|
|
Интервью: "Административный беспредел прекращен..." ("Консультант", 2005, N 3)
"Консультант", 2005, N 3
"АДМИНИСТРАТИВНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ ПРЕКРАЩЕН..."
За комментарием по этому вопросу мы обратились к Сергею Пепеляеву, долгое время занимавшемуся проблемами налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков.
- Сергей Геннадьевич, как бы Вы могли прокомментировать Решение ВАС РФ от 25 ноября 2004 г. N 7448/04? - Решение ВАС - это очень важный шаг в правильном направлении. Ведь что у нас получалось: Министерство по налогам и сборам создало неконституционные органы - межрегиональные инспекции (МРИ). Дело в том, что Конституция предусматривает всего два вида государственных органов: федеральные и территориальные. И последние должны иметь некую территориальную ограниченность своих полномочий. В Налоговом кодексе четко прописано: к федеральным органам относится только сама Федеральная налоговая служба, остальные органы являются территориальными. В то же время МРИ реализуют свои полномочия в рамках конкретных отраслей, то есть на территории всей России. Таким образом, они являются федеральными органами, а значит, были созданы незаконно. Кроме того, ст.83 Налогового кодекса предусматривает четыре основания для регистрации налогоплательщика. В ней же сказано, что Минфин вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков. Однако анализ этого положения говорит о том, что эти особенности касаются только порядка регистрации. Тем не менее МНС ввело пятое основание - принадлежность налогоплательщика к крупнейшим. То есть крупнейшие должны были регистрироваться в МРИ и сдавать только в них свою отчетность. Известны примеры, когда отчетность приходилось доставлять буквально специальными самолетами. Иначе как административным беспределом это назвать нельзя. - И что же изменил Высший Арбитражный Суд? - Согласно его Решению может быть хоть десять оснований для регистрации, но они должны носить только вспомогательный характер. То есть налогоплательщик должен оставаться на учете в региональной налоговой инспекции. Только с ней он должен иметь правовые отношения: сдавать отчетность, отвечать на запросы и т.п. Остальные же налоговые органы, желающие получить информацию о налогоплательщике, должны общаться исключительно с данной налоговой инспекцией.
- Как Вы думаете, какие последствия повлечет это Решение? - Крупнейшие налогоплательщики, находящиеся в регионах, должны будут встать на учет в своих налоговых инспекциях. Исключение здесь будут составлять только крупнейшие налогоплательщики г. Москвы, так как для них расположенные в столице МРИ являются и региональными. - А какая судьба ожидает теперь межрегиональные инспекции ФНС? - Они смогут теперь выступать только как методические центры, поставщики кадров для других подразделений ФНС. Наличие отраслевых управлений налоговых органов может расцениваться только положительно. Однако следует еще раз подчеркнуть, что сам факт существования межрегиональных инспекций не соответствует Конституции.
Подписано в печать 24.01.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |