|
|
Статья: Договор коммерческой концессии в современном российском законодательстве ("Юрист", 2005, N 2)
"Юрист", 2005, N 2
ДОГОВОР КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
С развитием рыночных отношений в российском предпринимательстве возникают новые формы экономического взаимодействия, не имевшие места в советской плановой экономике. В связи с этим в систему гражданского законодательства вводятся новые правовые институты, регламентирующие данные отношения. В данной работе приведен один из новых для российской действительности договоров - договор коммерческой концессии. Урегулированные нормами данного договора отношения имеют важное значение для развития товарного рынка. Они представляют собой систему контрактных отношений, при которых одна сторона на определенных условиях предоставляет другой стороне право использовать свое имя (торговую марку) при сохранении юридической и экономической самостоятельности. Данный вид договора не имеет исторических корней в российской системе права, система таких отношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в гл. 54 Гражданского кодекса РФ, именуемой "Коммерческая концессия". Надо заметить, что договор коммерческой концессии также именуют договором франчайзинга. Договор франчайзинга терминологически вошел в научный и деловой оборот России, по существу, в последнее десятилетие. Правда, в российском законодательстве слово "франчайзинг" упоминается всего один раз: в подготовленных Институтом законодательства и сравнительного правоведения комментариях к Гражданскому кодексу говорится, что описываемое в гл. 54 понятие коммерческой концессии является эквивалентом понятию франчайзинга. Таким образом, с вступлением в силу в 1996 г. части второй ГК РФ в частное право РФ введен новый договорный институт, который применяется в предпринимательской деятельности <1>, - договор коммерческой концессии (франчайзинга).
————————————————————————————————
<1> Статья 1027 ГК РФ.
Данное нововведение ставит новые задачи, связанные с необходимостью всестороннего изучения и научного анализа юридической конструкции договора коммерческой концессии, выявления проблем, возникающих в процессе ее реализации. Надо сказать, что с названием данного договора всегда возникает путаница. В специальной и научной литературе для определения отношений, регулируемых данным договором, могут использоваться термины "франчайзинг" и "франшиза". Термин "франчайзинг" образован от английского "franchising" - право, привилегия. Термин "франшиза" образован от французского "franchise" - льгота, привилегия. По своей сути эти термины равнозначны, и различия в их наименовании обусловлены особенностями перевода на русский язык англоязычной и франкоязычной литературы <2>. По сложившейся в России практике термин "франчайзинг" используется преимущественно для обозначения определенной системы организации рыночных отношений в целом, а термин "франшиза" - для определения договорных отношений (договора) между конкретными партнерами при реализации этой системы отношений на практике. По определению экспертов ВОИС, франшиза - договор, по которому одно лицо (правообладатель), имеющее разработанную систему ведения определенной деятельности, разрешает другому лицу использовать эту систему согласно требованиям владельца франшизы в обмен на вознаграждение <3>.
————————————————————————————————
<2> Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии // "Хозяйство и право". 2000. N 3. С. 99.<3> Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в ГК РФ // "Хозяйство и право". 1997. N 12. С. 113.
Необходимо также различать термин "франшиза", используемый в значении договора коммерческой концессии и одновременно применяемый в страховом праве (франшиза - одно из условий страхования - освобождает страховщика от возмещения убытков, не превышающих определенную величину). В специальной литературе стороны договора франчайзинга (коммерческой концессии) также именуются "франчайзер" (правообладатель) и "франчайзи" (пользователь). Что касается определения самого договора коммерческой концессии, то его дает п. 1 ст. 1027 ГК РФ - по договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания и т.д. <4>
————————————————————————————————
<4> Статья 1027 ГК РФ.
В результате пользователь по договору франчайзинга выступает в имущественном обороте (юридически) вполне самостоятельно, но в фактических отношениях со своими контрагентами-потребителями как бы надевает маску правообладателя, оформляя результаты своей деятельности его атрибутикой. Первоначальный правообладатель, по существу, расширяет границы своего влияния не только без каких бы то ни было дополнительных затрат, но даже получает от этого прибыль (в виде платы от пользователя). Пользователь старается показать своим клиентам-услугополучателям, что они приобретают товар или получают услугу, совершенно аналогичную результатам деятельности первоначального правообладателя, а по возможности даже подчеркнуть, что эту услугу им фактически оказывает сам правообладатель. В большинстве случаев именно путем заключения договора франчайзинга в РФ возникают действующие под вывеской известных зарубежных компаний предприятия общественного питания ("Баскин Роббинс", "Пицца хат"), розничной торговли и бытовых услуг ("Колгейт-Палмолив"), гостиничного хозяйства и многие аналогичные им организации. Они обычно являются не дочерними компаниями или филиалами правообладателя, а действующими по договору франчайзинга отечественными предпринимателями. Значительное преимущество их положения в том, что они вступают в предпринимательские отношения в форме уже хорошо известных и зарекомендовавших себя потребителям производителей или услугодателей, использующих соответствующую технологию и обеспечивающих высокое качество результатов своей деятельности, и тем самым создают и себе стабильный высокий спрос на производимые товары или оказываемые услуги. С другой стороны, франчайзинговые отношения несут в себе потенциальную опасность нарушения прав потребителей. Как подчеркивает Г.В. Авилов, "сама идея франчайзинга основана на своеобразной подмене субъекта, когда пользователь выступает в обороте фактически под чужим именем - под именем правообладателя, используя его фирменное наименование и товарные знаки... Если же потребитель покупает товар, произведенный пользователем по договору коммерческой концессии, он чаще всего полагает, что товар произведен если не самим обладателем товарного знака, то хотя бы его дочерней компанией" <5>. Эта потенциальная опасность нарушения прав и законных интересов потребителей делает необходимым детальное правовое регулирование договора коммерческой концессии. На обеспечение защиты прав потребителей, в частности, ориентированы содержащиеся в гл. 54 ГК нормы о регистрации договора коммерческой концессии, об обязанности пользователя информировать потребителей и обеспечивать надлежащее качество товаров, работ и услуг, об ответственности правообладателя за нарушение пользователем требований, предъявляемых к качеству товаров, работ и услуг (ст. ст. 1028, 1032, 1034 ГК).
————————————————————————————————
<5> Авилов Г.Е. Коммерческая концессия. ГК РФ: Текст, комментарии // Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. 1996. С. 52.
А.Г.Крючкова Московский гуманитарный университет Подписано в печать 24.01.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |