|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоги с филиалов образовательных учреждений ("Аудит и налогообложение", 2005, N 2)
"Аудит и налогообложение", N 2, 2005
НАЛОГИ С ФИЛИАЛОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Многие образовательные учреждения имеют территориально обособленные филиалы и структурные подразделения. В соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ юридические лица должны вставать на налоговый учет по месту нахождения территориально обособленных подразделений. Это должно делаться в течение месяца со дня создания филиала (структурного подразделения). Ответственность за невыполнение этой обязанности предусмотрена ст.116 НК РФ - штраф от 5 до 10 тыс. руб., в зависимости от срока постановки на учет. Что же такое территориальная обособленность? Согласно п.2 ст.11 НК РФ местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Местонахождением юридического лица признается местонахождение его налоговых органов. Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения всех обособленных подразделений. Создание юридическим лицом подразделения на территории другого региона свидетельствует о территориальной обособленности этого подразделения. Статья 11 НК РФ (п.2) дает определение обособленного подразделения организации: это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. В налоговом законодательстве нет специального определения понятия "рабочее место". Согласно ст.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" рабочее место - это место, в котором должен находиться работник или в которое ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. У образовательных организаций такими местами могут быть, например, курсы по подготовке к вступительным экзаменам и т.п. Достаточно много споров вызывает вопрос: возникает или нет понятие "обособленное подразделение" в случае, если оборудовано одно рабочее место? С позиции налоговых органов, если даже оборудовано одно стационарное место, это дает основание говорить о создании обособленного подразделения (Письмо МНС России от 29.04.2004 N 09-3-02/1912).
Как же уплачиваются образовательными учреждениями налоги при наличии филиалов (обособленных подразделений) с учетом их особенностей? В случае ведения образовательным учреждением деятельности, облагаемой НДС, порядок уплаты налога определяется гл.21 НК РФ. Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ из данной главы была исключена ст.175, где говорилось о порядке уплаты НДС обособленными подразделениями. НДС уплачивается исключительно головной организацией. Что касается налога на прибыль, то в соответствии со ст.246 НК РФ плательщиками налога являются все российские организации, а объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Никаких льгот по уплате налога на прибыль образовательные учреждения не имеют. Разъяснения по этому вопросу содержатся в п.15 Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в котором указано, что до тех пор пока главы Налогового кодекса по отдельным налогам не введены в действие, арбитражные суды могут руководствоваться нормами других законов, если они касаются льгот по этим налогам. Таким образом, с точки зрения налога на прибыль следует руководствоваться исключительно положениями гл.25 НК РФ. Статьей 288 НК РФ определен порядок исчисления и уплаты налога на прибыль налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения. Организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату налога в федеральный бюджет производят по месту своего нахождения без распределения по обособленным подразделениям. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ в 2005 г. ставка налога в федеральный бюджет составляет 6,5%, а в региональный - 17,5%. Только региональная часть налога подлежит распределению по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как среднеарифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику. Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой показатель должен применяться - среднесписочная численность или сумма расходов на оплату труда. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц устанавливает гл.23 НК РФ. Уплата налога обособленными подразделениями производится в соответствии с п.7 ст.226 НК РФ, в котором указывается: налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений. Уплата обособленными подразделениями единого социального налога (ЕСН) осуществляется в соответствии с п.8 ст.243 НК РФ. Платить ЕСН по месту расположения обособленных подразделений должны только те подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет, а также начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц. При этом должны быть выдержаны все три условия. Поскольку эти условия возникают у обособленных подразделений образовательных учреждений достаточно редко, то исчисление и уплата налога, а также предоставление расчетов по налогу и налоговых деклараций производят, как правило, учреждения. Если же все-таки налог уплачивается по месту нахождения обособленного подразделения, то сумма налога определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению. Порядок уплаты налога на имущество установлен гл.30 НК РФ. До 2004 г. имущество образовательных учреждений не облагалось налогом на имущество на основании п.2 ст.4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество". Пункт 7 ст.381 НК РФ освобождает от налогообложения "организации в отношении объектов... образования". Данная льгота действует до конца 2005 г. В случае сдачи имущества образовательных учреждений в аренду льготой воспользоваться нельзя. Статья 376 НК РФ определяет, как уплачивается налог обособленными подразделениями, а также в отношении объектов недвижимости. В тех случаях, когда имущество образовательных учреждений не используется для нужд образования, возникает необходимость определить налоговую базу отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения образовательного учреждения, в отношении имущества каждого обособленного учреждения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении каждого объекта недвижимого имущества. Однако в ряде регионов применяется централизованный порядок уплаты налога на имущество обособленными подразделениями, имеющими самостоятельный баланс. Такой порядок, к примеру, принят в Москве в соответствии с Письмом УМНС России по г. Москве от 02.09.2004 N 24-10/1/57093. Согласно ст.1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" землевладельцы и землепользователи облагаются земельным налогом. В то же время в п.3 ст.40 Закона "Об образовании" говорится, что образовательные учреждения независимо от организационно-правовых форм освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю. Поскольку уплата земельного налога до 2005 г. не регулировалась Налоговым кодексом, то действовала льгота, закрепленная правовой нормой Закона "Об образовании". Это подтверждается п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ арбитражным судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения. Поскольку с 2005 г. вводится в действие гл.31 "Земельный налог" НК РФ, то с этого момента следует руководствоваться положениями этой главы. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Статья 395 гл.31 "Налоговые льготы" не содержит льготы для образовательных учреждений. Поэтому с 2005 г. образовательные учреждения являются плательщиками налога на землю, в случае если в регионе будет введена в действие данная глава. Что касается уплаты налога на землю обособленными подразделениям то налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п.3 ст.397). Если в регионе не будет введена в действие гл.31, то образовательные учреждения и в 2005 г. не будут платить налог на землю. Возможно, представительные органы муниципальных образований (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга) установят своими нормативными правовыми актами (законами Москвы и Санкт-Петербурга) налоговые льготы для образовательных учреждений, тогда ими можно будет воспользоваться. Таковы основные особенности уплаты налогов обособленными подразделениями образовательных учреждений.
Ю.Донин Налоговый консультант Подписано в печать 28.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |