Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 29.11.2004 N 03-03-01-02/45 ("Консультант", 2005, N 4)



"Консультант", 2005, N 4

КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ

ОТ 29.11.2004 N 03-03-01-02/45

Порядок расчета налога на прибыль с деятельности обслуживающих производств и хозяйств зависит от того, являются ли они обособленными подразделениями. Каковы признаки таких подразделений, пояснили работники Минфина.

Порядок применения ст.275.1 Налогового кодекса часто вызывает вопросы у организаций, имеющих обособленные подразделения. Об этом свидетельствуют два письма, выпущенные в последнее время Минфином России. Одно из них было опубликовано в нашем журнале в прошлом году (Письмо Минфина России от 12.10.2004 N 02-3-07/161). В нем главное финансовое ведомство страны разъяснило, как учитываются в целях налогообложения убытки, полученные от деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств. На этот раз мы предлагаем вашему вниманию еще одно письмо, которое также касается вышеназванной статьи Налогового кодекса. Финансисты разъяснили следующие вопросы:

- как определить статус подразделений, по которым применяется ст.275.1 Налогового кодекса;

- как считать налоговую базу в том случае, если обособленное подразделение, относящееся к обслуживающему производству и хозяйству, оказывает услуги для производственных нужд организации и населению.

Отличительные признаки обособленного подразделения

Статья 275.1 Налогового кодекса касается организаций, имеющих в своем составе подразделения, которые считаются обслуживающими производствами и хозяйствами. К ним относятся объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, подсобное хозяйство и т.д.

Вышеназванная статья Налогового кодекса регулирует вопросы налогообложения деятельности, связанной с использованием этих объектов. В частности, она устанавливает порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Этот порядок заключается в следующем. Налоговая база по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяется отдельно от налоговой базы по другим видам деятельности. Указанная норма применяется не всегда. Из ст.275.1 Налогового кодекса следует, что налоговая база считается по такому правилу только при условии, что эта деятельность ведется через обособленные подразделения. Это значит, что на деятельность подразделений, которые обособленными не являются, данное правило не распространяется.

Статья 275.1 Налогового кодекса в этом случае не применяется, а доходы и расходы у таких подразделений для расчета налоговой базы учитываются в совокупности с доходами и расходами от иных видов деятельности. Другими словами, применяется обычный порядок, установленный гл.25 Налогового кодекса.

Итак, какими же признаками должен обладать тот или иной объект, относящийся к обслуживающему производству и хозяйству, чтобы он считался обособленным подразделением и чтобы налоговая база по нему определялась по правилам ст.275.1 Налогового кодекса? Ссылаясь на ст.11 главного налогового документа страны, Минфин разъясняет следующее. Подразделение считается обособленным, если оно удовлетворяет одновременно двум признакам. Во-первых, подразделение расположено на территории, отличной от той, на которой находится организация. Во-вторых, - имеет оборудованные стационарные рабочие места. Если хотя бы один из признаков не соблюдается, то считать такое подразделение обособленным нельзя. При этом по поводу первого критерия Минфин поясняет, что территориальная обособленность определяется почтовым адресом. То есть этот признак считается выполненным, если почтовый адрес подразделения не совпадает с почтовым адресом организации. Других требований Налоговый кодекс не содержит. Это значит, что при выполнении вышеназванных условий подразделение считается обособленным даже в том случае, если это подразделение и организация находятся на территории, подведомственной одной налоговой инспекции.

Обязанности организаций,

имеющих "обслуживающие" обособленные подразделения

Как правило, большинство подразделений, которые гл.25 Налогового кодекса относит к обслуживающим производствам и хозяйствам, находятся недалеко от предприятий. Поэтому у организаций, которые имеют такие обособленные подразделения, нередко возникают следующие вопросы:

- надо ли в налоговую инспекцию, где организация уже состоит на учете, подавать заявление о постановке на учет как по местонахождению обособленных подразделений;

- как составлять декларацию и платить налог на прибыль.

По первому вопросу можно сказать следующее. Повторно вставать на учет в своей налоговой инспекции не надо. Было время, когда инспекторы считали, что организация должна подавать заявление о постановке на учет еще раз в случае наличия на территории той же налоговой инспекции, где она сама состоит на учете, обособленного подразделения. При этом они ссылались на п.1 ст.83 Налогового кодекса, в котором говорится, что организация должна вставать на учет по своему местонахождению и местонахождению обособленных подразделений. За невыполнение этой обязанности они пытались такие предприятия оштрафовать. Однако Высший Арбитражный Суд признал это требование необоснованным (п.39 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Поэтому предъявлять свои претензии по этому вопросу инспекторы перестали. Таким образом, вставать на учет по местонахождению обособленного подразделения нужно только в том случае, если оно находится на территории другой налоговой инспекции.

Сложнее ответить на второй вопрос. Дело в том, что порядок уплаты налога на прибыль и составления декларации организациями, имеющими обособленные подразделения, регулируется ст.ст.288 и 289 Налогового кодекса. Каких-либо особенностей в отношении обособленных подразделений, относящихся к обслуживающим производствам и хозяйствам, он не предусматривает. Вместе с тем по смыслу, который вытекает из указанных норм Кодекса, этот порядок распространяется только на те обособленные подразделения, которые "подчиняются" другой налоговой инспекции. В частности, это подтверждает порядок уплаты налога на прибыль, установленный ст.288 Налогового кодекса. Согласно этой статье организации, имеющие обособленные подразделения, налог на прибыль, подлежащий перечислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, должны платить по своему местонахождению и по местонахождению обособленных подразделений. То есть в разные бюджеты. Это условие не соблюдается, когда организация и обособленное подразделение находятся на территории одной налоговой инспекции. Так как в этом случае бюджеты для организации и обособленного подразделения не различаются. Из этого следует, что применять порядок, установленный ст.ст.288 и 289 Налогового кодекса, по подразделениям, которые находятся рядом с организацией, необязательно. То есть не надо распределять прибыль на эти подразделения и заполнять Приложения 5а к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Впрочем, чтобы не было претензий со стороны инспекторов, лучше уточнить этот вопрос в налоговой инспекции.

Оказание услуг для производства и населению

А теперь рассмотрим еще один момент, который затронут в Письме. Речь идет о котельных, которые обеспечивают тепловой энергией не только производство, но и отпускают ее населению. Минфин разъясняет, что в части снабжения теплом населения такие котельные относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам, так как они считаются объектами жилищно-коммунального хозяйства. Если такая котельная обладает всеми признаками обособленного подразделения (расположена за пределами организации и имеет стационарные рабочие места), то налоговую базу по налогу на прибыль с деятельности по обеспечению теплом населения нужно определять по правилам ст.275.1 Налогового кодекса. Проблема же заключается в том, как определить расходы котельной, которые относятся к данному виду деятельности. Минфин считает, что их нужно распределять между основной деятельностью и деятельностью, связанной с отпуском тепла населению, пропорционально объему тепловой энергии, отпускаемой на соответствующие нужды, в общем объеме отпущенного тепла.

Пример. ЗАО "Фаворит" имеет котельную, которая является обособленным подразделением общества. Она обеспечивает теплом не только организацию, но и собственный жилой фонд. В IV квартале 2004 г. расходы на содержание котельной составили 320 000 руб. За этот период котельная отпустила тепловую энергию, общий объем которой составил 4000 г/ккал. Из этого объема 2500 г/ккал отпущено на нужды организации и 1500 г/ккал - населению.

Определим сумму расходов по котельной, которая относится к основной деятельности и к деятельности, связанной с обслуживанием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Рассчитаем долю теплоэнергии, отпущенной на нужды организации, в общем объеме отпущенного тепла. Она равна:

2500 г/ккал : 4000 г/ккал = 0,625.

Рассчитаем долю теплоэнергии, отпущенной населению, в общем объеме отпущенного тепла. Она составляет:

1500 г/ккал : 4000г/ккал = 0,375.

Определим расходы котельной, которые относятся к основной деятельности:

320 000 руб. х 0,625 = 200 000 руб.

Определим расходы котельной, которые нужно учесть в деятельности, связанной с обслуживанием объектов обслуживающих производств и хозяйств. Они составляют:

320 000 руб. х 0,375 = 120 000 руб.

Подписано в печать

28.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Письму Минфина России от 22.12.2004 N 03-06-05-04/84 ("Консультант", 2005, N 4) >
Статья: Комментарий к Письму ФНС России от 09.12.2004 N 03-1-08/2467/17 ("Консультант", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.