Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2005, N 2)



"Новая бухгалтерия", N 2, 2005

СУДЕБНАЯ ХРОНИКА

1. Налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% в случае получения аванса по товарам, длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 19.10.2004 N 5806/04)

ОАО в декабре 2002 г. получило от Главного управления Федерального казначейства Минфина России аванс в счет предстоящих поставок специального имущества на экспорт по государственному контракту. Данное имущество включено в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 N 602 Перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев.

Авансовые платежи, полученные для изготовления таких товаров, не включаются в налогооблагаемую базу по НДС при соблюдении ряда условий. Одно из них - это подтверждение длительности производственного цикла изготовления товара, выданное уполномоченным государственным органом.

При представлении в налоговую инспекцию декларации по НДС за декабрь 2002 г. ОАО не имело соответствующего подтверждения, однако полученную сумму аванса не отразило, не исчислило и не уплатило с нее НДС.

Впоследствии, получив подтверждение, ОАО в феврале и марте 2003 г. дополнительно представило две декларации по НДС по налоговой ставке 0% за декабрь 2002 г.

Налоговая инспекция приняла решение о начислении ОАО пеней за просрочку уплаты НДС и привлекла его к налоговой ответственности на основании п.1 ст.119 НК РФ за непредставление в установленный срок Декларации по НДС по ставке 0% по итогам декабря 2002 г.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, указал следующее.

В силу пп.1 п.1 ст.162 НК РФ авансовые платежи, полученные в счет предстоящих поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ), не включаются в налогооблагаемую базу по НДС при соблюдении ряда условий.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает для таких случаев сроков представления Декларации по НДС по ставке 0%.

У налоговой инспекции не имелось оснований для привлечения ОАО к налоговой ответственности по ст.119 НК РФ.

Однако налог с такого аванса подлежал уплате в составе общей декларации по НДС, поскольку ОАО своевременно не получило документы, освобождающие от налогообложения сумму аванса. В связи с этим решение налоговой инспекции о начислении пеней правомерно.

2. При переходе на уплату ЕНВД налогоплательщик не обязан восстанавливать суммы НДС, принятые ранее к вычету при применении общего режима налогообложения.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 26.10.2004 N 15703/03)

Инспекция МНС России при камеральной проверке установила, что предприниматель, перейдя с 1 июля 2002 г. на уплату ЕНВД, не восстановил ранее принятую к вычету сумму НДС по основным средствам, срок полезного использования которых к моменту перехода на специальный режим налогообложения не истек.

В связи с этим ИМНС приняла решение о доначислении суммы НДС, соответствующих сумм пеней, а также о взыскании штрафа.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

Согласно п.п.1 и 2 ст.171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров на территории РФ, принимаются к налоговому вычету в том отчетном периоде, в котором эти товары приобретены и приняты на учет, а не в том периоде, в котором эти товары будут фактически реализованы или использованы в производственной деятельности. То есть право налогоплательщика на налоговые вычеты не связано с моментом реализации и использования товаров.

Пунктом 4 ст.346.26 НК РФ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, не признаются плательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.

Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, обязывающих налогоплательщика, перешедшего на уплату единого налога, восстанавливать суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам и материалам, используемым и после перехода на иной режим налогообложения.

В данном случае налог возмещен до перехода предпринимателя на специальный режим налогообложения. Последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием к обязанию предпринимателя, не являющегося с этого момента плательщиком НДС, восстановить суммы НДС, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах.

3. Для получения возмещения НДС по товарам, реализованным на экспорт, недостаточно факта наличия у налогоплательщика документов, указанных в ст.165 НК РФ, без надлежащей проверки достоверности содержащихся в них сведений.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 26.10.2004 N 8171/04)

ООО реализовало приобретенные товары на экспорт. Впоследствии общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о возмещении "экспортного" НДС, приложив все необходимые документы, предусмотренные ст.165 НК РФ.

Налоговая инспекция, проверив представленные документы, а также изучив другие материалы, пришла к выводу, что они не подтверждают реальность экспортных операций.

Налоговая инспекция установила, что покупатель по экспортному контракту в стране, указанной в паспорте внешнеэкономической сделки применительно к реквизитам иностранного контрагента, не зарегистрирован.

Кроме того, налоговая инспекция установила, что производитель экспортированной продукции изготовил ее значительно меньше того количества, которое поставлено обществом на экспорт согласно документам.

В результате в возмещении НДС обществу было отказано.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, поддержал позицию налоговых органов по следующим основаниям.

Сам факт наличия у налогоплательщика документов, указанных в ст.165 НК РФ, без надлежащей проверки достоверности содержащихся в них сведений не является достаточным основанием для возмещения НДС.

Сведения, заявленные в представленных документах, должны соответствовать действительности.

В данном случае Президиум ВАС РФ признал обоснованными выводы налоговой инспекции о неподтверждении объема экспорта продукции.

4. Объектом обложения НДС не признается передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 02.11.2004 N 5607/04)

ОАО приобрело в собственность земельные участки по договору купли-продажи, заключенному с отделением Российского фонда федерального имущества (далее - отделение фонда). Договором была определена выкупная цена земельного участка с начислением НДС на эту цену. ОАО оплатило стоимость земельного участка, включая НДС.

Впоследствии ОАО обратилось в арбитражный суд с иском о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным в части соглашения об уплате НДС и об обязании возвратить уплаченную сумму НДС.

По мнению ОАО, договор купли-продажи земельного участка является сделкой приватизации, поскольку по указанному договору ОАО приобрело в собственность земельные участки, на которых расположено приватизированное им в 1992 г. недвижимое имущество (имущественный комплекс).

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, принял сторону ОАО по следующим основаниям.

Действовавшее в 1992 г. (на момент приватизации недвижимого имущества) законодательство не предусматривало одновременной приватизации имущественного комплекса и земельного участка, на котором он расположен. Это стало возможным с октября 2001 г., т.е. с момента вступления в силу Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения его в действие приватизация зданий, строений, сооружений без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

Пунктом 3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что собственники объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки. Решение о продаже земельных участков принимается органом, принявшим решение о приватизации соответствующих объектов недвижимости.

Решение вопроса о приватизации таких земельных участков отнесено к компетенции Минимущества России, и договор купли-продажи заключается Российским фондом федерального имущества.

В данном случае решение о приватизации земельных участков, приобретенных ОАО по договору, оформлено приказом Минимущества России и при заключении договора с ОАО отделение фонда действовало в качестве организации, уполномоченной на совершение сделок от имени Российской Федерации.

Президиум ВАС РФ признал заключенный договор купли-продажи земельного участка сделкой по приватизации. Согласно пп.3 п.2 ст.146 НК РФ не признается объектом обложения НДС передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

25.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как отделить большое от малого ("Новая бухгалтерия", 2005, N 2) >
Вопрос: Может ли главный бухгалтер организации совмещать должность кассира? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.