|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Должны ли негосударственные образовательные учреждения (НОУ) применять контрольно-кассовую технику при приеме наличных денежных средств от физических лиц? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 4)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 4, 2005
Вопрос: Должны ли негосударственные образовательные учреждения (НОУ) применять контрольно-кассовую технику при приеме наличных денежных средств от физических лиц?
Ответ: В соответствии с п.1 ст.2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Ранее налоговыми органами в ряде писем, носящих статус официальной переписки, а также в публикациях высказывалась следующая мысль: поскольку согласно ст.40 Закона РФ "Об образовании" образовательная деятельность не относится к предпринимательской, образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм освобождены (п.3 ст.40 этого Закона) от уплаты всех видов налогов, следовательно, они не подпадают под действие законодательства о применении ККТ. Особую известность получило Письмо Госналогслужбы России от 6 июня 1996 г. N 16-5-14/288 "О применении контрольно-кассовых машин", которое до сих пор значится как действующее в справочных правовых базах данных. Между тем оно также является адресным ответом на частный запрос. Нынешняя позиция налогового ведомства содержится в Письме МНС России от 28 мая 2004 г. N 33-0-11/357@ "О применении контрольно-кассовой техники адвокатами и нотариусами": Федеральный закон о применении ККТ к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах не относится, поскольку предметом его регулирования являются не налоговые отношения, а публично-правовые отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Таким образом, в общем случае НОУ обязаны применять ККТ. Вместе с тем в случаях, когда наличные деньги в оплату услуг вносит физическое лицо, п.2 ст.2 Закона N 54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности (БСО). При приеме денежных средств от юридических лиц и (или) в оплату за товары применение ККТ обязательно. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Согласно Разъяснению Минфина России от 14.07.2003 N 16-00-12/24 до выхода соответствующего правительственного постановления действуют утвержденные Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам формы документов строгой отчетности (квитанции, путевки, билеты, талоны и т.п.), которые подлежат использованию при расчетах с населением для учета наличных денежных средств. В свою очередь, Письмом МНС России от 04.07.2003 N ШС-6-22/738 региональные налоговые управления обязываются не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности, согласованных Решением Государственной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 24.06.2003. Однако упомянутое Решение Государственной комиссии вовсе не является единственным по рассматриваемому вопросу. В различное время Минфином России утверждены многочисленные формы БСО. Например, Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности" утвержден бланк квитанции для службы лесного хозяйства РФ, который согласно Письму этого же министерства от 11.04.2000 N 16-00-24-34 и ответам на частные запросы (например, от 14 апреля 2000 г. N 04-01-10) может применяться образовательными учреждениями для приема наличных денежных средств от своих учащихся (воспитанников, студентов, слушателей).
П.Гамольский председатель Клуба бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций Подписано в печать 27.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |