|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2004 N 205-ФЗ ("Консультант", 2005, N 4)
"Консультант", 2005, N 4
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2004 N 205-ФЗ
"Упрощенные" компании обязаны перейти на общий режим налогообложения не только из-за роста выручки или стоимости активов, но и из-за слишком большой доли другой организации в их уставном капитале или численности работников. Данные правила вступят в силу 1 января 2006 г.
Заключительный месяц 2004 г. богат на новые поправки в Налоговый кодекс. Так, 29 декабря Президент Российской Федерации подписал сразу пять федеральных законов. Один из них вносит ясность в вопрос, при каких условиях организации и предприниматели должны вернуться с упрощенной системы налогообложения на общую.
С чего все начиналось...
Напомним, что Налоговый кодекс предусматривает два вида перехода с "упрощенки" на общую систему налогообложения: добровольный и принудительный. В добровольном порядке фирма может вернуться на общий режим только с начала календарного года. Причем об этом надо сообщить в налоговую инспекцию не позднее 15 января того года, в котором предполагается платить обычные налоги (п.6 ст.346.13 НК РФ).
Что касается принудительного перехода, то он возможен в случаях, когда организации и предприниматели превысят лимиты по: - доходам (15 000 000 руб.); - остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (100 000 000 руб.). Обратите внимание: в любой из этих ситуаций перейти на общий режим надо с начала того квартала, когда был превышен установленный предел (п.4 ст.346.13 НК РФ). Какие-либо иные случаи, при наступлении которых фирма или предприниматель обязаны прекратить работать на "упрощенном" режиме, в Налоговом кодексе не указаны. Между тем в гл.26.2 Налогового кодекса перечислены организации и предприниматели, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения (п.3 ст.346.12 НК РФ). Так, в частности, на нее не могут перейти: - фирмы с филиалами и (или) представительствами; - организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров; - представители игорного бизнеса; - фирмы, уставный капитал которых более чем на 25 процентов состоит из вкладов других организаций; - предприятия со средней численностью более 100 человек и т.д. Означает ли это, что при нарушении подобных условий в течение года фирма может продолжать применять "упрощенку"? Ответ на данный вопрос финансовые и налоговые служащие в прошлом году давали однозначный: в этом случае организация (предприниматель) должна попрощаться со спецрежимом и начать платить все общеустановленные налоги (Письма УМНС России по г. Москве от 16.12.2003 N 21-08/70540, от 28.01.2004 N 21-09/05568 и Письмо Минфина России от 05.08.2004 N 03-03-02-04/1/2). Даже несмотря на то, что п.4 ст.346.13 Налогового кодекса обязательного отказа от упрощенной системы налогообложения в таких ситуациях не предусматривает. Опираясь именно на этот аргумент, многие фирмы и предприниматели пытались отстоять свои права в суде. И, стоит отметить, весьма в этом преуспели. Суды практически всех округов встали на защиту "упрощенцев" (см., например, Постановления Федеральных арбитражных судов Поволжского округа от 20.05.2003 N А 49-545/03- 35А/7, Восточно-Сибирского округа от 16.03.2004 N А33-12530/ 03-С3-Ф02-757/04-С1 и Центрального округа от 26.03.2004 N Ф-62-2457/ 2003).
...и чем закончилось
Однако такое развитие событий не устроило госслужащих. И они решили узаконить ряд своих требований. Так свет увидел опубликованный документ. Он вносит поправки в текст Налогового кодекса, расширяя список обязательных условий прекращения применения упрощенной системы налогообложения. В частности, перейти на обычный режим уплаты налогов "упрощенцам" придется и в тех случаях, если доля участия в них других организаций превысит 25 процентов или численность работников составит более 100 человек. При этом "спецрежимники", превысившие названные лимиты, будут считаться вернувшимися на общую систему с начала того квартала, в котором это произошло. Данные новшества начнут действовать по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 205-ФЗ, но не ранее первого числа очередного налогового периода, то есть с 1 января 2006 г. Обратите внимание: в опубликованном документе не говорится об остальных организациях и предпринимателях, указанных в п.3 ст.346.12 Налогового кодекса. Получается, что те "упрощенцы", которые, например, начали производить подакцизную продукцию, переходить на традиционную схему уплаты налогов по-прежнему будут не обязаны. Правда, судебных разбирательств в этом случае скорее всего не миновать.
Подписано в печать 28.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |