|
|
Статья: <Новости. Мониторинг законодательства от 25.01.2005> ("Новая бухгалтерия", 2005, N 2)
"Новая бухгалтерия", N 2, 2005
Налоговые отношения
Федеральный закон от 29.12.2004 N 203-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Вступил в силу 01.02.2005 и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.) ("Российская газета", 31.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения",
N N 1 - 2, 2005)
Закон внес изменения в ст.218 НК РФ, которая определяет порядок предоставления стандартных налоговых вычетов при исчислении НДФЛ. С 1 января 2005 г. налоговый вычет по НДФЛ, предоставляемый родителям на каждого ребенка, увеличивается с 300 до 600 руб. в месяц. Одновременно с 20 до 40 тыс. руб. увеличен размер годового дохода родителей, в пределах которого предоставляется этот вычет. К налогоплательщикам, которые имеют право на этот стандартный налоговый вычет, отнесены и приемные родители. Обратим внимание, что размер годового дохода, в пределах которого предоставляется стандартный налоговый вычет каждому налогоплательщику в размере 400 руб., не увеличен и составляет те же 20 тыс. руб.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (Вступил в силу 01.02.2005 и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной порядок вступления в силу) ("Российская газета", 31.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения", N N 1 - 2, 2005)
Этот Закон внес изменения в гл.23 "Налог на доходы физических лиц" и 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ для учета в налогообложении особенностей финансирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) и пенсионного обеспечения. При этом ряд норм применяется непосредственно медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, и негосударственными пенсионными фондами (НПФ). Другие нормы этого Закона будут применять и работодатели. Так, с 1 января 2005 г. не будут облагаться НДФЛ суммы взносов работодателей по любым договорам с НПФ, если у фонда имеется соответствующая лицензия (ранее не облагались взносы только в пределах 5 тыс. руб. в год на одного работника). Теперь такие взносы включаются в состав расходов при налогообложении прибыли, но условия для включения их в расходы у работодателя на оплату труда сформулированы отдельно для договоров негосударственного пенсионного обеспечения и для договоров добровольного пенсионного страхования. В первом случае страховые взносы уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль только в случае, когда взносы перечисляются на именные счета участников НПФ, т.е. взносы на солидарные пенсионные счета в состав расходов при налогообложении прибыли не включаются. В Законе учтен и новый порядок оплаты в 2005 г. больничных при временной нетрудоспособности, согласно которому первые два дня теперь должны оплачивать работодатели. Такие расходы организации включают в состав прочих расходов, связанных с реализацией (ст.264 НК РФ), но только в части, не покрытой страховыми выплатами. Если работодатель застраховал работников на эти два дня болезни, то взносы по таким договорам добровольного страхования могут включаться в состав расходов только при определенных условиях: по договору сумма страховой выплаты работнику не должна быть больше размера пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с действующим законодательством; общая сумма таких страховых взносов и взносов по договорам добровольного личного страхования, заключенным исключительно на случай наступления смерти работника или утраты им трудоспособности в связи с исполнением трудовых обязанностей, не должна превышать 3% от суммы расходов на оплату труда.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 205-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.13 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Вступит в силу с 01.01.2006) ("Российская газета", 31.12.2004)
Закон уточнил порядок и условия прекращения применения упрощенной системы налогообложения. В результате этих изменений налогоплательщик должен перейти на общий режим налогообложения не только в случае превышения суммы дохода в 15 млн руб. или стоимости основных средств и нематериальных активов в 100 млн руб., но и в случаях, когда доля непосредственного участия других организаций превысит 25% или средняя численность работников станет больше 100 человек. Если превышено любое из этих ограничений, налогоплательщик должен сообщить об этом в налоговый орган в течение 15 дней по окончании отчетного (налогового) периода, в котором было допущено превышение.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 208-ФЗ "О внесении изменения в статью 346.27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Вступает в силу с 01.04.2005) ("Российская газета", 31.12.2004)
Закон уточняет понятие "площадь торгового зала (зала обслуживания посетителей)" для исчисления единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При исчислении ЕНВД будет учитываться только площадь помещений, в которых производится обслуживание посетителей. В этот показатель теперь не включаются площади подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Федеральный закон от 28.12.2004 N 179-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года" (Вступил в силу 10.01.2005) ("Российская газета", 30.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения", N N 1 - 2, 2005)
В результате принятия этого Закона косвенные налоги во взаимной торговле между Россией и Казахстаном взимаются по принципу страны назначения. Все экспортируемые из России в Казахстан товары облагаются НДС и акцизами по нулевой ставке. При ввозе товары облагаются НДС и акцизами в соответствии с российским законодательством.
Федеральный закон от 28.12.2004 N 181-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (Вступил в силу 10.01.2005) ("Российская газета", 30.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения", N N 1 - 2, 2005)
Вступление в силу этого Закона отменяет особый порядок исчисления НДС и акцизов во взаимной торговле между Россией и Белоруссией. Теперь косвенные налоги в торговле с Белоруссией будут взиматься по принципу страны назначения. При экспорте товаров с территории России применяются нулевая ставка НДС и освобождение от уплаты акцизов, но для этого нужно будет документально подтверждать факт вывоза товаров на территорию Белоруссии. При импорте товаров из Белоруссии косвенные налоги будут уплачиваться в России.
Письмо ФНС России от 16.12.2004 N 02-0-10/01/7@ "О порядке исчисления и уплаты ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций в I квартале 2005 года"
С 1 января 2005 г. изменился порядок распределения сумм налога на прибыль между бюджетами: в федеральный бюджет зачисляется 6,5% (вместо 5%), в бюджет субъектов федерации - 17,5% (вместо 17%), в местные бюджеты налог не зачисляется. Эти изменения затронули порядок исчисления организациями ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в I квартале 2005 г. Согласно п.2 ст.286 НК РФ ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2005 г. должны быть уплачены в тех же размерах, которые были уплачены организациями в IV квартале 2004 г. Поскольку в IV квартале 2004 г. авансовые платежи налога на прибыль распределялись между тремя бюджетами, а в I квартале 2005 г. в местные бюджеты налог на прибыль уже не уплачивается, ФНС России разъяснило следующее. Сумма ежемесячного авансового платежа в бюджет субъекта федерации в I квартале 2005 г. складывается из двух сумм: суммы ежемесячного аванса, уплаченного в IV квартале 2004 г. в бюджет субъекта РФ, и суммы ежемесячного аванса, уплаченного в IV квартале 2004 г. в местный бюджет. Размер авансовых платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет в I квартале 2005 г. уплачивается в том же размере, в каком он уплачивался в IV квартале 2004 г.
Письмо ФНС России от 29.12.2004 N 04-4-09/1273@ "О государственной пошлине"
С 1 января 2005 г. уплата государственной пошлины регулируется гл.25.3 НК РФ и полностью уплачивается в федеральный бюджет. Письмом разъяснен порядок заполнения платежного поручения на перечисление государственной пошлины. Особое внимание обращается на то, что в платежном документе на перечисление государственной пошлины обязательно должен быть указан код администратора государственной пошлины (первые три цифры КБК). Коды администратора госпошлины приведены в Письме ФНС России от 03.12.2004 N 10-4-03/5626@ или их можно узнать в органе федерального казначейства по месту нахождения плательщика. Кроме того, обязательно нужно указывать ИНН и КПП территориального органа администратора госпошлины и кода ОКАТО муниципального образования. Эти данные также рекомендуется уточнять в органах федерального казначейства.
Труд и заработная плата
Федеральный закон от 29.12.2004 N 198-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (Вступил в силу 01.01.2005) ("Российская газета", 30.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения", N N 1 - 2, 2005)
Закон устанавливает новые повышенные размеры минимального размера оплаты труда: с 1 января 2005 г. - 720 руб. в месяц, с 1 сентября 2005 г. - 800 руб., а с 1 мая 2006 г. - 1100 руб. Установленные минимальные размеры оплаты труда применяются исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (Вступил в силу 01.01.2005) ("Российская газета", 31.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения", N N 1 - 2, 2005)
Закон установил новые источники выплаты пособий по временной нетрудоспособности. С 1 января 2005 г. пособие по больничным вследствие заболевания или травмы выплачивается: за первые два дня временной нетрудоспособности - за счет средств работодателя, начиная с третьего дня - за счет средств ФСС. Этот порядок не распространяется на пособия по беременности и родам, по уходу за больным ребенком, по временной нетрудоспособности в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. Такие пособия выплачиваются с первого дня за счет средств ФСС.
Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 845 "О переносе выходного дня в 2005 году" ("Российская газета", 30.12.2004) ("Официальные документы и разъяснения", N N 1 - 2, 2005)
Согласно ст.112 Трудового кодекса РФ правительство вправе переносить выходные дни на другие дни. Этим Постановлением выходной день с субботы 5 марта 2005 г. перенесен на понедельник 7 марта 2005 г. Продолжительность работы в субботу 5 марта сокращается на один час. Это предусмотрено Разъяснением Минтруда России от 25.02.1994 N 4, утвержденным Постановлением Минтруда России от 25.02.1994 N 19. Производственный календарь на 2005 г. см. на с. 107 этого номера журнала.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 207-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2005 год" (Вступил в силу 01.01.2005) ("Российская газета", 31.12.2004)
Утверждены страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Тарифы установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных. По сравнению с тарифами, действовавшими в 2004 г., их размеры не изменились.
Государственное регулирование
Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" (Вступило в силу 01.01.2005) ("Российская газета", 30.12.2004)
Федеральным законом от 11.11.2004 N 139-ФЗ Таможенный кодекс РФ дополнен гл.33.1 "Таможенные сборы", которая начала применяться с 1 января 2005 г. В соответствии с этой главой правительство утвердило размеры таможенных сборов за таможенное оформление товаров. Размер таможенных сборов зависит от стоимости декларируемых товаров. Минимальная сумма - в размере 500 руб. - установлена за таможенное оформление товаров, стоимость которых не превышает 200 тыс. руб. включительно, а максимальная - в размере 100 тыс. руб. - за оформление товаров стоимостью более 30 млн руб. При таможенном оформлении товаров, перемещаемых по железной дороге в режиме международного таможенного транзита, сборы за таможенное оформление установлены в размере 500 руб. за каждую партию товаров, перевозимых по одной железнодорожной накладной в одном транспортном средстве. Подробно о порядке уплаты таможенных сборов см. статью Л. Зуйковой "С таможенными сборами - в ВТО" в журнале "Новая бухгалтерия" N 1, 2005.
Д.Мозоль Подписано в печать 25.01.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |