|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Водный налог ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 4)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 4, 2005
ВОДНЫЙ НАЛОГ
С 1 января 2005 г. вступила в силу гл.25.2 "Водный налог" НК РФ. Водный налог относится к числу федеральных налогов. Ранее этот налог фактически взимался в форме платы за пользование водными объектами на основании Федерального закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (Закон утратил силу с 1 января 2005 г.). Глава 25.2 НК РФ содержит ряд принципиально новых норм и положений, к числу которых, в частности, можно отнести: изменение статуса платежа - плата за пользование водными объектами заменяется водным налогом; установление твердых специфических ставок налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам; исключение из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты. В отличие от ранее действовавшего Закона "О плате за пользование водными объектами" рассматриваемая глава НК РФ не предоставляет законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации права устанавливать льготы по уплате налога для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно Закону "О плате за пользование водными объектами" плательщиками признавались только организации и предприниматели. Теперь плательщиками водного налога являются в том числе и все физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Тем самым круг плательщиков данного налога по сравнению с ранее действовавшим порядком расширен. В частности, плательщиками водного налога являются: при заборе воды из водных объектов, территориального моря и внутренних морских вод - промышленные организации; организации транспорта (автомобильного, железнодорожного, речного, морского и т.д.); строительные организации; бюджетные организации, включая военные организации; организации жилищно-коммунального хозяйства; организации по водоснабжению сельского населения и (или) сельскохозяйственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции; организации, имеющие животноводческие комплексы и фермы, включая птицефабрики и птицефермы, при осуществлении непосредственного (нецентрализованного) забора воды из водного объекта; прочие организации и физические лица;
при пользовании водными объектами без изъятия воды - организации, осуществляющие эксплуатацию гидроэлектростанций; организации, занимающиеся сплавом древесины в плотах и кошелях; прочие организации и физические лица. При передаче сооружений, технических средств или устройств, которыми осуществляется пользование водными объектами, в аренду плательщиками водного налога становятся лица, которым предоставлено право пользования этими объектами. Из состава объектов налогообложения исключен сброс сточных вод в водные объекты. На основании п.2 ст.333.9 НК РФ не приводят к образованию объекта налогообложения также использование акватории водных объектов для плавания на судах, проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений, особое пользование водными объектами для нужд обороны и другие виды водопользования. Согласно пп.1 п.2 ст.333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод. На наш взгляд, указанное положение позволит освободить от налогообложения лиц, осуществляющих забор воды из подземных водных объектов независимо от целей такого забора на основании того, что забранная вода содержит полезные ископаемые, природные лечебные ресурсы либо является термальной водой. С учетом того, что все иные виды водопользования, не признаваемые объектом обложения водным налогом, поставлены в зависимость от цели водопользования, данную формулировку целесообразно уточнить. В соответствии со ст.333.9 НК РФ фактически отменяется действовавший ранее порядок бесплатного пользования водными объектами для забора воды в целях водоснабжения животноводческих ферм и животноводческих комплексов, а также садоводческих и огороднических объединений граждан и осуществления рекреации без применения сооружений, спортивной охоты и любительского рыболовства. Из состава объектов налогообложения исключен забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан (пп.13 п.2 ст.333.9 НК РФ). Согласно ст.122 Водного кодекса Российской Федерации плата за забор воды из водных объектов для орошения мелиорированных земель и плата за обособленные водные объекты взимаются в порядке, предусматриваемом Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю". Налоговая база определяется в зависимости от вида пользования водными объектами и может рассчитываться исходя из: объема воды, забранной из водного объекта (п.2 ст.333.10 НК РФ); площади предоставленного водного пространства (п.3 ст.333.10 НК РФ); количества произведенной за налоговый период продукции (п.п.4 - 5 ст.333.10 НК РФ). В отличие от ранее действовавшего порядка для водного налога установлен единый налоговый период - квартал. Ранее по оплате пользования водными объектами ежеквартально отчитывались только предприниматели, малые предприятия и плательщики, использующие акваторию водного объекта. Для всех остальных лиц отчетным периодом признавался календарный месяц. В ст.333.12 НК РФ установлены твердые специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Такой подход существенно отличается от процедуры определения платы за пользование водными объектами, установленной ранее действовавшим Законом "О плате за пользование водными объектами". В нем были определены лишь минимальные и максимальные ставки платы, при этом Правительству Российской Федерации было предоставлено право устанавливать минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных указанным Законом, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, а ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. К ставкам налога, установленным пп.1 п.1 ст.333.12 НК РФ за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. на основании ст.2 Федерального закона от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" применяется коэффициент 0,85. В связи с исключением из состава объектов налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод в водные объекты, в целях сохранения поступлений в бюджет от данного налога были одновременно увеличены ставки водного налога за забор воды из водных объектов на сумму, соответствующую поступлениям от платы за сброс сточных вод. Восстановлен действовавший до 1 января 2003 г. льготный порядок налогообложения при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения (п.3 ст.333.12 НК РФ). Налогоплательщик по итогам каждого налогового периода самостоятельно исчисляет сумму водного налога. Общая сумма налога по итогам налогового периода представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм произведений налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки по каждому виду водопользования. Сумма водного налога, подлежащего уплате, может включаться в себестоимость продукции (работ, услуг). Налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. В те же сроки налогоплательщик в соответствии со ст.333.15 НК РФ обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по этому налогу. На основании ст.333.15, а также с учетом положений ст.333.14 НК РФ налогоплательщик не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, должен представить: налоговую декларацию в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения (для всех налогоплательщиков); копию налоговой декларации в налоговый орган по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование (только для налогоплательщиков - иностранных лиц).
А.Зрелов Налоговый юрист Подписано в печать 26.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |