|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учет нормативных затрат и отклонений по бизнес-процессам, видам деятельности и объектам калькулирования ("Современный бухучет", 2005, N 2)
"Современный бухучет", 2005, N 2
УЧЕТ НОРМАТИВНЫХ ЗАТРАТ И ОТКЛОНЕНИЙ ПО БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ, ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЪЕКТАМ КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ
Осуществление контрольно-учетной функции в системе управленческого учета достигается с помощью учета нормативных и фактических значений изучаемых объектов и фиксирования возникающих отклонений. Технология учета фактических затрат по видам деятельности для процессно-ориентированной структуры управления предприятием как альтернативы традиционной линейно-функциональной организационной структуре была рассмотрена в предыдущем номере журнала <*>. В настоящей статье рассмотрим учет нормативных затрат и отклонений. ————————————————————————————————<*> См.: Ермакова Н.А. Учет фактических затрат и калькулирования при процессной структуре организации производства и управления // Современный бухучет. 2005. N 1. С. 26.
Одной из важных проблем в управленческой бухгалтерии на всех этапах ее развития была организация системного учета отклонений от нормативов или бюджетов, отклонений, связанных с неполной загрузкой, отклонений, выявленных в процессе инвентаризации материально-производственных запасов и других процессах. В мировой учетной практике сложилось два направления учета отклонений от установленных стандартов (нормативов). Первое направление основано на отражении отклонений в системном бухгалтерском учете с использованием соответствующих счетов синтетического и аналитического учета, их анализе со значительной степенью детализации и последующим списанием на счета реализации или результатов.
Второе направление базируется на отражении отклонений в первичной документации и учетных регистрах без использования системы соответствующих синтетических и аналитических счетов и в конечном итоге ограничивается только затратами. Основой этого направления явился отечественный нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции, при котором система отклонений была направлена на их выявление в разрезе соответствующих видов затрат на производство и списание на себестоимость реализованной продукции. Системный способ регистрации отклонений, в отличие от внесистемного, обладает рядом преимуществ: - позволяет оперативно (за счет интеграции учета и анализа) и, соответственно, более эффективно контролировать и анализировать нормативные показатели; - обеспечивает достоверность данных и предсказуемость показателей управленческой и финансовой отчетности; - открывает широкие возможности по компьютеризации всей системы бухгалтерского учета и снижению трудоемкости учетно-расчетных операций; - предоставляет возможность организации управления "по отклонениям" как в текущем, так и в заключительном управленческом контроле. В связи с этим разработанный нами вариант интегрированного учета позволяет организовать системный учет отклонений от нормативных затрат по бизнес-процессам (процессам, видам деятельности) и объектам калькулирования на счетах управленческого учета в единой базе данных бухгалтерского учета. Данный вариант учетной технологии основывается на методе "стандарт-кост", согласно которому фактические затраты определяются как сумма нормативных затрат и их отклонений. Это существенно расширяет возможности учета и контроля затрат как в целом бизнес-процессов, процессов (подпроцессов), так и отдельных видов деятельности процессно-ориентированных организаций. Использование системного учета отклонений при сохранении основных особенностей учета фактических затрат по бизнес-процессам и названий используемых управленческих счетов (счета 20 - 29 (затраты на бизнес-процесс), счета 30 - 39 (затраты по объектам калькулирования)) изменяет характер учетной информации по счетам и всю учетную технологию предыдущего варианта. Характеристика синтетического счета из группы счетов 20 - 29 (затраты на бизнес-процесс): счет - активный, сальдовый; сальдо означает стоимость незавершенного производства выпускаемого продукта (операционные процессы предусматривают наличие незавершенного производства, а в обслуживающих оно отсутствует); по дебету учитываются фактические затраты на бизнес-процесс, по кредиту - фактические (косвенные) затраты калькулируемого объекта как сумма нормативных затрат и отклонений от нормативных затрат. Схема счета из группы счетов 20 - 29 (затраты на бизнес-процесс) показана на рис. 1.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Счета 20 — 29 (затраты на бизнес—процесс) | |Д ———————————————————————————T———————————————————————————————— К| | Сн — НЗП | | |Фактические косвенные затраты| | |на бизнес—процесс | | | |Нормативные косвенные затраты | | |калькулируемого объекта | | |Отклонения от нормативных | | |косвенных затрат калькулируемого | | |объекта | | ———————————————————————————+———————————————————————————————— | |Ск — НЗП | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Рис. 1. Схема счетов 20 - 29 (затраты на бизнес-процесс)
Характеристика синтетического счета из группы счетов 30 - 39 (затраты по объектам калькулирования): счет - активный, несальдовый; по дебету счета учитываются полные нормативные затраты (прямые и косвенные) и отклонения от нормативных затрат калькулируемого объекта; по кредиту - полные фактические затраты калькулируемого объекта. Схема счета из группы счетов 30 - 39 (затраты по объектам калькулирования) представлена на рис. 2.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Счета 30 — 39 | | (затраты по объектам калькулирования) | |Д ———————————————————————————T———————————————————————————————— К| | Сн — 0 | | |Нормативные прямые затраты | | |Отклонения по прямым |Полные фактические затраты | |нормативным затратам |калькулируемого объекта | |Нормативные косвенные затраты| | |калькулируемого объекта | | |Отклонения по косвенным | | |нормативным затратам | | |калькулируемого объекта | | | ———————————————————————————+———————————————————————————————— | |Ск — 0 | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Рис. 2. Схема счетов 30 -39 (затраты по объектам калькулирования)
В качестве учетной стоимости материалов принимается нормативная стоимость, а затраты по процессу снабжения относятся на соответствующий счет бизнес-процесса. Технология учета по данному варианту предусматривает следующий алгоритм. 1. Расчет косвенных нормативных затрат на бизнес-процесс по калькулируемому объекту и отражение системным способом: Дебет 30 - 39 (затраты по объектам калькулирования) Кредит 20 - 29 (затраты на бизнес-процесс). При этом нормативные затраты на бизнес-процесс в разрезе экономических элементов учитываются расчетным способом в специальных регистрах матричной формы. Данная корреспонденция допускает разнообразную комбинацию аналитических счетов при сохранении основной, базовой взаимосвязи бизнес-процесса и калькулируемого объекта. 2. Учет фактических затрат на бизнес-процесс в разрезе экономических элементов: Дебет 20 - 29 (затраты на бизнес-процесс) Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 02 "Амортизация основных средств", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д. 3. Выявление отклонений фактических затрат от нормативных по бизнес-процессу и объектам калькулирования сопоставлением дебетового и кредитового оборота по счету и списание прямой проводкой или методом "красного сторно" на те же счета, на которых были учтены нормативные затраты. 4. Учет поступления материалов в сумме фактических затрат (нормативной стоимости и отклонений от нормативной стоимости): Дебет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 10 "Материалы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей" и т.д. 5. Учет израсходованных материалов по объектам калькулирования в сумме фактических затрат (нормативных затрат и отклонений от нормативных затрат): Дебет 30 - 39 (затраты по объектам калькулирования) Кредит 10 и 16. 6. Списание полных фактических затрат по калькулируемому объекту: Дебет 43 "Готовая продукция" Кредит 30 - 39 (затраты по объектам калькулирования). Схема учетной технологии по данному варианту с поясняющими учетными записями представлена на рис. 3 и в таблице.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Счет 15 Счет 10 Счета 30 — 39 Счет 43 | | "Заготовление "Материалы" (затраты "Готовая | | и приобретение по объектам продукция" | | материальных калькулирования) | | ценностей" | |Д К Д К Д К Д К| |———————T——————— ———————T—————— ———————T——————— ———————T——————| | 1 а) | 1 б) | 2 | 8 | | |——————>|———————————————>|——————————————>|———————————————>| | | | | | | | | | Счет 16 | | | | | "Отклонение в стоимости| | | | | материальных ценностей"| | | | | Д К | | | | ———————T——————— | | | | 3 | 4 | | | |———————————————————>|——————————>| | | | | | | | | | | Счета 20 — 29 | | |(затраты на бизнес—процесс) | | | | | | Д К | | | ———————T——————— | | | 6 | 5 | | | ——————>|<————————————————————————>| | | | 7 | | | |—————————————————————————>| | L————————————————————————————————————————————————————————————————— Рис. 3. Технология учета нормативных затрат и отклонений по бизнес-процессам, видам деятельности и объектам калькулирования
Учет затрат по бизнес-процессам, видам деятельности и объектам калькулирования
—————————————————————————————————————————————————T———————T———————¬ | Название операции | Дебет | Кредит| +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |1. Учет поступления материалов: | | | |а) по фактической стоимости | 15 | 60, 71| | | | и др. | |б) по нормативной стоимости | 10 | 15 | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |2. Списание израсходованных материалов на |30 — 39| 10 | |объекты калькулирования по нормативной стоимости| | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |3. Учет отклонений от нормативной стоимости | 16 | 15 | |поступивших материалов | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |4. Списание отклонений от нормативной стоимости |30 — 39| 16 | |израсходованных материалов | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |5. Учет косвенных нормативных затрат по |30 — 39|20 — 29| |бизнес—процессам объектов калькулирования | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |6. Учет фактических затрат по бизнес—процессам |20 — 29|70, 69,| | | | 60, 02| +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |7. Учет отклонений фактических и нормативных |30 — 39|20 — 29| |затрат по бизнес—процессам | | | +————————————————————————————————————————————————+———————+———————+ |8. Списание фактической себестоимости | 43 |30 — 39| |калькулируемых объектов | | | L————————————————————————————————————————————————+———————+———————— Предложенная учетная технология позволяет также организовать учет отклонений от бюджетных затрат по центрам ответственности, которые создаются на базе видов деятельности (представляется, что их целесообразно назвать "центры деятельности и ответственности" - ЦДО), и использовать их в системе бюджетирования по видам деятельности. В этом случае для учета затрат по ЦДО, как и по отдельным видам деятельности, необходимо предусмотреть специальные аналитические счета к основному синтетическому счету бизнес-процесса, например, счет 20, субсчет "Затраты по ЦЦО". Тогда учет отклонений фактических и нормативных (бюджетных) затрат по ЦДО, как и по отдельным видам деятельности, будет осуществляться на данных аналитических счетах по методологии учета отклонений для бизнес-процесса (основного синтетического счета), схема которой показана на рис. 3. Разработанный вариант интегрированной формы учета создает завершенную информационную структуру процессно-ориентированных организаций. 1 Обеспечивает единство бухгалтерского учета, не разрывая связь финансового и управленческого учета. 2. Позволяет сочетать две основные разновидности учета - учет затрат и калькулирование в единой системе счетов, взаимоувязывая их между собой. 3. Предоставляет возможность компьютеризации всех учетных процессов. Встроенная в систему информация о количественной оценке драйверов затрат позволяет осуществлять калькулирование по всем направлениям. 4. Существенно сокращает трудоемкость учетно-аналитических работ за счет всестороннего системного учета. 5. Обеспечивает достаточно высокую точность и достоверность фактических значений за счет системной идентификации. 6. Обладает определенной гибкостью, позволяя сочетать системную регистрацию нормативных и фактических показателей затрат с расчетным вариантом детализированных значений, в основном на стадии планирования и анализа. Контроль затрат через нормативы (бюджеты) позволяет отслеживать эффективность тех или иных видов деятельности и процессов в целом, сравнивая фактические значения с определенными эталонами (среднеотраслевыми показателями, показателями конкурентов или аналогичными параметрами внутрихозяйственных структур и т.д.). Это, в свою очередь, оптимизирует структуру бизнес-процессов, обеспечивает их качество и, как следствие, качество выпускаемой продукции, удовлетворяя все возрастающий индивидуализированный потребительский спрос.
Н.А.Ермакова К. э. н., доцент Подписано в печать 26.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |