|
|
Статья: ВАС защитил крупнейших налогоплательщиков ("Консультант", 2005, N 3)
"Консультант", 2005, N 3
ВАС ЗАЩИТИЛ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
До недавнего времени крупнейшие налогоплательщики были обязаны администрироваться исключительно в специальных межрайонных инспекциях ФНС России. Однако Решение Высшего Арбитражного Суда изменило существовавший порядок. Как теперь должны поступать эти компании?
Высший Арбитражный Суд вынес Решение по заявлению трех российских нефтяных компаний (от 25 ноября 2004 г. N 7448/04). Предметом рассмотрения стал Порядок определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - российских организаций (Приказ МНС России от 31 августа 2001 г. N БГ-3-09/319). В своем Решении суд признал абз.7 и 9 Порядка частично недействующими, поскольку они противоречат п.2 ст.11 Налогового кодекса. В частности, судьи сочли незаконным предписание для межрайонной инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (далее - инспекции по КН) направлять им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика (далее - КН). Также инспекции по КН больше не имеют права признавать недействительным свидетельство о постановке КН на учет в налоговом органе по его месту нахождения на территории России.
Затратная обязанность
Оспаривая указанный нормативный акт, заявители ссылались на то, что обжалуемый нормативный акт существенно увеличивает их налоговые обязанности. Они доказывали, что указанный документ нарушает их право подвергаться налоговому администрированию по месту своего нахождения. Более того, его применение причиняло им убытки, связанные с территориально удаленным налоговым администрированием.
Действительно, инспекции по КН полностью принимали на себя налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками. Так, они самостоятельно снимали КН с налогового учета в инспекциях по месту их нахождения и ставили на учет у себя. Также они обязывали КН сдавать только им всю налоговую отчетность и уплачивать все налоги на специально указанные счета по месту своего нахождения. Следует отметить, что инспекции по КН расположены в крупных городах вдали от проверяемых субъектов. При этом свою контрольную работу они вели по принципу "не проверяющий должен приближаться к проверяемому, а проверяемый - к проверяющему". Из-за этого крупнейшие налогоплательщики несли дополнительные финансовые, трудовые и временные затраты. В отличие от других компаний они вынуждены были тратиться на междугородные почтовые отправления и телефонные звонки. Им было сложнее направить дополнительные документы для камеральной проверки в рамках предельных сроков. Кроме того, простой вызов в налоговый орган превращался в служебную командировку.
Крупнейшие, но равные
Оценив доводы заявителей, Высший Арбитражный Суд пришел к заключению, что спорный Приказ ФНС не возлагает на налогоплательщиков каких-либо обязанностей. Этот ключевой вывод суда означает, что на крупнейших налогоплательщиков Кодекс распространяется без каких-либо ограничений и изъятий. Вторым ключевым выводом суда стало заключение о том, что КН должны оставаться на учете в налоговом органе по месту своего нахождения. Значение этого судебного акта трудно переоценить. Он должен придать налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков правовые очертания и снять с них неоправданные расходы. При этом их взаимоотношения с инспекциями по КН претерпят существенные изменения. Попробуем понять, как они будут строиться теперь. Ситуацию, при которой налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах, Кодекс предусматривает (ст.83 НК РФ). При этом Закон не указывает, какой из налоговых органов будет являться "главным администратором". Налогоплательщики обязаны уплачивать установленные налоги и представлять по ним декларации в налоговый орган по месту учета (п.п.1.1, 1.4 ст.23 НК РФ). Соответствующие главы части второй Налогового кодекса определяют, в какой налоговый орган налогоплательщик должен сдавать налоговые декларации, на какой территории и в какой бюджет ему следует уплачивать налоги (см. таблицу).
Места подачи налоговых деклараций и уплаты основных налогов
—————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬
| Вид налога | Место подачи налоговой | Место уплаты налога |
| | декларации | |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|НДС |По месту учета |По месту учета |
| |организации (п.5 ст.174 |организации (п.5 ст.174 |
| |НК РФ) |НК РФ) |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|Акцизы |По месту нахождения |По месту производства, |
| |организации |реализации (передачи) |
| |и обособленных |акцизных товаров; по |
| |подразделений (п.5 ст.204|месту нахождения |
| |НК РФ) |организации |
| | |и обособленных |
| | |подразделений (п.4 ст.204|
| | |НК РФ) |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|ЕСН |По месту нахождения |По месту нахождения |
| |организации |организации |
| |и обособленных |и обособленных |
| |подразделений (п.п.7, 8 |подразделений (п.8 ст.243|
| |ст.243 НК РФ) |НК РФ) |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|Налог |По месту нахождения |По месту нахождения |
|на прибыль |организации |организации |
| |и обособленных |и обособленных |
| |подразделений (п.1 ст.289|подразделений (п.1 ст.288|
| |НК РФ) |НК РФ) |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|НДПИ |По месту нахождения |По месту нахождения |
| |организации(п.1 ст.345 |участка недр или по месту|
| |НК РФ) |нахождения организации |
| | |(п.2 ст.343 НК РФ) |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|Транспортный|По месту нахождения |По месту нахождения |
|налог |транспортного средства |транспортного средства |
| |(ст.363 НК РФ) |(ст.363 НК РФ) |
+————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+
|Налог на |По месту нахождения |По месту нахождения |
|имущество |организации, обособленных|организации, обособленных|
| |подразделений, имущества |подразделений, имущества |
| |(п.1 ст.386 НК РФ) |(ст.ст.383, 384, 385 |
| | |НК РФ) |
L————————————+—————————————————————————+——————————————————————————
Из приведенной таблицы видно, что налоговые декларации КН обязаны сдавать в налоговый орган по месту своего нахождения (также это может быть место нахождения обособленных подразделений, имущества, транспортных средств). В этом случае обязанность проведения камеральных проверок лежит на налоговом органе, учитывающем плательщика по месту его нахождения (ст.87 НК РФ). Соответственно и право истребовать документы в рамках этого вида контрольных мероприятий принадлежит только этому налоговому органу. При этом ст.80 Налогового кодекса не предусматривает подачу копий деклараций в другие инстанции. Следовательно, направлять их в инспекцию по КН крупнейший налогоплательщик не обязан, если подал оригиналы в надлежащий налоговый орган. Естественно, в этом случае у инспекции по КН могут возникнуть проблемы с ведением лицевого счета крупнейшего налогоплательщика. Однако указанный счет является внутренним для налогового органа, законодательством он не предусмотрен. Необходимую же информацию инспекция по КН может получить в порядке обмена с соответствующим налоговым органом (п.3 ст.82 НК РФ).
Нужны ли "крупнейшие" инспекции
Какие же контрольные функции остаются у инспекций по крупнейшим налогоплательщикам? Во-первых, они вправе проводить выездные налоговые проверки КН, однако только непосредственно на проверяемых объектах. Кроме того, инспекции по КН могут проводить встречные налоговые проверки. Это право должно реализовываться только в связи с выездной или камеральной проверкой другого налогоплательщика. Особо следует подчеркнуть, что ст.93 Налогового кодекса не предусматривает право налогового органа истребовать документы у налогоплательщика вне рамок налоговой проверки. Следовательно, такие запросы КН имеет право не исполнять (пп.11 п.1 ст.21 НК РФ). Подобное сужение функций инспекций по КН ставит под вопрос целесообразность их существования. Указанные функции вполне могут быть реализованы местными и региональными налоговыми органами без создания отдельной структуры. Однако этот вопрос решать уже не крупнейшим налогоплательщикам, а Федеральной налоговой службе РФ.
К.Сасов Юрист ОАО "Кольская ГМК" Подписано в печать 24.01.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |