Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Специальные налоговые режимы ("Современный бухучет", 2005, N 2)



"Современный бухучет", 2005, N 2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Письмо Минфина России от 27.12.2004 N 05-05-02-02/19

Минфин России разъяснил порядок применения нормы п.4 ст.346.12 гл.26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ, позволяющей налогоплательщикам совмещать упрощенную систему налогообложения (УСН) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

Напомним, что в соответствии с п.4 ст.346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл.26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные гл.26.2 НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, т.е. по совокупности показателей, относящихся к УСН и ЕНВД.

Таким образом, организация, переведенная на уплату единого налога на вмененный доход по одному виду деятельности, может перейти на упрощенную систему налогообложения по другому виду деятельности только при одновременном выполнении следующих условий:

- по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации по всем осуществляемым организацией видам деятельности, определяемый в соответствии со ст.249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета налога на добавленную стоимость) (п.2 ст.346.12 НК РФ);

- остаточная стоимость всех имеющихся у организации основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб. (пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ);

- средняя численность работников организации в целом не превышает 100 человек (пп.15 п.3 ст.346.12 НК РФ).

В рассматриваемом Письме Минфина России отмечается, что установленное п.4 ст.346.12 НК РФ положение применяется как при определении права организаций и индивидуальных предпринимателей на применение упрощенной системы налогообложения, так и в случае утраты такого права и необходимости перехода организаций или индивидуальных предпринимателей на общий режим налогообложения.

То есть налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором доход от всех видов осуществляемой им предпринимательской деятельности, включая деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, составит более 15 млн руб., или общая численность работников организации превысит 100 человек, или остаточная стоимость всех имеющихся у налогоплательщика основных средств и нематериальных активов станет больше 100 млн руб.

Письмо ФНС России от 28.12.2004 N 22-0-10/1986@ "О применении упрощенной системы налогообложения некоммерческими организациями"

В соответствии с пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25%. При этом гл.26.2 НК РФ не содержит определение понятия "доля непосредственного участия в организации".

Ранее Минфин России в Письмах от 22.06.2004 N 03-02-05/4/27 и от 22.09.2004 N 03-03-02-04/2/2 разъяснял, что в соответствии с п.11 НК РФ понятие "участие в организации" следует применять в том значении, в котором оно используется в отрасли гражданского права. ГК РФ содержит понятия следующих видов участия:

- участие в уставном капитале (п.1 ст.105 ГК РФ);

- участие в деятельности организации (п.2 ст.52 ГК РФ);

- участие в создании организации (п.2 ст.48 ГК РФ).

В связи с изложенным Минфином России сделан вывод о том, что действующее законодательство не позволяет перейти на применение упрощенной системы налогообложения некоммерческим организациям, созданным юридическими лицами.

В Письме ФНС России от 28.12.2004 N 22-0-10/1986@ на основании Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2004 N 3114/04 (далее - Постановление ВАС РФ) разъясняется, что запрет автономной некоммерческой организации применять упрощенную систему налогообложения противоречит положениям налогового законодательства.

При решении вопроса о возможности применения УСН некоммерческими организациями ВАС РФ исходил из положений Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Согласно п.1 ст.2 Закона N 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. При этом автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг (п.1 ст.10 Закона N 7-ФЗ).

В Постановлении ВАС РФ отмечается, что Закон N 7-ФЗ не предусматривает возможности определения долей учредителей при учреждении некоммерческих организаций, не определяет размера доли, вносимой каждым из учредителей в стоимостном виде. Создание некоммерческой организации не влечет формирования уставного капитала. В связи с этим к некоммерческим организациям понятие "доля непосредственного участия" не может быть применимо.

ВАС РФ сделал вывод о том, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Письмо Минфина России от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22

Письмо посвящено вопросу применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в отношении розничной торговли, осуществляемой одновременно через магазины площадью не более 150 кв. м и магазины, площадь которых превышает 150 кв. м.

Напомним, что согласно пп.4 п.2 ст.346.26 НК РФ под ЕНВД подпадает розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв. м.

Минфин России обращает внимание, что возможность применения данной нормы не поставлена гл.26.3 НК РФ в зависимость от осуществления налогоплательщиком аналогичной деятельности в объектах организации торговли с площадью торгового зала более 150 кв. м.

То есть при одновременном осуществлении розничной торговли через магазины площадью не более 150 кв. м и магазины, площадь которых превышает 150 кв. м, в отношении магазинов площадью не более 150 кв. м применяется ЕНВД, в отношении магазинов площадью более 150 кв. м - иной режим налогообложения.

Однако начиная с 2003 г. налогоплательщики и налоговые органы руководствовались Методическими рекомендациями по применению главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, утратили силу в связи с изданием Приказа МНС России от 01.03.2004 N БГ-3-22/165@), которые не позволяли применять ЕНВД в случае превышения установленного гл.26.3 НК РФ ограничения площади торгового зала хотя бы по одному объекту стационарной торговой сети (магазину, павильону).

Минфин России принимает во внимание этот факт и считает возможным производить перевод организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю, в том числе через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 кв. м, на единый налог (в части розничной торговли через объекты площадью не более 150 кв. м) с 1 января 2005 г. без перерасчета налоговых обязательств за период применения иных режимов налогообложения.

Письмо Минфина России от 09.12.2004 N 05-05-02-04/1/78

В Письме разъяснен порядок учета расходов на Интернет при применении упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пп.18 п.1 ст.346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы на оплату услуг связи.

Согласно рассматриваемому Письму при идентификации расходов на оплату услуг связи следует исходить из положений Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи". В соответствии со ст.2 этого Закона под услугой связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; под услугой присоединения - деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.

На основании изложенного в Письме отмечается, что расходы по оплате доступа к сети Интернет и по обслуживанию адреса электронной почты относятся к расходам по оплате услуг связи и могут учитываться в составе расходов для целей налогообложения при условии, что являются экономически обоснованными и осуществляются для деятельности, направленной на получение дохода, подлежащего налогообложению (п.1 ст.252 НК РФ).

Письмо Минфина России от 25.11.2004 N 05-06-05-04/55

В соответствии с пп.7 п.2 ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

Статьей 346.27 НК РФ определено, что под распространением и (или) размещением наружной рекламы следует понимать деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

В рассматриваемом Письме Минфин России разъяснил, что на осуществление рекламной деятельности с использованием пластиковых рекламных конструкций действие гл.26.3 НК РФ не распространяется.

Письмо Минфина России от 26.10.2004 N 05-05-02-04/2/5

В Письме рассматривается вопрос обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование выплат работникам, осуществляемым за счет чистой прибыли.

Напомним, что в соответствии с п.2 ст.346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации, т.е. в порядке, установленном Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Этим Законом (п.2 ст.10) объект обложения страховыми взносами и база для их начисления определены соответственно как объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ.

Пунктом 1 ст.236 гл.24 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам. При этом на основании п.3 ст.236 НК РФ указанные выплаты и вознаграждения не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В Письме Минфина России обращается внимание на то, что положения п.3 ст.236 НК РФ не распространяются на организации, не являющиеся налогоплательщиками налога на прибыль, в том числе и на организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Поэтому выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения, в пользу физических лиц за счет собственных средств (в частности, материальная помощь к отпуску, подарки, вознаграждения за выслугу лет), подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Письмо Минфина России от 29.10.2004 N 05-06-05-04/40

В Письме разъясняются несколько вопросов, связанных с применением упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Отмечается, что организация, совмещающая упрощенную систему налогообложения (при которой ведение бухгалтерского учета не обязательно) и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (при которой освобождение от ведения бухгалтерского учета не предусмотрено), должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации.

В этом случае в книге учета доходов и расходов, ведение которой предусмотрено гл.26.2 НК РФ, должны отражаться операции, а также доходы и расходы по операциям, относимые к деятельности, переведенной на упрощенную систему налогообложения, и необходимые для исчисления налоговой базы и суммы налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В Письме рассматривается также порядок учета организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, расходов на подписку на периодические издания и расходов на приобретение основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения.

Минфин России разъяснил, что поскольку установленный ст.346.16 НК РФ перечень расходов, уменьшающих налоговую базу при упрощенной системе налогообложения, является закрытым и такие расходы, как оплата стоимости подписки на периодические издания, в нем не предусмотрены, они не включаются в состав расходов для целей налогообложения.

Остаточная стоимость основных средств, приобретенных до перехода на упрощенную систему налогообложения, признается расходом в порядке, установленном ст.346.16 НК РФ, т.е. путем прямого отнесения на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу, в течение определенного периода времени в зависимости от срока полезного использования основных средств. Согласно рассматриваемому Письму в случае если такие основные средства используются организацией одновременно при осуществлении деятельности, переведенной на УСН, и при осуществлении деятельности, переведенной на ЕНВД, и в отношении расходов невозможно обеспечить раздельный учет, то такие расходы следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в результате осуществления указанных видов деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) в целом.

Письмо Минфина России от 01.12.2004 N 05-05-02-04/1/65

В Письме разъясняется порядок учета расходов на приобретение основных средств, сданных в аренду сразу же после введения их в эксплуатацию.

В общем случае расходы на приобретение основных средств при применении упрощенной системы налогообложения относятся на уменьшение доходов при одновременном выполнении следующих условий:

- основные средства введены в эксплуатацию;

- основные средства фактически оплачены;

- основные средства используются при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Основное средство, переданное в аренду, используется для осуществления деятельности, приносящей доход. Соответственно, расходы по его приобретению учитываются при определении налоговой базы по единому налогу.

Согласно п.3 ст.346.19 НК РФ в случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл.25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

В рассматриваемом Письме сообщается, что норма п.3 ст.346.19 НК РФ на операции по передаче объектов основных средств в аренду не распространяется, так как при этом право собственности на указанные объекты налогоплательщиками не передается (т.е. факт реализации отсутствует).

Ю.Н.Самохвалова

Подписано в печать

26.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Непробитые копейки прощают ("Расчет", 2005, N 2) >
Статья: Учет расчетов по товарному кредитованию ("Современный бухучет", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.