Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к изменениям в Закон о защите прав потребителей ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 2)



"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 2

КОММЕНТАРИЙ К ИЗМЕНЕНИЯМ В ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) является документом, который должен находиться практически в каждой торговой точке. Нормы Закона имеют существенное значение для организации взаимоотношений между покупателями и продавцами, а невыполнение требований законодательства о защите прав потребителей может привести к довольно существенным материальным потерям организаций торговли и общественного питания.

В течение 2004 г. изменения в Закон о защите прав потребителей вносились трижды - Федеральными законами от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" и от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Опубликован в Российской газете 29 декабря 2004 г.

Федеральным законом 122-ФЗ в новой редакции приведена ст.44 Закона о защите прав потребителей, регулирующая порядок осуществления защиты прав потребителей органами местного самоуправления. Уточнение прав органов местного самоуправления произведено в рамках проводимой административной реформы. В соответствии с внесенными изменениями с 1 января 2005 г. органы местного самоуправления более не могут:

- анализировать договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления условий, ущемляющих права потребителей;

- в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно, приостанавливать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) до предоставления информации или прекращать продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг).

Кроме того, ст.44 Закона о защите прав потребителей более не предусмотрено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать соответствующие структуры для обеспечения защиты прав потребителей.

Изменения, внесенные Федеральным законом N 127-ФЗ, носят технический характер в связи с включением в НК РФ гл.25.3 "Государственная пошлина" и приводят текст п.3 ст.17 Закона о защите прав потребителей в соответствие с терминологией, применяемой в законодательных актах после уточнения функций государственных органов в рамках административной реформы. Данный пункт устанавливает перечень физических лиц и органов, освобожденных от уплаты государственной пошлины при обращении в суды по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Наиболее существенные изменения внесены в Закон о защите прав потребителей Федеральным законом N 171-ФЗ. Изменения коснулись значительной части статей. Некоторые статьи приведены в новой редакции. Внесение изменений обусловлено углублением административной реформы и перераспределением функций и обязанностей органов федерального и территориального управления в части осуществления контрольных мероприятий и регулирования деятельности коммерческих организаций, а также с заменой стандартизации продукции техническим регулированием.

Основные изменения коснулись следующих вопросов.

По всему тексту Закона о защите прав потребителей исключено упоминание о государственных стандартах как нормативных документах, которые устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Действие Закона распространено (дополнительно к продавцам продукции (работ, услуг)) также на уполномоченные изготовителем (продавцом) организации или индивидуальных предпринимателей и импортеров. В соответствии с этими изменениями преамбула Закона дополнена двумя новыми терминами:

- уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель - организации или индивидуальные предприниматели, выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;

- импортер - организация, независимо от организационно-правовой формы, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

Соответствующие изменения внесены во все нормы Закона, которые устанавливают обязанности продавцов.

Пункт 2 ст.1 Закона о защите прав потребителей дополнен абзацем, в соответствии с которым Правительству РФ предоставлено право издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг). Нормативные акты, регулирующие перечисленные виды договоров, распространяются на отношения, связанные с защитой прав потребителей, и, следовательно, нарушение требований указанных актов впредь будет однозначно расцениваться как нарушение прав потребителей.

Весьма существенное уточнение внесено в п.1 ст.5, регулирующей права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу). Если прежняя редакция устанавливала обязанность изготовителя (исполнителя) нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине, то новая редакция имеет конкретную отсылку на ст.ст.19 и 29 Закона (в соответствии с которыми потребитель может предъявить соответствующие требования только в том случае, если он сможет доказать, что недостатки товара (работ или услуг) возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Таким образом, однозначно установлено, в каких случаях и при каких условиях соответствующие претензии могут быть удовлетворены.

В соответствии с общей политикой уменьшения доли участия государства в сфере управления экономикой исключены некоторые обязанности Правительства по разработке и утверждению отдельных перечней. В частности, более не предполагается разработка и утверждение:

- перечня товаров (работ) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде;

- перечня продуктов питания, парфюмерно-косметических товаров, медикаментов, товаров бытовой химии и иных подобных товаров (работ), для которых изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению;

- перечней товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению их соответствия указанным требованиям.

Уточнено право изготовителя товара в части установления гарантийного срока. Теперь соответствующие обязательства называются дополнительными, а их содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовителем. Таким образом, с одной стороны, изготовитель обязан точно установить, какие недостатки и в каком объеме будут исправлены в течение гарантийного срока, но, с другой стороны, новая редакция п.6 ст.5 Закона о защите прав потребителей допускает возможность установления ограниченных обязанностей изготовителя (например, в зависимости от срока, модификации товара или иных особенностей).

Аналогичные изменения внесены в п.7 ст.5 Закона, регулирующий порядок установления гарантийного срока продавцом (если он не установлен изготовителем).

Статья 5 Закона дополнена п.8, которым фактически уточнено, что и после истечения гарантийного срока покупатель может потребовать исправления обнаруженных недостатков, если докажет, что они возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до передачи товара.

Из ст.7 Закона о защите прав потребителей, устанавливающей право потребителя на безопасность товара (работы, услуги), исключена норма, в соответствии с которой товары или работы, представляющие опасность для жизни, здоровья и имущества потребителей, подлежали изъятию у продавца или исполнителя.

Несколько уточнен состав информации об изготовителе, исполнителе и продавце, которая должна быть доведена до покупателя - вместо юридического адреса в составе такой информации должен быть указан адрес. Кроме того, потребителю должна быть предоставлена информация об органе, выдавшем свидетельство о государственной аккредитации исполнителя (если он имеет такую аккредитацию). Это требование имеет значение, прежде всего, для образовательных учреждений.

Также уточнен состав обязательной информации о товарах, работах и услугах. Во-первых, как уже отмечалось, вместо информации о соответствующих стандартах, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары (работы, услуги), теперь должна предоставляться информация о соответствующих технических регламентах или ином обозначении.

Во-вторых, включено обязательное требование об указании цены товара в рублях.

В-третьих, существенно расширен перечень потребительских свойств товаров, обязательных к указанию. В частности, дополнительно должна указываться информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд и т.п.

В-четвертых, по импортным товарам должна быть указана информация об импортерах. Данное требование вступает в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования данного Закона о защите прав потребителей (то есть, фактически, с 1 апреля 2005 г.).

Наконец, исключено требование, в соответствии с которым продукты питания, упакованные или расфасованные на территории РФ, должны быть снабжены информацией о месте их изготовления.

Весьма существенным следует считать уточнение норм, устанавливающих условия наступления ответственности продавца (изготовителя и исполнителя) за нарушения законодательства о защите прав потребителей. Если ранее такая ответственность наступала в случае расторжения соответствующего договора, то теперь она наступает при отказе потребителя от исполнения договора. Принципиальная разница между прежней и новой формулировками состоит в том, что расторжение договора предусматривает соглашение сторон, а отказ от исполнения договора может быть односторонним (ст.450 ГК РФ). Вероятно, подобное уточнение обусловлено необходимостью разрешить определенную юридическую коллизию - в соответствии с некоторыми статьями части второй ГК РФ, регулирующими ответственность по отдельным видам договоров, ответственность продавца наступала при отказе от заключения или исполнения договора, а к ответственности за нарушение прав потребителей (которое при этом могло иметь место) формально могла наступить, только если договор был расторгнут, то есть, фактически, если продавец был согласен с тем, что договор не будет исполняться. Указанные изменения внесены, в частности, в ст.ст.12, 18, 24, 28, 29, 31, 32 Закона о защите прав потребителей.

В новой редакции приводится п.6 ст.13 Закона. В результате сумма штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя снижена вдвое - 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Одновременно уточнено, что присуждение штрафа является обязательным. Ранее суду предоставлялась возможность присудить штраф, но он не обязан был это делать.

Пункт 2 ст.16 Закона о защите прав потребителей дополнен нормой, запрещающей обусловливать удовлетворение требований потребителей, предъявляемых в течение гарантийного срока, условиями, не связанными с недостатками товаров (работ, услуг). Примерный перечень таких условий не приводится, что на практике будет означать, что при установлении каждого подобного условия продавец обязан доказать, что его невыполнение могло обусловить возникновение недостатков.

Существенно расширен перечень мест, где могут быть предъявлены иски о защите прав потребителей, - теперь потребитель это может сделать по месту заключения или исполнения договора, а также по месту нахождения филиала или представительства организации, к которой предъявляется иск.

Рекомендуем обратить внимание на новую редакцию п.1 ст.25 Закона, в соответствии с которой отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. Таким образом, можно считать уточненным (расшифрованным) положение п.5 ст.18 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которым отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Для того чтобы претензии потребителя (не имеющего кассового чека) могли быть удовлетворены, потребитель обязан обеспечить наличие соответствующих свидетельских показаний.

Еще одним существенным уточнением, внесенным в ст.25 Закона, следует считать указание на срок, в течение которого должно быть удовлетворено требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, - в течение трех дней со дня возврата товара. Ранее указание о предельном сроке, в течение которого должен быть осуществлен возврат денежных сумм, в Законе отсутствовало.

В новой редакции приведена ст.26 Закона о защите прав потребителей. При этом исключено указание на то, что Правительство РФ может утверждать не только правила продажи отдельных видов товаров, но и правила отдельных видов договоров купли-продажи. Принципиально требования Закона в этой части не изменились, так как соответствующая норма теперь прописана в ст.1 Закона.

Текст Закона дополнен ст.26.1, регулирующей взаимоотношения продавцов и потребителей при продаже товаров дистанционным способом.

Принципиально изменена норма ст.32 (которая приводится в новой редакции). При реализации своего права на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) потребитель теперь будет обязан оплатить исполнителю только фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору. Требование об уплате части цены пропорционально части выполненной работы (оказанной услуги) - исключено.

В новой редакции изложена ст.40 Закона о защите прав потребителей, регулирующая порядок организации и осуществления государственного контроля в области защиты прав потребителей. Помимо терминологических уточнений наименований органов, уполномоченных осуществлять контроль, уточнен и состав мероприятий, проводимых в рамках этого контроля. В частности, при проведении контроля может предусматриваться (дополнительно к ранее проводимым мероприятиям):

- выдача предписаний изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);

- направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии;

- направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

Признана утратившей силу ст.42, которой определялись полномочия федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Дополнительно в текст Закона введена ст.42.1, которая определяет полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в области защиты прав потребителей. Таким образом, налицо определенное перераспределение полномочий - в пользу органов регионального управления.

Новой редакцией ст.45 Закона о защите прав потребителей существенно расширен перечень полномочий общественных объединений потребителей. В дополнение к ранее действовавшим правам такие объединения после вступления изменений в силу:

- могут проводить экспертизу не только качества и безопасности товаров (работ, услуг), но и также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;

- наряду с органами государственного управления о выявленных нарушениях должны информировать и органы местного самоуправления;

- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей.

Вместе с тем указанные объединения более не смогут участвовать совместно с федеральными органами исполнительной власти в осуществлении контроля за применением регулируемых цен.

В новой редакции также приведена ст.46 Закона, регулирующая общие принципы осуществления защиты интересов неопределенного круга потребителей. Однако изменения принципиального значения не имеют - носят, в основном, терминологический и технический характер и связаны с переименованием органов государственной власти в рамках проводимой административной реформы и расширением сферы действия Закона на уполномоченные организации и импортеров.

В.Р.Захарьин

Подписано в печать

25.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Арбитражная практика разрешения споров по договорам комиссии ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2005, N 2) >
Статья: Некоторые особенности применения главы 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса РФ (Начало) ("Все о налогах", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.