Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Опасные схемы минимизации налогов ("Главбух", 2005, N 3)



"Главбух", N 3, 2005

ОПАСНЫЕ СХЕМЫ МИНИМИЗАЦИИ НАЛОГОВ

Пока в законодательстве не закреплены четкие критерии, которые бы разграничили минимизацию налогов и уклонение от их уплаты. Из-за этого на сегодняшний момент существенно возрос риск конфликта с властными структурами на почве стремления предприятий снизить налоги. Тем не менее сейчас существует целый ряд различных предложений консалтингового рынка, которые преподносятся как законный способ налоговой оптимизации. Но, по сути, многие схемы ничем не отличаются от схем с фирмами-однодневками. И что особенно важно - давно известны налоговикам. Как раз о таких нежелательных схемах минимизации налогов и пойдет речь в этом материале.

Минимизация налогов с помощью субвенций

Суть данной системы заключается в следующем. Предприятие регистрируется в регионе, где предоставляются субвенции, и платит налоги в бюджет в полном объеме.

Одновременно власти регионов предоставляют фирме субвенцию на определенные цели. При этом цели сформулированы настолько расплывчато, что это позволяет предприятию расходовать бюджетные средства на свои цели. Так, в Типовом соглашении о предоставлении и порядке использования субвенции, предоставляемой юридическому лицу за счет средств бюджета Ростовского муниципального округа, сказано следующее. "Администрация предоставляет Получателю субвенции бюджетные средства на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а именно - расходов на капитальные вложения в основные фонды и пополнение оборотных средств, а также иных расходов, направленных на развитие бизнеса".

Получая такие субвенции, фирма фактически возвращает из бюджета часть уплаченных налогов. А именно:

- 80 процентов от уплаченного в местный и областной бюджеты налога на прибыль;

- 90 процентов от уплаченного в местный бюджет налога на имущество;

- 60 процентов от уплаченного в областной бюджет акциза на нефтепродукты;

- 50 процентов от уплаченного в местный бюджет налога на доходы физических лиц.

Схема "субвенции"

     
   ——————————————————————¬  Уплата налогов в полном объеме  ————————¬
   |   Фирма, желающая   +—————————————————————————————————>|Местный|
   |сэкономить на налогах|<—————————————————————————————————+ бюджет|
   L——————————————————————       Возврат части налогов      L————————
   
в виде субвенций

Данная схема появилась из-за того, что законодатели еще в 2002 г. запретили местным властям предоставлять массовые налоговые льготы. Поэтому в ряде российских регионов была предпринята попытка облегчить налоговое бремя с помощью системы субвенций.

Например, соответствующие законы приняты в Ленинградской, Самарской, Ярославской областях. И даже в нескольких городах (Угличе, Ростове, Некоузе, Гаврилов-Яме, Рыбинске) появились местные нормы, аналогичные областному Закону "О стимулировании экономического развития Ярославской области".

Недостатков у схемы достаточно.

Главный из них в том, что региональное законодательство о субвенциях нарушает некоторые нормы бюджетного законодательства. И уже с лета 2003 г. данная схема является объектом пристального контроля со стороны прокуратуры и Счетной палаты России.

Еще один недостаток - компании необходимо зарегистрироваться именно в том регионе, где такие субвенции предоставляются. Соответственно, и вести деятельность надо в этом же субъекте. И при проверке налоговые органы обращают внимание на этот аспект.

Кроме того, недостатком является и то, что средства, полученные в рамках целевого финансирования, не подлежат налогообложению только в случае их целевого использования. Иначе получение субвенции будет признано незаконным.

Минимизация налога на прибыль с помощью льгот

Целый ряд схем минимизации налога на прибыль основан на льготах для отдельных категорий налогоплательщиков. В настоящее время достаточно известны схемы с использованием льгот для общественных организаций инвалидов (ООИ) либо их дочерних структур, а также льготы для организаций, входящих в структуру РОСТО.

"Инвалидная" схема

Суть схемы в следующем. ООИ создает небольшую дочернюю структуру, в которой числятся инвалиды (не менее половины общего количества сотрудников) и их зарплата составляет не менее 25 процентов от фонда оплаты труда. Далее фирма, желающая минимизировать налог на прибыль, начинает работать через эту структуру: используя ее реквизиты, заключает договоры, в рамках которых отгружает товары, оказывает услуги, выполняет работы. Соответственно, и плата по таким договорам тоже приходит на счет этой структуры. Таким образом, в дочернюю фирму ООИ поступает вся прибыль фирмы и налогом она не облагается.

Одновременно дочерняя фирма заключает с ООИ договор благотворительного взноса и по нему перечисляет все полученные средства своей головной организации - на улучшение условий труда инвалидов, создание рабочих мест и т.д. Эти суммы дочерняя фирма включает в расходы при расчете налога на прибыль на основании пп.38 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ.

Далее фирме, которая решила минимизировать налог на прибыль, надо забрать деньги у ООИ. Для этого используется фирма-однодневка. ООИ перечисляет ей деньги за как бы оказанные услуги, поставленные товары, материалы и т.п. То есть в ней оседают все суммы, и при этом она не платит налогов, не сдает отчеты. Помимо того суммы можно вернуть, переведя их обратно в уставный фонд дочерней фирмы либо якобы вкладывая в ее развитие. Могут быть и другие варианты "реинвестирования" взносов, поступивших в ООИ.

Целевые перечисления общественным организациям инвалидов

     
                        ———————————————————————————¬
                        |Фирма, желающая сэкономить|
                        |   на налоге на прибыль   |
                        L———T———————————————————————
   
------------- ———— \¦/
     
   ——————————————————————¬                         ————————————————¬
   |  Дочерняя структура |  Представление персонала|  Общественная |
   | ООИ (50% инвалидов, |<————————————————————————+  организация  |
   |  зарплата инвалидов |                         |инвалидов (ООИ)|
   |    составляет 25%   +————————————————————————>|               |
   |от фонда оплаты труда|         Договор         |               |
   |       фирмой)       |благотворительного взноса|               |
   L——————————————————————                         L———T————————————
   
---------------- ———— \¦/ Деньги
     
                        ———————————————————————————¬
                        |     Фирма—однодневка     |
                        L———————————————————————————
   

Недостаток схемы в том, что она уже хорошо известна налоговикам и было уже много прецедентов, когда чиновникам удавалось доказывать притворность таких сделок. Еще одним недостатком является то, что оборотные средства и прибыль предприятия, желающего минимизировать налог на прибыль, находятся в распоряжении юридически неподконтрольной компании.

Целевые отчисления организациям РОСТО

Суть схемы проста. Компания, желающая уменьшить свои налоговые выплаты, заключает с предприятием из структуры РОСТО (Российские оборонные спортивно-технические организации) соглашение о целевом финансировании. Далее по этому договору она перечисляет предприятию деньги и уменьшает на данную сумму свою налогооблагаемую прибыль. Такую возможность предусматривает пп.19 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ. Замыкает эту цепочку фирма-однодневка.

Целевые перечисления организациям РОСТО

     
   ———————————————————————————————¬                —————————————————¬
   |Фирма, желающая минимизировать|                |Фирма—однодневка|
   |       налог на прибыль       |                |                |
   L———————————————T———————————————                L—————————————————
   
¦ /¦\ ¦ Соглашение ------------------¬ Деньги ¦ L----------->¦Организация РОСТО+-------- ———— L---------------- ————

Недостатки. Эта сделка также известна налоговикам. Поэтому при проверках они тщательно изучают, насколько деньги, направленные в РОСТО, сопоставимы с расходами и потребностями этой организации.

Факторинг как инструмент минимизации НДС

Суть схемы. Фирма, желающая получить зачет НДС (посредник), приобретает у поставщика товар на условиях отсрочки платежа. После этого с небольшой наценкой она перепродает товар другой организации. Не дожидаясь денег от покупателя, организация заключает с банком договор факторинга, то есть банк приобретает у компании право требовать деньги с ее покупателя. За это банк перечисляет на расчетный счет посредника указанную в договоре факторинга сумму. Этими средствами фирма расплачивается со своим поставщиком и принимает к вычету "входной" НДС.

Однако при этом посредник уплачивает банку заведомо завышенную комиссию, которая включает в себя НДС. И этот налог организация тоже принимает к вычету. В итоге зачтенная сумма оказывается больше, чем та, что начислена при реализации товара покупателю. А значит, образуется НДС к возмещению из бюджета.

Факторинговая схема минимизации налогов

Оплата товара Отгрузка

     
   ———————————¬   (с НДС)   ———————————————————¬ товара ————————————¬
   | Поставщик|<————————————+  Фирма, желающая +———————>| Покупатель|
   |          +————————————>|получить зачет НДС|        |           |
   |          |   Отгрузка  |    (посредник)   |        |           |
   L———————————    товара   L—T—————————————————        L————T———————
   
¦ /¦\ ¦

Выплата банку ¦ ¦ Оплата ¦ Оплата

завышенной комиссии¦ ¦по договору ¦ товара

(с НДС) ¦ ¦ факторинга ¦(с НДС)

\¦/ ¦ ¦

     
                            —————————————————+—¬             |
                            |       Банк       |<—————————————
   
L----------------- ————

Недостатки схемы. В данной схеме выплата комиссии банку при уступке права требования может быть признана налоговиками притворной. Дело в том, что действующее гражданское законодательство не предполагает выплаты дополнительной комиссии (или вознаграждения) той стороне, которая приобретает долг (в нашем случае - банку). Такой вывод следует из ст.824 Гражданского кодекса РФ.

Минимизация ЕСН с помощью

общественных организаций инвалидов

Схема основана на том, что общественные организации инвалидов могут не облагать ЕСН выплаченные в пользу каждого работника суммы, пока они не превысят 100 000 руб. в год (пп.2 п.1 ст.239 Налогового кодекса РФ). Воспользоваться такой льготой могут:

- ООИ, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

- организации, чей уставный капитал состоит только из вкладов ООИ, в которых среднесписочная численность инвалидов не менее 50 процентов, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Используя эту льготу, ООИ предлагают фирмам следующую схему минимизации ЕСН.

Суть схемы: ООИ создает дочернюю компанию, куда переводятся некоторые сотрудники из фирмы, которая хочет сэкономить на ЕСН. А затем с новой структурой фирма заключает договор на предоставление персонала. То есть переведенные сотрудники начинают работать на ту же фирму, из которой они были переведены, только числятся уже в дочерней компании ООИ. Такая схема позволяет не только уменьшить выплаты ЕСН, но и снизить налог на прибыль и НДС.

Предоставление персонала

общественной организации инвалидов

     
   ——————————————————¬                     —————————————————————————¬
   | Фирма, желающая |                     |Общественная организация|
   |сэкономить на ЕСН|                     |     инвалидов (ООИ)    |
   L—T————————————————                     L————————————————————T————
   
¦ ¦ ¦Перевод работников. Вклад в уставный¦ ¦Заключение договора----------------------¬капитал, перевод¦ ¦ о предоставлении ¦ Дочерняя структура ¦части работников¦ ¦ персонала ¦ ООИ (не менее 50% ¦ ¦ L------------------>¦ инвалидов, зарплата ¦<-------------- ———— ¦ инвалидов составляет¦ ¦не менее 25% от фонда¦ ¦ оплаты труда фирмы) ¦ L-------------------- ————

Недостатки. Как и в предыдущих схемах, все сделки тут направлены только на уход от налогов, а потому могут быть признаны ничтожными. А одним из наиболее очевидных поводов для налоговиков усомниться в реальности сделок будет тот факт, что работники сначала числились в коммерческой организации, а затем были переведены в дочернюю структуру ООИ.

В.Г.Гуща

Партнер,

адвокат коллегии адвокатов

"Джон Тайнер и партнеры"

Подписано в печать

02.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: У жены работника есть сын от первого брака. Может сотрудник, пока его годовой доход не превысит 40 000 руб., получить стандартный вычет на этого ребенка? ("Главбух", 2005, N 3) >
Статья: В 2005 году слететь с "упрощенки" можно только из-за прибыли или активов ("Главбух", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.