Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок продажи валютной выручки ("Бизнес-адвокат", 2005, N 2)



"Бизнес-адвокат", N 2, 2005

ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ

Принятие Федерального закона от 10 декабря 2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (в ред. от 29 июня 2004 г., далее - Закон) привело к коренной трансформации отечественного валютного законодательства. Существенные изменения претерпел и институт обязательной продажи валютной выручки российскими резидентами, призванный обеспечить ликвидность валютного рынка и стабильность курса рубля. Как показывает практика работы авторов в сфере правового сопровождения операций на финансовых рынках, участникам гражданского оборота важно четко представлять, в чем состоят требования к условиям продажи валютной выручки, а также каковы новеллы валютного законодательства в данной сфере. В противном случае резиденты несут существенные экономические и правовые риски.

Резиденты, принципалы, поверенные

Согласно Закону и требованиям Инструкции Центрального банка РФ (далее - ЦБ) от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ" (в ред. от 26 ноября 2004 г., далее - Инструкция N 111-И), субъектами обязательной продажи валютной выручки являются резиденты РФ, относящиеся к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Важными участниками правоотношений выступают уполномоченные банки, которые открывают резидентам текущие и транзитные валютные счета, а также через посредничество которых резиденты осуществляют продажу валютной выручки на внутреннем валютном рынке. Покупателями валютной выручки являются либо участники торгов на валютных биржах, либо ЦБ, либо сам уполномоченный банк, в котором открыт транзитный валютный счет резидента, на который зачислена валютная выручка.

Объектом правоотношений выступает валютная выручка, продаваемая за рубли РФ частично или полностью. Согласно ч.3 ст.21 Закона можно выделить следующие характеристики валютной выручки в целях Инструкции N 111-И:

а) под валютной выручкой понимается выручка резидентов в иностранной валюте, виды которой указаны в Приложении к Инструкции N 111-И;

б) данная выручка причитается резидентам от нерезидентов;

в) основанием для получения выручки являются заключенные резидентами или от их имени договоры, предусматривающие передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.

Данные признаки валютной выручки позволяют сделать важные выводы о том, какие суммы не являются валютной выручкой в понимании Закона и, следовательно, не попадают под требование о частичной обязательной продаже.

Прежде всего, не являются валютной выручкой суммы, уплаченные резидентами резидентам в случаях, предусмотренных валютным законодательством (см. ст.9 Закона). Это важно помнить применительно к расчетам по посредническим договорам (договорам комиссии, поручения или агентирования) между посредниками (комиссионерами, агентами, поверенными) и комитентами, поверенными (далее - принципалы) при оказании посредниками услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. В таком случае расчеты между резидентами в качестве исключения могут осуществляться в иностранной валюте.

Не являются валютной выручкой и поступления в иностранной валюте от резидентов в пользу нерезидентов, находящихся в РФ (например, при перечислении средств филиалам и представительствам иностранных компаний, находящихся в РФ).

Не являются валютной выручкой суммы, выплаченные не на основании договоров о передаче товаров, результатов интеллектуальной деятельности, выполнении работ и оказании услуг. К таким суммам относятся взносы в уставный капитал; доходы (дивиденды), полученные от участия в уставном капитале; привлеченные резидентами займы; суммы, поступающие в погашение предоставленных нерезидентам кредитов и займов, включая начисленные проценты; поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.

Не являются валютной выручкой в понимании Закона и Инструкции N 111-И суммы, выраженные в иных видах валют, чем указаны в Приложении к Инструкции N 111-И. В частности, не относятся к валютной выручке и не подлежат продаже суммы, полученные резидентами в валютах, не являющихся свободно конвертируемыми (к ним относятся и валюты стран СНГ).

Не относятся к валютной выручке, часть которой подлежит продаже, отдельные виды поступлений, установленные ч.3 ст.21 Закона:

- суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, ЦБ от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

- суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими банковских операций и иных сделок, в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";

- суммы валютной выручки резидентов в пределах сумм, необходимых для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше 2 лет;

- суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг (прав на внешние эмиссионные ценные бумаги).

Кроме того, сумма подлежащей продаже выручки уменьшается на следующие расходы и иные платежи, связанные с исполнением соответствующих сделок, расчеты по которым осуществляются в соответствии с Законом в иностранной валюте: оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов; уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов; выплата комиссионного вознаграждения кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля.

От рассчитанной в соответствии с указанными правилами суммы валютной выручки рассчитывается сумма, подлежащая обязательной продаже, которая составляет 10%.

Режим транзитного валютного счета

Вопросы продажи валютной выручки невозможно рассматривать без анализа режима транзитного валютного счета.

Согласно требованиям Инструкции N 111-И для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет и одновременно с ним - транзитный валютный счет.

Таким образом, Инструкция N 111-И сохранила принцип "параллельности" текущего и транзитного валютного счетов, существующий в российском законодательстве с 1992 г.

Открытие и ведение текущего валютного счета резидента невозможно без одновременного открытия и ведения транзитного валютного счета. В связи с этим возникает вопрос: как следует поступать банку в случае получения заявления клиента о закрытии текущего валютного счета, если на транзитном валютном счете находятся непроданные денежные средства? Существуют различные варианты его решения.

Закрытие текущего счета при сохранении транзитного счета открытым возможно до тех пор, пока на нем находятся средства. При этом сторонники такого решения приводят следующие аргументы. Инструкция N 111-И прямо не предусматривает запрет на сохранение транзитного счета открытым в случае закрытия текущего валютного счета (она только устанавливает, что открытие текущего счета без одновременного открытия транзитного счета не допускается). Кроме того, транзитный счет представляет собой банковский счет, который может быть закрыт только при расторжении договора банковского счета по заявлению клиента (п.4 ст.859 ГК). Также Инструкция N 111-И установила новый институт сохранения валютной выручки на транзитном счете до предоставления резидентом соответствующего распоряжения о ее частичной продаже и перечислении остатка на текущий счет.

Вторым вариантом является одновременное закрытие текущего и транзитного счетов только на основании заявления клиента с одновременным предоставлением распоряжения на продажу части валютной выручки исходя из принципа их параллельности. Однако здесь возникает вопрос о соответствии такого решения ГК РФ, т.к. банк должен исполнить заявления клиента о расторжении договора банковского счета, что является основанием для закрытия текущего валютного счета.

Вариант, при котором сумма валютной выручки, находящейся на транзитном счете, часть которой подлежит продаже, может быть перечислена на транзитный счет в другом банке без предварительного осуществления обязательной продажи, является в настоящее время невозможным, поскольку такая операция по списанию средств с транзитного счета не входит в исчерпывающий перечень возможных операций по нему (см. п.п.2.3.1 - 2.3.5 Инструкции).

Представляется, что ЦБ должен однозначно разрешить вопрос о моменте закрытия транзитного счета при закрытии текущего валютного счета, внеся соответствующие дополнения в Инструкцию N 111-И.

На транзитный валютный счет уполномоченным банком зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента, включая как поступления, относящиеся к подлежащей частичной продаже валютной выручке, так и не относящиеся к ней. Исключение составляют всего три вида поступлений, которые согласно Инструкции N 111-И могут непосредственно зачисляться на текущий валютный счет резидента:

- денежные средства, поступающие с одного текущего валютного счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на другой текущий валютный счет этого резидента, открытый в этом уполномоченном банке;

- денежные средства, поступающие от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет резидента, по заключенным между банком и резидентом договорам (например, по кредитному соглашению, договору доверительного управления, депозитному договору);

- денежные средства, поступающие с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытые в одном уполномоченном банке.

Данные исключения обусловлены тем, что все операции проводятся по счетам, открытым в одном банке, в том числе операции между банком и клиентом и операции по счетам одного клиента, что исключает необходимость идентификации таких операций и контроль за валютными поступлениями в пользу клиента-резидента.

Перечень операций по списанию средств с транзитного валютного счета является закрытым. Так, с транзитного валютного счета деньги могут быть списаны только:

- на отдельный лицевой счет "Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке РФ";

- на счета иных лиц для оплаты расходов и иных платежей, указанных в ч.3 ст.21 Закона;

- для зачисления на текущий валютный счет резидента в этом уполномоченном банке или на текущий валютный счет этого резидента (с предварительным зачислением на транзитный валютный счет), открытый в другом уполномоченном банке, поступлений иностранной валюты, не подлежащих обязательной продаже; части валютной выручки, превышающей 10%; валютной выручки в сумме ранее оплаченных с текущего валютного счета резидента расходов и иных платежей, указанных в ч.3 ст.21 Закона;

- для возврата ошибочно поступивших в пользу резидента денежных средств;

- для зачисления поступлений иностранной валюты, не подлежащих зачислению на текущий валютный счет резидента, на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте типа "Р1" или "Р2", открытый в соответствии с Инструкций ЦБ РФ "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" от 7 июня 2004 г. N 116-И;

- для зачисления поступлений иностранной валюты, не подлежащих зачислению на текущий валютный счет резидента, на специальный банковский счет резидента в иностранной валюте, открытый в уполномоченном банке.

Порядок продажи иностранной валюты

Уполномоченный банк не позднее рабочего дня, следующего за днем зачисления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, направляет ему соответствующее уведомление, в котором указывается последняя дата представления резидентом уполномоченному банку документов, необходимых для обязательной продажи части валютной выручки. К уведомлению прилагается выписка по транзитному валютному счету.

В течение 7 дней с момента зачисления валюты на транзитный счет резидент дает уполномоченному банку распоряжение, в котором содержатся инструкции:

- об осуществлении обязательной продажи части валютной выручки и перечислении суммы в валюте РФ, полученной от обязательной продажи, на свой расчетный счет. Резидент вправе поручить уполномоченному банку продать иностранную валюту в сумме, превышающей 10%;

- о перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после осуществления обязательной продажи (включая поступления в иностранной валюте, не являющиеся объектом обязательной продажи), на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте,

Одновременно с распоряжением резидент представляет в уполномоченный банк справку, идентифицирующую указанную в уведомлении сумму поступившей иностранной валюты по видам валютных операций. Однако резидентам следует иметь в виду важную новеллу валютного законодательства: договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет вышеуказанную справку. Таким образом, если по каким-либо причинам резидент не может или не желает составлять данные документы самостоятельно, можно рекомендовать заключить дополнительное соглашение к договору банковского счета, которым обязанность по составлению документов будет возложена на банк.

После получения от резидента справки и распоряжения банк проверяет правильность расчета суммы валютной выручки, подлежащей обязательной продаже в соответствии с распоряжением. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты, подлежащую обязательной продаже, с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет "Средства в иностранной валюте для обязательной продажи на внутреннем валютном рынке РФ". В течение 2 рабочих дней, следующих за днем зачисления на указанный отдельный лицевой счет иностранной валюты, банк обязан продать иностранную валюту (приобрести ее у резидента). Вырученная от продажи сумма в рублях зачисляется на рублевый счет резидента, указанный в распоряжении.

Одновременно с депонированием иностранной валюты уполномоченный банк в соответствии с распоряжением резидента списывает с транзитного валютного счета резидента оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий валютный счет (транзитный валютный счет в другом банке) резидента, указанный в распоряжении.

Следует иметь в виду, что валютная выручка, подлежащая обязательной продаже, поступившая в уполномоченный банк по разным договорам одного резидента или поступившая в пользу разных резидентов по разным договорам, может консолидироваться уполномоченным банком для осуществления обязательной продажи, что удобно для банка при осуществлении торговли на валютной бирже в целях формирования минимально допустимого в соответствии с правилами торгов лота на продажу или, исходя из желания банка, в целях выставления единого лота на значительную сумму.

Кроме того, резидент вправе дать уполномоченному банку распоряжение о продаже валютной выручки по частям при условии соблюдения сроков и порядка осуществления обязательной продажи, установленного Инструкцией N 111-И.

Неисполнение резидентом обязанности

по продаже валютной выручки

При анализе вопросов продажи валютной выручки важно оценить последствия неисполнения резидентом обязанности осуществить продажу выручки в установленный срок.

При непредставлении резидентом документов, необходимых для проведения продажи валюты (за исключением случаев, когда договором банковского счета такая обязанность резидента устранена), операции по списанию денежных средств с транзитного валютного счета резидента не осуществляются. В этом состоит важное отличие Инструкции N 111-И от Инструкции ЦБ от 29 июня 1992 г. N 7 "О Порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (утратила силу с 18 июня 2004 г.), согласно которой в случае непоступления от резидента распоряжений в 7-дневный срок банк осуществлял продажу суммы, соответствующей величине продаваемой в обязательном порядке выручки. Таким образом, все экономические риски, связанные с несвоевременным предоставлением документов, несет резидент. Такая ситуация "замораживания" средств на транзитном валютном счете для него весьма невыгодна, поскольку резидент не вправе воспользоваться средствами, а проценты на них не начисляются.

Весьма актуальным представляется вопрос о возможности привлечения резидента в настоящее время к ответственности за неисполнение обязанности по продаже валютной выручки в установленный срок.

Согласно ч.3 ст.15.25 КоАП РФ невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, равно как и нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки, влечет наложение штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

Таким образом, для избежания риска споров с органами валютного контроля и возможности привлечения к административной ответственности можно рекомендовать участникам внешнеэкономической деятельности своевременно осуществлять продажу валютной выручки.

Н.Пиксин

Адвокат, партнер

Международной юридической фирмы

CMS Hasche Sigle

Т.Оксюк

Адвокат

Международной юридической фирмы

CMS Hasche Sigle

Подписано в печать

19.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Земельный налог: от баллов к процентам ("Бизнес-адвокат", 2005, N 2) >
Вопрос: ...При устройстве на работу я не сказала, что заочно учусь в вузе. А потом мне сказали, что не отпустят меня на сессию, и предложили написать заявление об увольнении по собственному желанию, предупредив, что иначе меня уволят за то, что я при трудоустройстве скрыла от работодателя то, что являюсь студенткой. Правомерно ли это? Вправе ли я уйти на сессию без согласия руководства? ("Бизнес-адвокат", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.