Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок отражения в бухгалтерском учете средств целевого бюджетного финансирования ("Современный бухучет", 2005, N 2)



"Современный бухучет", 2005, N 2

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

СРЕДСТВ ЦЕЛЕВОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

Предметом рассмотрения данной статьи является порядок отражения в бухгалтерском учете коммерческих организаций получения и использования средств целевого бюджетного финансирования, предусматриваемых в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ в соответствии со ст.ст.85, 86 и 87 Бюджетного кодекса РФ.

Одним из наиболее актуальных вопросов в связи с обозначенной темой является вопрос о необходимости отражения полученных средств бюджетного финансирования с использованием счетов реализации в составе выручки от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

При рассмотрении данной проблемы необходимо определить объект выделения бюджетных средств, т.е. выяснить статус полученных организацией средств и, соответственно, решить вопрос о сфере применения норм Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н (далее - ПБУ 13/2000).

В соответствии с п.4 ПБУ 13/2000 на основании этого ПБУ в бухгалтерском учете формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий, бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах.

Понятия "субвенция", "субсидия" и "бюджетный кредит" даны в ст.6 Бюджетного кодекса РФ: субвенция - это бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе; субсидия - бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; бюджетный кредит - бюджетные средства, предоставляемые юридическому лицу на возмездной и возвратной основе.

Положения ПБУ 13/2000 используются, в частности, для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств:

- на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);

- на покрытие текущих расходов организации, подлежащих компенсации на систематической основе (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);

- в качестве компенсации за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.);

- на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.

В соответствии с п.3 ПБУ 13/2000 это Положение не применяется при организации бухгалтерского учета получаемых из бюджетов соответствующих уровней сумм дотаций в связи с государственным регулированием цен на продукцию (работы, услуги). В части отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств в качестве выручки от продажи продукции и товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученной от обычных видов деятельности, следует применять Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99). В таком порядке в бухгалтерском учете отражаются, в частности, средства, полученные:

- на компенсацию тарифов на электрическую энергию;

- на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи, по проезду в городском транспорте и метрополитене, на оплату медицинских услуг;

- на осуществление программы по ремонту и техническому обслуживанию объектов социальной сферы, благоустройству, озеленению, освещению городов и поселков, благоустройству и содержанию дорог, на реструктуризацию оборонной отрасли, на научно-исследовательские работы и т.д.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета и налогообложения сумм получаемых организациями целевых бюджетных ассигнований зависит от того, какие расходы предусматривается компенсировать данной субсидией. Так, например, организации жилищно-коммунального хозяйства бюджетные поступления на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам отражают в бухгалтерском учете по нормам ПБУ 9/99, а на возмещение из бюджета разницы между тарифами за продукцию, работы и услуги и затратами организаций жилищно-коммунального хозяйства, т.е. на покрытие убытков, - по нормам ПБУ 13/2000.

Учет бюджетных средств,

направленных на финансирование расходов

Как было отмечено выше, учет бюджетных средств, направленных в виде государственной помощи (субсидий, субвенций) на финансирование расходов, осуществляется в соответствии с правилами, установленными ПБУ 13/2000.

Поступление средств целевого финансирования

Согласно п.5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства, включая ресурсы, отличные от денежных средств, к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

- имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть: целевая программа организации, постановления, договоры, принятые и публично объявленные решения, план передачи земли и сооружений, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

- имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть: утвержденная бюджетная роспись уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акт о приеме-передаче основных средств (форма N ОС-1), акт о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14) и иные документы, подтверждающие передачу организации прав владения, пользования и распоряжения активами.

При соблюдении указанных условий бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п.7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения бюджетных средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств и т.п.:

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по целевому финансированию" Кредит 86 "Целевое финансирование" - отражено принятие к учету средств целевого финансирования по факту принятия решения о выделении организации целевых средств;

Дебет 50 "Касса" (51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета") Кредит 76, субсчет "Расчеты по целевому финансированию" - поступило целевое финансирование в виде денежных средств;

Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" (10 "Материалы", 41 "Товары" и др.) Кредит 76, субсчет "Расчеты по целевому финансированию" - оприходованы материальные ценности, поступившие в качестве средств целевого финансирования.

Расходование средств целевого финансирования

Для целей бухгалтерского учета средства государственной помощи подразделяются на:

- средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.). Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

- средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов.

Капитальные затраты. При вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов в соответствии с п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000.

Средства целевого финансирования, учтенные в составе доходов будущих периодов, признаются внереализационными доходами в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации.

Пример 1. Коммерческая организация получила субвенцию на приобретение производственного оборудования в размере 7 000 000 руб. Срок полезного использования оборудования составляет 12 лет. Допустим, оборудование приобретено за 7 000 000 руб., что соответствует размеру полученной субвенции. В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:

Дебет 76 Кредит 86 - признаны в учете суммы государственной помощи по факту ее утверждения в составе расходов соответствующего уровня бюджета - 7 000 000 руб.;

Дебет 51 Кредит 76 - отражена сумма полученной субвенции - 7 000 000 руб.;

Дебет 08 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - отражена стоимость приобретенного оборудования - 7 000 000 руб.

Дебет 01 "Основные средства" Кредит 08 - введено в эксплуатацию приобретенное оборудование - 7 000 000 руб.;

Дебет 86 Кредит 98 "Доходы будущих периодов" - суммы государственной помощи признаны в составе доходов будущих периодов при вводе оборудования в эксплуатацию - 7 000 000 руб.;

Дебет 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 02 "Амортизация основных средств" - начислена амортизация по приобретенному оборудованию (без уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль) - 48 611 руб. (7 000 000 руб. / 12 лет / 12 месяцев);

Дебет 98 Кредит 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 1 "Прочие доходы" - признаны внереализационные доходы организации по полученным суммам государственной помощи - 48 611 руб.

Текущие затраты. При направлении бюджетных средств на финансирование текущих расходов списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. При этом целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов в момент принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, начисления оплаты труда и осуществления других расходов аналогичного характера с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске материально-производственных запасов в производство продукции, на выполнение работ (оказание услуг), начисления оплаты труда и осуществления других расходов (п.п.8 и 9 ПБУ 13/2000).

Пример 2. Коммерческая организация в сентябре получила субвенцию на текущие расходы в размере 4 000 000 руб., которая предназначена для осуществления целевых работ согласно утвержденной смете.

За период до конца года средства государственной помощи направлены на приобретение материалов на сумму 240 000 руб. и оплату труда работников организации в рамках проводимых целевых мероприятий - 50 000 руб. Отчисления на социальное страхование составили 18 550 руб.

За этот же период фактически отпущены в производство материалы на сумму 150 000 руб.

В учете организации отражаются следующие записи:

Дебет 76 Кредит 86 - суммы государственной помощи приняты к учету - 4 000 000 руб.;

Дебет 51 Кредит 76 - получены суммы государственной помощи - 4 000 000 руб.;

Дебет 10 Кредит 60 - приняты к учету материалы, приобретенные за счет средств государственной помощи, - 240 000 руб.;

Дебет 86 Кредит 98 - суммы государственной помощи учтены в составе доходов будущих периодов - 240 000 руб.;

Дебет 20, 23, 25, 26 Кредит 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - начислены суммы оплаты труда - 50 000 руб.;

Дебет 20, 23, 25, 26 Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - начислены единый социальный налог и отчисления на нужды обязательного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний - 18 550 руб.;

Дебет 86 Кредит 98 - суммы государственной помощи в части, направляемой на оплату труда и отчисления на социальное страхование, учтены в составе доходов будущих периодов - 68 550 руб. (50 000 руб. + 18 550 руб.);

Дебет 98 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - суммы государственной помощи в части, направленной на оплату труда и отчисления на социальное страхование, учтены в составе доходов отчетного периода организации - 68 550 руб.;

Дебет 20, 23, 25, 26 Кредит 10 - отпущены в производство материалы - 150 000 руб.;

Дебет 98 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - суммы государственной помощи в части, направленной на приобретение материалов, списанных в производство, учтены в составе доходов отчетного периода организации - 150 000 руб.

Поступление бюджетных средств в следующем отчетном году. В соответствии с п.10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства, предоставленные в установленном порядке на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации как внереализационные доходы, т.е. отражается по кредиту счета 91 и дебету счета 86:

1) при осуществлении расходов -

Дебет 20 Кредит 10;

Дебет 90 "Продажи" Кредит 20;

2) при получении извещения о назначении бюджетных ассигнований в покрытие произведенных расходов -

Дебет 76 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы";

3) при фактическом получении бюджетных средств -

Дебет 51 Кредит 76.

Отражение целевого бюджетного финансирования, полученного на покрытие убытков, возникших в результате применения государственных регулируемых цен и тарифов. Возмещение из бюджета организациям сумм расходов на оплату товаров (работ, услуг), т.е. разницы между суммой, уплаченной потребителем, и величиной установленного законодательством тарифа, может быть связано с государственным регулированием цен и тарифов в рамках предусмотренных законодательствам программ социальной защиты (ветеранов, инвалидов). Если целевое бюджетное финансирование направлено на указанные цели, для отражения в бухгалтерском учете применяются нормы ПБУ 13/2000. В этом случае получение государственной помощи отражается в бухгалтерском учете в порядке, установленном для учета финансирования текущих расходов: полученные бюджетные средства учитываются в составе внереализационных доходов (по кредиту счета 91) в части разницы между тарифами за услуги и затратами организации, т.е. без отражения сумм, полученных на возмещение убытков, в составе выручки от реализации.

Исходя из вышеизложенного, операция по реализации товаров по регулируемым ценам с последующим возмещением убытков за счет бюджетных дотаций должна отражаться в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит 90, субсчет 1 "Выручка" - признана в бухгалтерском учете выручка от реализации товаров исходя из государственного регулирования цен на реализуемые товары (п.6 ПБУ 9/99);

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 41 - списана учетная стоимость реализованных товаров;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 44 "Расходы на продажу" - списаны издержки обращения, связанные с реализацией товаров;

Дебет 90, субсчет 3 "Налог на добавленную стоимость" Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - начислен НДС со стоимости реализованных товаров;

Дебет 51 Кредит 62 - получены денежные средства в оплату стоимости реализованных товаров;

Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 90, субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж" - выявлен убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам;

Дебет 76 Кредит 86 - отражена задолженность бюджета соответствующего уровня по погашению убытка, связанного с реализацией товаров по государственным регулируемым ценам (т.е. по предоставлению дотаций);

Дебет 51 Кредит 76 - получены суммы дотаций из бюджета;

Дебет 86 Кредит 98 - полученные дотации признаются безвозмездными поступлениями (оформляется одновременно с предыдущей проводкой);

Дебет 98 Кредит 91, субсчет 1 "Прочие доходы" - в рамках погашения образовавшегося за отчетный месяц убытка от реализации товаров по государственным регулируемым ценам суммы полученных дотаций признаются в качестве внереализационных доходов организации;

Дебет 91, субсчет 9 "Сальдо прочих доходов и расходов" Кредит 99 - выявлено сальдо в рамках прочих доходов и расходов организации.

В том случае если получаемые суммы дотаций в полной мере покрывают убыток от реализации товаров по государственным регулируемым ценам, в бухгалтерском учете по счету 99 убытка не будет.

Учет бюджетных средств, полученных на возмещение

разницы в тарифах и предоставленных льгот

в связи с применением государственных регулируемых цен

Как было отмечено выше, ПБУ 13/2000 не применяется в случае осуществления организацией поставок продукции (выполнения работ, оказания услуг) по государственным регулируемым ценам с получением дотаций из бюджета на возмещение разницы в тарифе (например, в отношении Перечня продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", в который, в частности, входят электроэнергия и теплоэнергия, перевозки грузов на железнодорожном транспорте, транспортировка нефти, продукция оборонного назначения, отдельные услуги связи и др.).

При отражении в бухгалтерском учете полученных средств целевого финансирования на компенсацию тарифов в части предоставленных льгот отдельным категориям населения организациям следует руководствоваться ПБУ 9/99. Предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности.

В этом случае величина дохода от основной деятельности (кредит счета 90) подлежит признанию в бухгалтерском учете в размере суммы тарифа за продукцию, работы и услуги, покрываемого за счет:

- платы граждан за продукцию, работы и услуги, отражаемой по дебету счетов 51 и 50;

- суммы возмещения из бюджета, предусмотренной на покрытие предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот гражданам, отражаемой по дебету счета 86.

Пример 3. Допустим, что тариф за единицу оказываемых услуг равен 10 руб., из них покрывается населением - 5 руб., возмещается из бюджета - 5 руб.

Доходы от обычных видов деятельности формируются следующим образом:

Дебет 51, 50 Кредит 90 - 5 руб.;

Дебет 86 Кредит 90 - 5 руб.

Таким образом, выручка от продажи услуг, исчисляемая в момент их оказания по действующим тарифам, отражается по кредиту счета 90 и на суммы льгот, предоставляемых отдельным категориям населения и возмещаемых из бюджета, не уменьшается.

Пример 4. Стоматологическая поликлиника (ООО) наряду с оказанием платных стоматологических услуг населению проводит зубопротезирование пенсионеров, инвалидов и участников ВОВ по договорам с управлением здравоохранения. Данные услуги поликлиники оплачиваются из бюджета города по расценкам, утверждаемым правительством города и управлением здравоохранения. В конце каждого месяца поликлиника представляет в управление здравоохранения реестры, в которых указываются номер направления, фамилия, вид выполненных работ и общая сумма, затраченная на оказание услуг по зубопротезированию.

Поликлиника является коммерческой организацией, и вся ее деятельность, будь то оказание платных стоматологических услуг населению, выполнение работ по договорам добровольного медицинского страхования или оказание стоматологических услуг по договорам с управлениями здравоохранения округов и городским фондом обязательною медицинского страхования, независимо от того, получена прибыль или нет, является коммерческой деятельностью.

В соответствии с ПБУ 9/99 организации должны формировать доходы в части обычных видов деятельности с отражением их по кредиту счета 90 в корреспонденции со счетами учета расчетов в разрезе плательщиков.

При наличии договоров поликлиники с администрацией города и фондом обязательного медицинского страхования на осуществление мероприятий (работ, услуг) целевого характера за счет целевого финансирования (средств городского бюджета) такой вид деятельности считается обычным. Поэтому полученные средства в бухгалтерском учете отражаются с использованием счетов учета выручки. Счета учета расчетов за выполненные работы закрываются с применением счета 86. В бухгалтерском учете поликлиники в этом случае будут сделаны записи:

Дебет 16 Кредит 86 - отражена задолженность бюджета по предоставлению целевых (бюджетных) средств;

Дебет 51 Кредит 76 - получены целевые (бюджетные) средства;

Дебет 62, 76 (в части дотации) Кредит 90, субсчет 1 "Выручка" - отражена выручка от оказания услуг льготной категории населения;

Дебет 20 Кредит 10, 02, 70, 69, 60, 76 и др. - отражены затраты по оказанию услуг льготной категории населения;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 20 - списаны затраты по оказанию данного вида услуг;

Дебет 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж" Кредит 26 - списаны общехозяйственные расхода в части, приходящейся на выручку от оказания данного вида услуг;

Дебет 86 Кредит 76 - отражено расходование бюджетных средств на оказание услуг льготной категории населения в текущем отчетном периоде (дотация);

Дебет 90, субсчет 9 "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99 - определен финансовый результат от реализации услуг льготной категории населения.

Бюджетный кредит

Согласно п.16 ПБУ 13/2000 бюджетные кредиты, предоставленные организации, отражаются в бухгалтерском учете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Иными словами, к учету средств бюджетных кредитов применимы нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/01, утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н.

В учете предприятия получение бюджетного кредита отражается проводкой:

Дебет 51 Кредит 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам" (67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам").

Получение имущества унитарным предприятием

от собственника

В соответствии с п.3 ПБУ 13/2000 это Положение не применяется в отношении экономической выгоды, связанной с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах юридических лиц (бюджетных инвестиций юридическим лицам).

В связи с этим отметим, что получение государственным или муниципальным унитарным предприятием основных средств на праве хозяйственного ведения не рассматривается в бухгалтерском учете как безвозмездное поступление.

Указанные объекты должны быть отражены в бухгалтерском учете:

- либо в качестве взноса в уставный фонд по дебету счета 08 и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями" и, соответственно, по дебету счета 75 и кредиту счета 80 "Уставный капитал" и дебету счета 01 и кредиту счета 08;

- либо по дебету счета 08 и кредиту счета 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и, соответственно, по дебету счета 01 и кредиту счета 08.

Г.И.Селюжицкая

Консультант по налогам и сборам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

26.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет расчетов по товарному кредитованию ("Современный бухучет", 2005, N 2) >
Статья: Развитие управленческого учета в современных условиях хозяйствования ("Современный бухучет", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.