вычет

С 1 января 2005 г. максимальная ставка ЕСН, уплачиваемого в федеральный бюджет, - 20%, при этом ставка для пенсионных взносов осталась прежней - 14%. Сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) по обязательному пенсионному страхованию. При этом сумма вычета не должна превышать сумму налога, подлежащую перечислению в федеральный бюджет (п.2 ст.243 НК РФ).

Сразу возникает вопрос: с какой именно суммой ЕСН, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, нужно сравнивать сумму начисленных взносов - до вычета или после?

До изменения ставок ЕСН Законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ вопроса не возникало, поскольку пенсионные взносы взимались по ставке 14%, составлявшей половину от "федерального" ЕСН (28%).

Но теперь ставка ЕСН снизилась до 20%, а ставка для взносов осталась прежней. Не нужно ли рассчитывать вычет исходя из половинной, 10%-ной ставки?

Пример. Работнику начислена месячная зарплата 6000 руб. ЕСН, причитающийся к уплате в федеральный бюджет, составляет 1200 руб. (6000 x 20%), взносы в ПФР - 840 руб. (6000 x 14%). Производим вычет в полном объеме: 1200 - 840 = 360 руб. Таким образом, вычет превышает "федеральный" ЕСН на 480 руб.

Сомнения развеял Минфин, выпустив Письмо от 17.01.2005 N 03-05-02-04/2. В нем отмечено, что механизм исчисления ЕСН изменен не был. Налог рассчитывается исходя из налоговой базы и ставок, определенных п.1 ст.241 НК РФ.

Затем из начисленной к уплате в федеральный бюджет суммы налога полностью вычитается сумма страховых пенсионных взносов за тот же период (размер взносов определяется исходя из тарифов, установленных Законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ). То есть сравнивать взносы нужно с суммой ЕСН до вычета.

Минфин о проверках

Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-02-07/9 вполне вписывается в намерения, не так давно озвученные А. Жуковым и А. Кудриным. Высокопоставленные чиновники обратились к Президенту с предложениями об ограничении сроков налоговой проверки. Вкратце суть предложений сводится к тому, чтобы контроль за работой нижестоящих налоговых структур вышестоящими не приводил к повторной выездной проверке, а возможность доначисления налогов (особенно популярный в последнее время методу) появлялась бы только после того, как факты административных и уголовных правонарушений установлены судом. Президент предложение одобрил, и соответствующие поправки в НК намечено внести уже весной этого года.

Но вернемся к Письму. В нем рассмотрены весьма важные практические ситуации.

Получив судебное постановление о прекращении уголовного дела, возбужденного против организации по фактам, обнаруженным в ходе выездной проверки, налоговая инспекция обратилась в суд на предмет взыскания штрафов и начисленных пеней. При этом установленный в НК 6-месячный срок давности уже истек, однако инспекция настаивала на том, что отсчет следует вести именно со дня получения судебного постановления о прекращении дела (п.2 ст.115 НК РФ). Минфин высказал иную точку зрения, исходя, кстати, из сложившейся судебной практики. В частности, то обстоятельство, что в отношении должностного лица организации-налогоплательщика решался вопрос о привлечении к уголовной ответственности, основанием для применения специальных правил исчисления срока давности при взыскании налоговых санкций с организации не является. Статья 115 устанавливает эти правила для физических лиц (п.38 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

В ходе налоговой проверки у организации могут быть изъяты подлинники документов (п.8 ст.94 НК РФ). При этом срок их возврата в НК не оговаривается. Как быть, если выемка документов произведена милицией? Минфин и здесь выступил на стороне плательщика. В отношении милиции, правда, было сказано лишь то, что милиция имеет право проводить проверки, используя предоставленные ей права только в целях исполнения требований Закона "О милиции". Все прочие выводы касаются именно действий налоговых органов. Поскольку выемка документов произведена именно в ходе налоговой проверки, то срок их возврата должен соответствовать сроку самой проверки, рассмотрения материалов и принятия решений.

На ЕНВД...

...без перерасчета

Организации, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли, нередко одновременно ведут ее через магазины и павильоны с разной площадью торгового зала. При этом на ЕНВД может быть переведена лишь деятельность, осуществляемая через торговый зал площадью не более 150 кв. м.

В Письме Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22 налогоплательщикам разъясняют, что гл.26.3 НК РФ не ставит в зависимость возможность применения ЕНВД от осуществления тем же плательщиком аналогичной деятельности через торговый зал с большей площадью. Просто если розничная торговля ведется одновременно в залах разной площади, следует учитывать требования п.п.6, 7 ст.346.26 НК РФ.

Таким образом, требования налоговиков о переходе на общую систему налогообложения в случае превышения ограничения по размеру площади хотя бы в одном из объектов торговли еще раз признаны несостоятельными (Методические рекомендации к главе 26.3, утвержденные Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, где в п.2 данное требование закреплялось, в настоящее время отменены). С 1 января 2005 г. перевод на ЕНВД организаций и предпринимателей, одновременно ведущих "общую" и "спецрежимную" торговлю, будет осуществляться, но вот на перерасчет налоговых обязательств за период применения в угоду требованиям налоговиков иных режимов налогообложения рассчитывать не стоит - его не будет.

...и не без проблем

Раз уж речь зашла о пользователях "вмененки", необходимо обратить внимание на несколько моментов, связанных с принятием Федерального закона от 29.12.2004 N 208-ФЗ. Известно, что данный Закон позволяет не учитывать при расчете площади торгового зала организациям торговли или площади зала обслуживания на предприятиях общепита подсобные, административно-бытовые помещения, а также помещения для приема, хранения товара и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей.

Имейте в виду, что данный Закон официально опубликован 31 декабря, а в силу вступает "по истечении одного месяца со дня публикации, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода" - то есть с 1 апреля 2005 г. Таким образом, законодатели не придали обратную силу новым правилам, и организациям, которым прежде налоговая доначислила налог с учетом указанных помещений, придется с этим мириться. Однако заметим, что даже до появления Закона N 208-ФЗ многие организации выигрывали в судах "дела о площадях", а Минфин разъяснял, что подсобные в расчет площади не принимаются (см., например, Письмо от 22.01.2003 N 04-05-12/02).

Следующий "подводный камень" поджидает налогоплательщика в связи с отсутствием в Законе подробной расшифровки указанных помещений. Споры о том, какие из них учесть, а какие нет, будут наверняка. Главное здесь, что в этих помещениях не должно производиться обслуживание посетителей. Если товар реализуется со склада, налог с данных "метров" придется платить. И, наконец, понадобятся инвентаризационные и правоустанавливающие документы, выдаваемые органами инвентаризации, - техпаспорта на строения, поэтажные планы, экспликации и органами, регистрирующими права на недвижимость, договоры аренды. Если вспомогательные помещения в зале не выделены конструктивно и в планах, то лучше оговорить в договоре аренды, какие именно помещения будут использованы для ведения торговли или организации питания.

И.Ордынская

Эксперт "БП"

Подписано в печать

03.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Основным видом деятельности организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы", является сдача помещений в аренду. Организация оплачивает расходы арендаторов на междугородные телефонные разговоры, а потом перевыставляет арендаторам счета на компенсацию этих расходов согласно представленным расчетам. Включаются ли суммы компенсации данных расходов в налоговую базу по единому налогу? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 18) >
Статья: Россия - Белоруссия - 2005: рассчитываем НДС по-новому ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.