|
|
Статья: Бухгалтерия со знаком качества ("Консультант", 2005, N 3)
"Консультант", 2005, N 3
БУХГАЛТЕРИЯ СО ЗНАКОМ КАЧЕСТВА
В последнее время все больше компаний стремится систематизировать работу своих финансовых служб, вводя внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. В чем заключается такая стандартизация и какие проблемы она позволяет решить?
Успешность предприятия нередко зависит от его внутренней стабильности и устойчивости. Безусловно, роль ключевых фигур нельзя недооценивать, однако их уход из организации не должен спровоцировать кризис. Это справедливо для любого подразделения предприятия, в том числе и для бухгалтерии. Не секрет, что каждый главбух стремится подстроить учет на предприятии "под себя". Кто-то является приверженцем автоматизации, кто-то застал социалистические времена и питает слабость к журнально-ордерной системе учета. В результате приход в бухгалтерию нового руководителя влечет за собой недели, если не месяцы, "перенастройки" всей ее работы "под него". Очевидно, что это означает не только финансовые затраты, но и временное снижение эффективности деятельности бухгалтерской службы в целом. Поэтому неудивительно, что все больше предприятий устанавливает внутренние стандарты ведения бухгалтерского учета. Кроме основной цели - стабильности и прозрачности работы бухгалтерии - внутренние стандарты позволяют решить ряд других задач, например: - устранить противоречия, дублирование обязанностей и "белые пятна" в работе бухгалтерии; - формализовать и упорядочить отношения бухгалтерской службы с другими подразделениями предприятия; - снизить трудоемкость учетной работы.
Калейдоскоп стандартов
К внутренним стандартам бухучета могут относиться руководства, инструкции, методические разработки, пособия и другие обязательные к применению документы. Их можно разделить на три уровня: положение о системе ведения бухгалтерского учета, руководства по ведению бухучета и инструкции (см. схему). Это деление отражает скорее не иерархию документов, поскольку они друг другу не подчинены, а их значимость и уровень детализации.
————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Система ведения бухгалтерского учета в организации |
L———————————T—————————————————————T—————————————————————T————————————
\¦/ \¦/ \¦/
————————————+——————————¬——————————+—————————¬———————————+———————————¬
| Положение о системе || Руководства ||Должностные инструкции|
|ведения бухгалтерского||по ведению бухучета|| (регламентируют |
| учета |L—————————T——————————| выполнение конкретных|
|(устанавливает базовые| ——————+——————¬ | учетных процедур |
| принципы | | | |и работу исполнителей)|
|и определение понятий)| | | | |
L——————————————————————— | | L———————————————————————
\¦/ \¦/
————————————+—————¬——————+——————————¬
| Методология || Технология |
|и специфика учета|| и организация |
| отдельных видов ||процесса ведения|
| объектов учета || учета |
L——————————————————L—————————————————
Наиболее важным и общим является Положение о системе бухгалтерского учета. Этот документ формализует прежде всего методологическую работу бухгалтерии. Он устанавливает: - краткое описание и основные требования к составлению документов, входящих в систему ведения бухгалтерского учета; - описание главных принципов классификации и группировки объектов учета; - глоссарий (словарь) с перечнем терминов и их определений, используемых в руководствах по ведению бухучета и должностных инструкциях; глоссарий может быть как отдельным документом, так и приложением к данному положению.
Руководства по ведению учета
Руководства занимают второй уровень стандартов и расписывают весь процесс ведения бухгалтерского учета на предприятии. Их можно подразделить на две группы: документы, в которых отражают способы формирования информации об объектах учета (или руководства по бухгалтерскому учету и отчетности), и документы, в которых расписана организация функционирования финансовой службы предприятия (руководства по организации ведения бухучета). Ведение учета. Руководства по бухгалтерскому учету и отчетности целесообразно разрабатывать по отдельным элементам учета и отчетности - активам, обязательствам, капиталу, доходам и расходам в разрезе объектов и процессов бухгалтерского учета. Руководства имеют стандартную структуру и могут состоять из: - общих положений; - ссылок на нормативные акты; - условий признания объектов в учете; - оценки объектов (первоначальная стоимость, изменение оценки и т.д.). Текст руководства по бухучету обычно содержит проводки и примеры, иллюстрирующие бухгалтерские операции. В приложении к руководству можно еще больше конкретизировать методы учета. Допустим, в приложении к "Учету основных средств" раскрыть специфику учета: - отдельных видов основных средств (например, "Учет зданий и сооружений", "Учет технологического оборудования" и т.д.); - в отдельных операционных сегментах (например, "Учет основных средств филиалов, осуществляющих производственную деятельность", "Учет основных средств филиалов, осуществляющих снабженческо-заготовительную деятельность" и т.д.); - по географическим сегментам (например, "Учет основных средств филиалов, расположенных в Дальневосточном регионе", "Учет основных средств филиалов, расположенных в Центральном регионе" и т.д.). Отдельно следует утвердить Руководство по бухгалтерской отчетности, установив в нем требования к составу и формам отчетности с указаниями по их заполнению. К группе руководств, посвященных ведению бухучета, относится и учетная политика предприятия. Она является своего рода "мостиком" между бухгалтерским законодательством и внутренней нормативной базой предприятия. В приказе об учетной политике отражают: - выбор одного способа учета из нескольких, допускаемых законодательством; - разработанные и обоснованные предприятием способы ведения бухгалтерского учета, которые отсутствуют в нормативной базе; - специфику формирования своих активов (основных средств, производственных запасов и т.п.); - выбор определенного способа учета, если есть противоречия в нормативной базе. Организация учета. Документы этой группы должны раскрывать: - цели, задачи и функции бухгалтерской службы; - организационную структуру бухгалтерии; - порядок взаимодействия отдельных участков службы; - порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями компании; - правила документирования хозяйственных операций; - организацию документооборота, порядок хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета. Примерами положений по организации учета могут быть: Положение о бухгалтерской службе организации, Положение об организации первичного учета, Положение о документообороте и т.д. К этим документам в качестве приложений можно разработать классификаторы и справочники. В классификаторах объекты учета можно сгруппировать и определить способы их кодирования для однозначной идентификации. Например, можно разработать классификаторы и справочники основных средств, нематериальных активов, мест возникновения затрат, элементов и статей затрат и т.д. Рабочий план счетов, в котором следует определить и систематизировать перечень синтетических и аналитических счетов предприятия, также относится к классификаторам. К нему можно приложить корреспонденцию счетов с указанием содержания операций и первичных документов, на основании которых делают проводки. К этой же группе относится график документооборота, устанавливающий порядок движения первичных документов организации (создание или получение от других предприятий, принятие к учету, обработка, передача в архив).
Должностные инструкции
Документы третьего уровня - это инструкции, которые расписывают конкретные операции в учетной работе бухгалтерских служб и персонала. В отличие от документов второго уровня они регламентируют работу конкретных исполнителей. Инструкции можно подразделить: - на рабочие инструкции, содержащие пошаговый алгоритм действий для каждого исполнителя (например, инструкция по отражению в учете поступления и выбытия основных средств и нематериальных активов, инструкция по расчету амортизационных отчислений и т.д.); - на должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы.
Выбор за вами
Но так ли необходимо разрабатывать все эти документы? Рассмотрим, для каких целей служит каждый уровень системы ведения бухгалтерского учета. Положение о системе ведения бухучета формализует методологическую работу бухгалтерии, позволит добиться логической стройности всей системы. Руководства по ведению бухучета позволят полнее соблюдать требования законодательства и нормативных актов по бухучету, сделают технологию учета более рациональной, уменьшат трудоемкость учетных работ. При разработке любого руководства предприятие будет вынуждено подойти к решению вопросов учета конкретного объекта комплексно: определить порядок сбора и обработки первичной информации, ее систематизации в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, отражения на счетах бухгалтерского учета, раскрытия в финансовой отчетности. Эта цепочка неизбежно затронет все структурные подразделения компании, и, таким образом, будет достигнуто единообразие порядка учета всего предприятия. Руководства по организации бухучета упорядочат работу бухгалтерии с другими подразделениями предприятия, повысят ответственность исполнителей за формирование и представление необходимых документов в бухгалтерию. Инструкции повысят ответственность учетных работников и позволят исключить дублирование их обязанностей. В целом же система ведения бухгалтерского учета позволит предприятию организовать "прозрачный учет", исключить ряд рисков, связанных с недостаточной квалификацией некоторых учетных работников, повысить внутренний контроль. Вопросами стандартизации бухгалтерского учета в организации может заниматься структурное подразделение, специально созданное для этих целей. Оно будет разрабатывать стандарты и поддерживать их в актуальном состоянии. Но создание и содержание постоянного штата высококвалифицированных специалистов-методологов по карману не каждой организации. Сегодня услуги по постановке, организации бухгалтерского учета, его стандартизации оказывают многие аудиторские и консалтинговые компании. Специалисты этих компаний помогут решить вопросы по организации системы ведения бухгалтерского учета организации в целом или какой-либо его составной части.
Л.Кошолкина Руководитель департамента методологии и контроля качества ЗАО "Руфаудит" Подписано в печать 24.01.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |