|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Комментарий к главе 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ ("Все о налогах", 2005, N 2)
"Все о налогах", 2005, N 2
КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 31 "ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ" НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ
Действующая в настоящее время система налогообложения земель не отвечает современному уровню развития, что требует перехода к более справедливым принципам налогообложения, основывающимся на общественных представлениях о ценности земельных участков, единстве подходов к налогообложению на территории всей страны. Она является недостаточно гибкой, ввиду неоправданно большого количества льготников земельный налог сегодня уплачивается только с 25% всех земель России, а в городах - с 15%. От уплаты земельных платежей освобождены целые отрасли. Для исправления накопившихся недостатков действующей системы налогообложения земли и повышения доли поступлений в бюджет Российской Федерации платежей за использование земли необходимо внедрение новых методов налогообложения, учитывающих требования реальной экономики. Одним из таких перспективных путей стала система налогообложения земли от ее кадастровой оценки, действующая с 1 января 2005 г. Она введена Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", который дополнил НК РФ новой гл.31 "Земельный налог" (далее - гл.31 НК РФ). Предусмотрено поэтапное введение с 1 января 2005 г. гл.31 НК РФ, поэтому Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) будет действовать до конца 2005 г., а отменен только с 1 января 2006 г. Новый земельный налог устанавливается в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов, и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами г.г. Москвы и Санкт-Петербурга. В Законе о плате за землю не применялось понятие "муниципальное образование". Поэтому следует пояснить, что муниципальными образованиями признаются городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. На территориях муниципальных образований, где земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, он и уплачивается. Для введения нового земельного налога в муниципальных образованиях должны быть приняты и опубликованы соответствующие нормативные правовые акты.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Глава 31 НК РФ касается порядка определения налогоплательщиков нового земельного налога и прежде всего связывает понятие "налогоплательщик" с понятием "право на земельный участок". Земельным кодексом РФ предусмотрены различные права на земельные участки. В целях гл.31 НК РФ используются лишь такие понятия, как "право собственности", "право постоянного (бессрочного) пользования", "право пожизненного наследуемого владения", которые применяются в данной главе при определении налогоплательщиков земельного налога (ст.388 НК РФ). В отношении земельных участков организаций и физических лиц, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды, следует отметить, что указанные лица налогоплательщиками земельного налога не являются, они должны уплачивать арендную плату. Большое значение придается положению, связанному с определением налогоплательщиков по земельному налогу при отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на землю. В этом случае налогоплательщики нового земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Статьей 14 Закона N 122-ФЗ установлено, что проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Формы свидетельства и специальной надписи устанавливаются Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, далее - Единый государственный реестр). Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре выданные после введения в действие Закона N 122-ФЗ, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав документы: - свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; - государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493; - свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177; - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Объект налогообложения
Обновленная система налогообложения земли на первый взгляд по-старому подходит к определению объекта налогообложения. В Законе о плате за землю объектом налогообложения считаются земельные участки. В гл.31 НК РФ объектом налогообложения признаны земельные участки, расположенные в пределах территории муниципального образования (г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), на которую распространяется действие нормативного правового акта о введении нового земельного налога, принятого представительным органом муниципального образования. При этом под земельным участком как объектом налогообложения новым земельным налогом следует понимать часть поверхности земли (в том числе поверхностный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходным материалом для выявления границ земельного участка являются: землеустроительная документация; материалы межевания объектов землеустройства, карты (планы) объекта землеустройства, утвержденный внутрихозяйственный землеустроительный проект. Географическое описание и юридико-техническое удостоверение земельного участка более полно, развернуто закреплены в документах государственного земельного кадастра. В Едином государственном реестре земель содержатся, в частности, следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельного участка; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками. Именно такое описание, надлежащее документирование и последующая регистрация земельного участка могут оптимально выражать юридическое понятие земельного участка. В Законе о плате за землю не применялось понятие "земельные участки, не являющиеся объектом налогообложения". В соответствии с гл.31 НК РФ из объектов налогообложения исключаются отдельные виды земель - прежде всего земли, изъятые из оборота. Первостепенная роль в этих землях отведена земельным участкам, занятым находящимися именно в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками. Правовой режим земель, объявленных заповедниками, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Земля предоставляется заповедникам и национальным паркам на праве постоянного (бессрочного) пользования. К землям, изъятым из оборота и исключенным из объектов налогообложения, также относятся земельные участки, на которых находятся следующие объекты (п.4 ст.27 Земельного кодекса): - здания, строения и сооружения, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы; - здания, строения и сооружения, в которых размещены военные суды; - объекты организаций федеральной службы безопасности; - объекты организаций федеральных органов государственной охраны; - объекты использования атомной энергии, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; - объекты, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; - объекты учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; - воинские и гражданские захоронения; - инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ. Кроме того, не признаются объектами налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации: - земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; - земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; - земельные участки в пределах лесного фонда; - земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база
Статья 390 НК РФ предусматривает единый порядок определения налоговой базы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков. Принцип взимания земельного налога, основанный на утвержденных Законом о плате за землю ставках налога на земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, оставался неизменным на протяжении 12 лет. Происходившие изменения, направленные в основном на пополнение бюджетов, были связаны с ежегодно вводимой индексацией ставок земельного налога по большинству категорий земель в соответствии с федеральными законами о бюджетах, а также с частичным пересмотром обязательств по договорам аренды земельных участков, выявлением налогоплательщиков-землепользователей, ранее не привлеченных к уплате земельного налога, и кроме того, с дополнительными сборами налога за участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению. Принятие гл.31 НК РФ внесло принципиальные изменения в порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу. Налоговой базой теперь признается кадастровая стоимость земельного участка. Напомним, что отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра, регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре". Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных субъектов Российской Федерации и Российской Федерации. Он охватывает в настоящее время всю территорию страны. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли. Задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и местоположения. Учитывая, что государственная кадастровая оценка земель производится преимущественно для целей налогообложения, то для реализации положений гл.31 НК РФ, предусматривающей исчисление налоговой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, организациями системы Роснедвижимости разрабатывались методические материалы по оценке кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий; лесных земель; земель городских и сельских поселений; земель промышленности и других земель производственного назначения вне черты поселений; земель садоводческих товариществ; земель рекреационного назначения; земель водного фонда; земель запаса. На сегодняшний день завершена кадастровая оценка примерно 94% территории страны, включая земли сельскохозяйственного назначения и земли поселений. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Она определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиком признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки (ст.391 НК РФ). Налоговым периодом по земельному налогу ст.393 НК РФ признан календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Органам, осуществляющим государственную кадастровую оценку земли, остается определить кадастровую стоимость каждого земельного участка в связи с тем, что организации, а также индивидуальные предприниматели (в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности), являющиеся налогоплательщиками нового земельного налога, должны теперь определять налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. За физических лиц налоговую базу определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований. Кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами власти г.г. Москвы и Санкт-Петербурга), в срок не позднее 1 марта того же года. Также необходимо отметить, что при налогообложении новым земельным налогом для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму - в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика в отношении каждого земельного участка. Это герои Советского Союза и герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды I и II группы, установленной до 1 января 2004 г.; инвалиды с детства; ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий; лица, имеющие льготы в соответствии с Законами "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"; лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах и других лиц. Для получения налогового вычета требуются документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы. Они должны представляться в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю, т.е. земельный налог не уплачивается. Установлен особый механизм определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности (ст.392 НК РФ). Так, в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. В отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Если организация приобретает здание, то к покупателю в этом случае переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, и здесь налоговая база будет определяться пропорционально его доле в праве собственности на этот земельный участок. В другом случае, если покупают здание несколько лиц, налоговая база будет определяться пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
Налоговая ставка
Земельный налог согласно Закону о плате за землю исчисляется исходя из площади земельного участка и ставки земельного налога. Данный Закон определяет только средние ставки налога, которые должны быть установлены в том или ином регионе России, а конкретные ставки устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации (для земель сельскохозяйственного назначения) и органами местного самоуправления (для земель городов, рабочих, курортных и дачных поселков), при этом органы власти самостоятельно определяют критерии дифференциации налоговых ставок исходя из условий местоположения и градостроительной ценности земельных участков. После введения нового земельного налога налоговые ставки будут определяться по-иному. Глава 31 НК РФ содержит максимальные размеры налоговых ставок. При определении в соответствии со ст.394 НК РФ налоговых ставок, которые будут устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, учитываются все категории земель. Согласно Земельному кодексу земли по целевому назначению подразделяются на следующие категории: - земли сельскохозяйственного назначения; - земли поселений; - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; - земли особо охраняемых территорий и объектов; - земли лесного фонда; - земли водного фонда; - земли запаса. По всем землям налоговые ставки устанавливают представительные органы муниципальных образований не в виде фиксированных платежей (в рублях и копейках) на единицу площади земельного участка, как это было в Законе о плате за землю, а в процентах от налоговой базы. Причем федеральный законодатель при установлении нового земельного налога определил максимальную ставку. Так, в отношении земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, налоговая ставка устанавливается не более 0,3%. Налоговая ставка по всем другим категориям земель устанавливается не более 1,5%. Таким образом, принятие решений о конкретных размерах налоговых ставок, в том числе по отдельным категориям земель и категориям налогоплательщиков, отнесено к компетенции представительных органов местного самоуправления (законодательных (представительных) органов г.г. Москвы и Санкт-Петербурга). При этом допускается установление ими дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Пример. Сельскохозяйственная организация на 200 га пахотных земель (пашня) выращивает многолетние и однолетние травы для производства витаминной травяной муки, используемой в виде кормовой добавки в зимнее время года, и зеленой массы для использования ее в летнее время для подкормки животных. На 100 га сенокосов, которые находятся в пользовании у организации, производится заготовка сена. На 300 га пастбищ проводится выпас скота. Общая площадь земель, занимаемых сельскохозяйственной организацией, составляет: S = 200 + 100 + 300 = 600 га. Согласно ст.77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья, к которым относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.). Поскольку организация использует земли, занятые пашнями, сенокосами и пастбищами, общей площадью 600 га, которые являются сельскохозяйственными угодьями, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, то при исчислении земельного налога по указанным землям представительные органы муниципальных образований могут установить налоговую ставку в размере более 0,3%.
Налоговые льготы
Главой 31 НК РФ предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне. Согласно п.1 ст.395 НК РФ льготы имеют организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций. Уголовно-исполнительная система включает в себя: учреждения, исполняющие наказания; территориальные органы уголовно-исполнительной системы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (ст.5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы", в ред. от 29.06.2004). В уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения. Льгота по новому земельному налогу предоставляется организациям в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п.2 ст.395 НК РФ). Понятие "дорога" приводится в ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Земли, предоставленные для размещения государственных автомобильных дорог общего пользования и их конструктивных элементов и дорожных сооружений, для размещения автовокзалов и автостанций, установленных полос отвода этих государственных автомобильных дорог общего пользования, освобождаются от уплаты земельного налога. Освобождаются от уплаты нового земельного налога организации в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве; всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам; испытательными полигонами, снаряжательными базами, аэродромами, объектами единой системы организации воздушного движения, отнесенными в соответствии с законодательством к объектам особого назначения (п.3 ст.395 НК РФ). Данная налоговая льгота действует до 1 января 2006 г. При предоставлении льготы по объектам мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве, следует иметь в виду Положение о порядке экономического стимулирования мобилизационной подготовки экономики (утв. 02.12.2002 Минэкономразвития России N ГГ-181, Минфином России N 13-6-5/9564 и МНС России N БГ-18-01/3). К объектам единой системы организации воздушного движения относятся комплексы зданий, сооружений, коммуникаций, а также наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенные для организации воздушного движения. Перечень объектов единой системы организации воздушного движения определяется федеральными авиационными правилами (ст.42 Воздушного кодекса РФ). В пп.34 п.2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1084) перечисляются органы Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации. При этом Положение о Единой системе организации воздушного движения утверждено Постановлением Правительства РФ от 18.06.1998 N 605. При предоставлении льготы по земельному налогу в части аэродромов Единой системы воздушного движения следует иметь в виду, что освобождаются от налогообложения земельные участки с расположенными на них зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, поскольку п.п.1 и 2 ст.40 Воздушного кодекса РФ эти объекты включены в состав аэродромов. Льгота по земельному налогу предоставляется религиозным организациям в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения. Религиозная деятельность характеризуется следующими признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п.1 ст.6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). При этом под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст.8 Федерального закона N 125-ФЗ). Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также получают государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст.19 Федерального закона N 125-ФЗ). Освобождаются от уплаты земельного налога общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности. Необходимо иметь в виду, что общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, не вправе применять льготу, установленную ч.1 п.5 ст.395 НК РФ. Также могут не платить новый земельный налог организации, чей уставный капитал полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг). Переведены на льготные условия и учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов. Понятие общественных организаций инвалидов приведено в ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Льгота по земельному налогу предоставляется организациям народных художественных промыслов в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов. Для установления права на полное освобождение от уплаты земельного налога указанных выше организаций необходимо использовать Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов (утв. Приказом Минпромнауки России от 08.08.2002 N 226), а также положения Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах". Освобождаются от уплаты нового земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Приведенная норма охватывает широкий круг понятий. Традиционные промыслы здесь рассматриваются, прежде всего, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп. Понятие коренных малочисленных народов определяется Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Действие данного Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами. Участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов, определены ст.10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации". К ним относятся: оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления промысла рыбы и морского зверя, сбора дикорастущих растений. Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255. В числе льготников пока остаются научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств в отношении земельных участков, находящихся под зданиями и сооружениями, используемых ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности. Однако льгота по налогу указанным научным организациям предоставляется до 1 января 2006 г. (ст.9 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ). Научная (научно-исследовательская) деятельность определяется в соответствии со ст.2 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения. При предоставлении льготы по земельному налогу следует исходить из нового правила, а именно: в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщиков в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.
Пример. Организация должна уплатить земельный налог за текущий год в сумме 1500 руб. Льгота по земельному налогу ей предоставлена 20 ноября, поэтому считается, что организация получила право на льготу с 1 ноября текущего года. Годовая сумма земельного налога рассчитывается налогоплательщиком с применением коэффициента, который равен: К = 10 мес. / 12 мес. = 0,83. Сумма налога составит: 1500 руб. х 0,83 = 1245 руб.
Порядок исчисления налога
По Закону о плате за землю сумма земельного налога определялась умножением облагаемой налогом площади земельного участка на налоговую ставку земельного налога с учетом коэффициентов индексации, применяемых в соответствующих годах. Сумма нового земельного налога согласно ст.396 НК РФ исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Пример. Первый земельный участок организации, занятый производственным объектом, расположен в районном центре. Кадастровая стоимость этого участка определена в размере 750 000 руб. Налоговая ставка органами местного самоуправления установлена в размере 1,5%. Сумма земельного налога по первому участку составит: 750 000 руб. х 1,5% = 11 250 руб. Второй земельный участок данной организации занят под объектом общественного питания. Кадастровая стоимость второго участка составляет 870 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Сумма земельного налога по второму участку составит: 870 000 руб. х 1,5% = 13 050 руб. Общая сумма земельного налога составит: 11 250 + 13 050 = 24 300 руб.
Особенности при исчислении суммы земельного налога наблюдаются в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), по которым исчисление суммы налога производится с увеличением определенного коэффициента. Так, если проектирование и жилищное строительство осуществляются в течение трехлетнего срока вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, то при исчислении суммы налога применяется коэффициент 2. Если срок проектирования и строительства превышает трехлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект, то при исчислении суммы налога следует применять коэффициент 4. В гл.31 НК РФ впервые вводится такое понятие, как авансовый платеж, который не был предусмотрен в Законе о плате за землю. Теперь при установлении нового земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков - физических лиц, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем 1/2 налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа и 1/3 налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. Таким образом, ранее уплаченные в текущем налоговом периоде суммы квартальных авансовых платежей уменьшают величину очередного платежа. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода как 1/4 соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Интересно отметить, что представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении нового земельного налога может предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Введено еще одно новое правило. Так, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых этот участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав. Кроме того, в гл.31 НК РФ установлен порядок представления сведений о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения. Так, органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований должны ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Формы представления сведений утверждаются Минфином России. Одновременно по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года. К сказанному следует добавить, что земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока подачи налоговых деклараций. Таким образом, организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном п.4 ст.396 НК РФ. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, т.е. земельных участков, расположенных в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Налоговая декларация
Главой 31 НК РФ уравнены обязанности двух категорий налогоплательщиков земельного налога в отношении налоговой отчетности. Так, по новому земельному налогу налоговая декларация представляется налогоплательщиками-организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, по истечении налогового периода в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Таким образом, как организации, так и индивидуальные предприниматели представляют в налоговые органы налоговые декларации по итогам налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Заметим также, что определен порядок представления одновременно с налоговой декларацией расчетов по авансовым платежам. Так, организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивающими в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении отчетного периода должны представлять в налоговые органы по месту нахождения земельных участков налоговый расчет по авансовым платежам не позднее последнего месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Форма налоговой декларации и форма налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу утверждаются Минфином России.
Н.В.Голубева Советник налоговой службы Российской Федерации III ранга Подписано в печать 25.01.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |