|
|
Статья: Состояние и перспективы налогообложения негосударственных пенсионных фондов ("Финансы", 2005, N 1)
"Финансы", 2005, N 1
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
В настоящее время реформа пенсионной системы приобрела статус реформы государственной важности. Ее цель - повышение материального благосостояния пенсионеров и создание стабильного источника инвестиционных ресурсов. С макроэкономической точки зрения пенсионная реформа дает возможность привлекать "длинные" деньги, необходимые для любой экономики, которые могут работать на фондовом рынке. С помощью пенсионных средств экономика получает дополнительные инвестиционные ресурсы, которые на порядок выше банковских с точки зрения их объема, срочности и "дешевизны". Основу негосударственной (накопительной) системы пенсионного обеспечения составляют негосударственные пенсионные фонды (далее - НПФ). Негосударственные пенсионные фонды - организации, деятельность которых заключается в аккумулировании денежных средств и их приращении для выплаты пенсий своим участникам. Как отдельный субъект налогообложения НПФ появился с принятием Федерального закона от 07.05.1998 N 57-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Тогда же были предприняты первые попытки систематизировать налогообложение негосударственных пенсионных фондов. В наибольшей степени вопросы налогообложения взносов предприятия в НПФ интересуют руководителей организаций, принимающих решения об организации пенсионного обеспечения своих сотрудников. Именно налоговые льготы являются наиболее важным фактором, стимулирующим работодателей к внедрению пенсионного обеспечения. С введением в действие с 01.01.2001 части второй Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) появились новые правила налогообложения, по которым, например: - взносы организаций в фонд негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) в размере 12% от ФОТ относятся на себестоимость;
- взносы в НПФ (если они осуществляются работодателями) в сумме, превышающей 2000 руб. в год на каждого работника, включаются в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п.3 ст.213 НК РФ); - введено налогообложение дохода от размещения пенсионных резервов, при этом сохранена льгота о невзимании налога на прибыль при доходности, не превышающей учетную ставку ЦБ. Вместе с тем ввиду неоднозначного толкования появились проблемы с уплатой единого социального налога (далее - ЕСН). На судебных процессах по ЕСН и подоходному налогу Пенсионные фонды отстаивали позицию о нецелесообразности и неправомерности обложения ЕСН взносов в НПФ, особенно по солидарным счетам. Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в п.п.5 и 6 ст.213 НК РФ внесены изменения. Согласно им, при определении налоговой базы не учитываются: - суммы взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным работодателями с НП; - суммы пенсий, выплачиваемых по договорам между НПФ и физическими лицами. В то же время суммы пенсий, осуществляемых по договорам НПО, заключенными работодателями с НПФ, подлежат налогообложению у источника выплат, т.е. фонда. Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" действие этих пунктов приостановлено до 31 декабря 2004 г. С 01.01.2004 в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 N 163-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", сумма взносов в НПФ, осуществляемых работодателями и необлагаемых подоходным налогом, в соответствии с п.3 ст.213 НК РФ, увеличена с 2000 до 5000 руб. Действующий в настоящее время налоговый режим и налоговые последствия для участников НПО наглядно представлены в таблице 1.
Таблица 1
—————————————T———————————————————T————————————————T——————————————¬
|Виды налогов| Подоходный налог |Налог на прибыль| Единый |
| | | | социальный |
| | | | налог |
+————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
|Вкладчик — |За каждого |Взносы |Налоговая база|
|юридическое |работника |работодателя |по ЕСН |
|лицо | |учитываются в |определяется |
| | |составе |как сумма |
| | |расходов, при |выплат и иных |
| | |определении |вознаграждений|
| | |налогооблагаемой|в пользу |
| | |базы по налогу |физических лиц|
| | |на прибыль в |по трудовым и |
| | |размере до 12% |гражданско— |
| | |от ФОТ (при |правовым |
| | |пожизненных |договорам, |
| | |схемах выплат, |предметом |
| | |п.16 ст.255 |которых |
| | |НК РФ) |является |
| | | |выполнение |
| | | |работ и |
| | | |оказание услуг|
| | | |(п.1 ст.236 |
| | | |НК РФ). |
| | | |Порядок |
| | | |обложения ЕСН |
| | | |взносов на |
| | | |солидарные |
| | | |счет носит |
| | | |спорный |
| | | |характер |
+————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
|Вкладчик — |Взносы физических | — | — |
|физическое |лиц к моменту | | |
|лицо |уплаты в НПФ | | |
| |обложены подоходным| | |
| |налогом | | |
+————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
|Размещение | — |По доходу, | — |
|пенсионных | |полученному от | |
|резервов НПФ| |размещения | |
| | |пенсионных | |
| | |резервов, | |
| | |налоговая база | |
| | |определяется как| |
| | |положительная | |
| | |разница между | |
| | |полученным | |
| | |доходом от | |
| | |размещения | |
| | |пенсионных | |
| | |резервов и | |
| | |доходом, | |
| | |рассчитанным | |
| | |исходя из ставки| |
| | |рефинансирования| |
| | |Центрального | |
| | |банка Российской| |
| | |Федерации (п.2 | |
| | |ст.295 НК РФ) | |
| | |По доходу от | |
| | |уставной | |
| | |деятельности | |
| | |фонда налоговая | |
| | |база по доходу | |
| | |на прибыль | |
| | |организаций | |
| | |определяется на | |
| | |общих основаниях| |
+————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
|Участник по |Выкупные суммы | — | — |
|договору с |облагаются | | |
|юридическим |подоходным налогом | | |
|лицом |Нормы, действующие | | |
| |в 2004 г. | | |
| |Облагаются | | |
| |подоходным налогом | | |
| |взносы, превышающие| | |
| |5000 руб. в год; | | |
| |пенсии, | | |
| |выплачиваемые из | | |
| |НПФ, подоходным | | |
| |налогом не | | |
| |облагаются; | | |
| |Нормы, действующие | | |
| |с 01.01.2005 | | |
| |Взносы, вносимые в | | |
| |НПФ работодателем | | |
| |за участника, | | |
| |подоходным налогом | | |
| |не облагаются; | | |
| |пенсии, | | |
| |выплачиваемые из | | |
| |НПФ, облагаются | | |
| |подоходным налогом | | |
+————————————+———————————————————+————————————————+——————————————+
|Участник по |Пенсии, | — | — |
|договору с |выплачиваемые из | | |
|физическим |НПФ, подоходным | | |
|лицом |налогом не | | |
| |облагаются; | | |
| |облагаются | | |
| |подоходным налогом | | |
| |выкупные суммы, за | | |
| |вычетом суммы | | |
| |взносов физического| | |
| |лица | | |
L————————————+———————————————————+————————————————+———————————————
Основные виды налогов, действующие в процессе осуществления негосударственного пенсионного обеспечения, и статьи НК РФ, в соответствии с которыми производится налогообложение, приведены ниже, в таблице 2.
Таблица 2
————————————————————————————————————T————————————————————————————¬
| Виды налогов | Статьи НК РФ |
+———————————————————————————————————+————————————————————————————+
|Налог на доходы физических лиц |Статья 213 гл.23 НК РФ |
+———————————————————————————————————+————————————————————————————+
|Налог на прибыль для вкладчиков — |Статья 255 гл.25 НК РФ |
|юр. лиц | |
+———————————————————————————————————+————————————————————————————+
|Налог на прибыль для НПФ |Статьи 295, 296 гл.25 НК РФ |
+———————————————————————————————————+————————————————————————————+
|Единый социальный налог |Статьи 236, 237 гл.24 НК РФ |
+———————————————————————————————————+————————————————————————————+
|НДС |Статья 149 гл.21 НК РФ |
L———————————————————————————————————+—————————————————————————————
По нашему мнению, действующая система налогообложения имеет ряд недостатков, основными из которых являются: 1. Финансирование обязательного пенсионного страхования за счет негосударственного пенсионного обеспечения (на взносы в НПФ начисляется ЕСН, следовательно, и страховые взносы в ПФР). 2. Сложность учета налогообложения из-за необходимости различного налогового учета по взносам юридических и физических лиц и начисленного по ним дохода. 3. Отсутствие требований по налогообложению операций, выполняемых НПФ в качестве страховщиков по ОПС. 4. Отсутствие стимулирующего действия налогообложения (см. табл. 3)
Таблица 3
—————————————————T———————————————————————T———————————————————————¬
| Вид | Выплата в виде | Выплата в виде взноса |
| налогообложения| заработной платы | в НПФ |
+————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
|Налог на прибыль|Отсутствует |Отсутствует |
+————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
|ЕСН | 35,6% | 35,6% |
| | (26% с 01.01.2005) | (26% с 01.01.2005) |
+————————————————+———————————————————————+———————————————————————+
|Налог на доходы |13% (стандартный вычет |13% (при сумме свыше |
|работника |4800 руб. в год) |5000 руб. в год) |
L————————————————+———————————————————————+————————————————————————
Перечисленные недостатки сильно тормозят развитие системы НПО, т.к. усложняют понимание системы НПО потенциальными вкладчиками. В то же время ст.36 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" с изменениями от 10.01.2003 провозглашает: "Государство стимулирует более активное участие фондов, граждан и работодателей в добровольном пенсионном обеспечении путем предоставления им льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах". В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, следует изменить систему налогообложения - упростить ее и сделать более привлекательной для вкладчиков и участников мероприятия по НПО. Для этого необходима государственная поддержка, основанная на следующих принципах: 1. Пенсионная система страны должна обеспечивать на государственном уровне определенное значение совокупного коэффициента замещения (70 - 75% от заработной платы работника). 2. Система добровольного пенсионного обеспечения (далее - ДПО) должна увеличивать значение совокупного коэффициента замещения до 40 - 75%. 3. Путем налогового стимулирования поощряется формирование накоплений за счет затрат работника и работодателя в размерах, обеспечивающих выполнение п.п.1 и 2. Для этого требуется внести ряд изменений в налоговый режим ДПО. Для взносов предприятий: - отнесение суммы взносов на расходы, уменьшающие налог на прибыль; - исключение взносов из базы исчисления ЕСН; - исключение взносов из базы исчисления подоходного налога работника. Для взносов граждан: - введение налогового вычета на величину взносов в НПФ; - предоставление налогового вычета с возможностью учитывать его работодателем по размещению НПФ пенсионных резервов; - отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов налогом на прибыль; - выплаты пенсий и выкупных сумм; - обложение выплат налогом на доходы физических лиц. Сравним две системы налогообложения - действующую в настоящий момент и предлагаемую ей взамен систему льготного налогообложения, принятую в большинстве стран, использующих пенсионное обеспечение по накопительному принципу (см. табл.4).
Таблица 4
————————————————T———————————————T————————————————T———————————————¬
| Текущий статус|Налогообложение| Налогообложение|Налогообложение|
| (с 01.01.2004)| взносов в НПФ |деятельности НПФ| выплат НПФ |
+———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Дополнительное |(Т частично) |(Т сверх ставки |(Е) |
|ПО юр. лиц | |ЦБ) | |
+———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Дополнительное |(Т) <*> |(Т сверх ставки |(Е) |
|ПО физ. лиц | |ЦБ) | |
+———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Предлагаемый | | | |
|статус | | | |
+———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Обязательное ПО|(Е) <*> |(Е) |(Е) |
+———————————————+———————————————+————————————————+———————————————+
|Дополнительное |(Е) <*> |(Е) |(Т) |
|ПО | | | |
L———————————————+———————————————+————————————————+————————————————
————————————————————————————————
<*> В таблице 4 и далее Т - облагаемые налогом (от англ. Taxed -облагаемый), Е - необлагаемые (от англ. Empty - необлагаемый).
Таким образом, ныне действующая система - ТТЕ, принятая в большинстве стран - ЕЕТ. Произведем сравнительный расчет для вышеуказанных пенсионных систем. В общем случае пенсионная схема определяется в Правилах НПФ и содержит сведения об условиях и порядке внесения пенсионных взносов. Условия расчета пенсионной схемы: Период накопления - 15 лет. Период выплаты - 10 лет. Индексация пенсии по величине инвестиционного дохода. Инфляция соответствует прогнозу Минэкономразвития России. Доходность - 2% над инфляцией. Размер пенсии и сумма пенсионных выплат - после налогообложения. Результаты расчетов приведены в таблице 5.
Таблица 5
———————————————————————————————————T——————————————T——————————————¬
| Система налогообложения | Действующая | По |
| | в настоящий |накопительному|
| | момент | принципу |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Ежегодная сумма взносов | 120 | 120 |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Пенсионные накопления при начале | 3025,3 | 3477,3 |
|выплат | | |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Пенсия в начале периода выплат | 25,2 | 29,0 |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Пенсия в конце периода выплат | 39,2 | 38,0 |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Общая сумма пенсионных выплат в | 4211,8 | 4255,2 |
|текущих ценах | | |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Общая сумма налогов в текущих | 234,1 | 553,2 |
|ценах | | |
+——————————————————————————————————+——————————————+——————————————+
|Общая сумма налогов в ценах | 142,6 | 168,0 |
|2004 г. | | |
L——————————————————————————————————+——————————————+———————————————
Таким образом, применение системы льготного налогообложения приведет к следующим позитивным результатам: 1. Увеличению эффективности накопления пенсионных средств за счет реализации системы ЕЕТ (введение налогового вычета и отмена налогообложения дохода от размещения пенсионных резервов). 2. Демонстрации заинтересованности государства в привлечении средств физических лиц (введение налогового вычета на средства, направляемые ими в качестве пенсионных взносов в НПФ). 3. Упрощению налогового учета в НПФ, способствующему широкому развитию пенсионных схем, построенных на совместном (работодателем и работником) формировании пенсионных накоплений по добровольному пенсионному обеспечению. В настоящий момент в РФ стимулирующее действие налогообложения негосударственного пенсионного обеспечения недостаточно эффективно, хотя имеющийся опыт западных стран позволяет при помощи налоговых льгот развивать НПО, одновременно и решая вопросы пенсионного обеспечения своих граждан, и получая долгосрочные инвестиционные ресурсы для экономики.
И.В.Червяков Налоговый консультант Негосударственного пенсионного фонда "Будущее своими руками" Подписано в печать 21.01.2005
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |