Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Государственная пошлина: новая глава части второй Налогового кодекса РФ ("Право и экономика", 2005, N 2)



"Право и экономика", N 2, 2005

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА:

НОВАЯ ГЛАВА ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

С 1 января 2005 г. в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ введена в действие еще одна глава части второй Налогового кодекса РФ - гл.25.3 "Государственная пошлина".

В новой гл.25.3 в основном сохранен ранее действовавший порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, регулируемый Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. изм. и доп.). Вместе с тем новый порядок исчисления и уплаты государственной пошлины содержит ряд новых существенных моментов.

Общие положения о государственной пошлине

В п.1 ст.333.16 НК РФ дано определение государственной пошлины - сбор, взимаемый с плательщиков при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл.25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Ранее законодательно определение понятия государственной пошлины давалось в ст.1 Закона РФ "О государственной пошлине", согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Следует отметить, что в гл.25.3 НК РФ уточнена правовая природа государственной пошлины - это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п.2 ст.8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

О том, чем является государственная пошлина - налогом или сбором, Конституционный Суд РФ высказывался неоднозначно. Если в Определении от 9 апреля 2002 г. N 70-О Конституционный Суд РФ прямо указал, что государственная пошлина является законно установленным сбором, то в Определении от 10 декабря 2002 г. N 283-О говорится о том, что, указывая государственную пошлину в перечне налогов и сборов, Налоговый кодекс РФ не определяет при этом, налогом или сбором она является. Позднее Конституционный Суд РФ в Определениях от 5 декабря 2003 г. N 419-О и от 16 октября 2003 г. N 360-О ограничился упоминанием о том, что государственная пошлина относится к налогам и сборам.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п.17 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" упоминал, что государственная пошлина подпадает под определение сбора. Однако такая формулировка представляется несколько осторожной: указано, что государственная пошлина подпадает под определение сбора, но не указано, что государственная пошлина является сбором.

В п.2 ст.333.16 НК РФ установлен запрет органам и должностным лицам, уполномоченным совершать юридически значимые действия, за которые взимается государственная пошлина (за исключением консульских учреждений), взимать за совершение этих действий иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Аналогичного положения Закон РФ "О государственной пошлине" не содержал, в связи с чем хотелось бы выразить надежду на то, что п.2 ст.333.16 НК РФ послужит хорошим подспорьем в борьбе с возможным правовым произволом. Хорошо известна практика, когда в канцеляриях судов общей юрисдикции требуют при приеме документов почтовые конверты (с марками, позволяющими направить заказное письмо) по числу лиц, участвующих в деле, и, более того, неофициально отказывают в приеме документов в случае отсутствия конвертов и марок или наличия недостаточного их количества. Есть простой и эффективный способ борьбы с такой практикой - потребовать оформить отказ официально, чего, конечно же, сделано не будет, и документы будут приняты. Можно также отправить обращение письмом с описью вложения.

Размеры государственной пошлины установлены в фиксированных суммах, а не в кратности к установленному федеральным законом минимальному размеру оплаты труда в месяц, как это было в большинстве случаев ранее.

Уплата государственной пошлины

при обращении в суды, к мировым судьям

В гл.25.3 НК РФ в основном сохранены установленные Законом РФ "О государственной пошлине" размеры государственной пошлины при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке. Изменения коснулись следующего:

по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, установлены предельные размеры государственной пошлины -не менее 200 руб. и не более 20 000 руб.;

по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, увеличен минимальный предельный размер уплачиваемой государственной пошлины - со 100 руб. до 500 руб.

В п.2 ст.333.23 НК РФ федеральный законодатель впервые установил размеры государственной пошлины, взимаемой при обращении в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: для организации - 3000 руб., для физического лица - 200 руб. По замыслу законодателя взимание государственной пошлины за рассмотрение дел конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации сделает процедуру обращения в вышеназванные суды в части уплаты государственной пошлины аналогичной процедуре обращения в иные суды Российской Федерации и будет способствовать пополнению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.

С введением в действие гл.25.3 НК РФ порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, в том числе в части предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины, освобождения от ее уплаты, установления льгот, возврата или зачета государственной пошлины, регулируется только законодательством о налогах и сборах, т.е. указанной главой НК РФ. Это распространяется и на порядок гражданского судопроизводства, и на порядок судопроизводства в арбитражных судах - соответствующие изменения внесены в Гражданский процессуальный кодекс РФ и Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Учитывая, что порядок конституционного судопроизводства установлен федеральным конституционным законом, на период до внесения соответствующих изменений порядок исчисления и уплаты государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ сохранен (ст.24 Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ).

Уплата государственной пошлины

за совершение нотариальных действий

В ст.333.24 НК РФ установлены размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий. При этом Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ в ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате внесены изменения, согласно которым установлено, что за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма:

нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статьей 22 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции также установлено, что за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст.22.1 указанных Основ. Соответственно, Основы законодательства РФ о нотариате дополнены новой ст.22.1, в которой установлены размеры нотариального тарифа за совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма.

Юридически значимые действия,

за совершение которых взимается государственная пошлина

Одно из наиболее существенных изменений законодательства в части взимания государственной пошлины - это значительное расширение перечня юридически значимых действий, за совершение которых подлежит уплате государственная пошлина. В частности, установлена уплата государственной пошлины за совершение следующих действий:

за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, а также за совершение иных юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество;

за совершение действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

за аккредитацию филиалов иностранных организаций;

за государственную регистрацию договоров коммерческой концессии (субконцессии);

за открытие филиала банка;

за осуществление действий, связанных с государственной регистрацией средств массовой информации;

за государственную регистрацию лекарственных средств;

за выдачу, обмен и повторную выдачу паспорта гражданина Российской Федерации;

за государственную регистрацию договора о залоге транспортных средств;

за осуществление действий, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество;

за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей;

за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных юридически значимых действий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;

за совершение действий, связанных с регулированием рынка ценных бумаг;

за регистрацию судов и за выдачу судовых документов;

за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;

за действия, связанные с выдачей аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации;

за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

за выдачу разрешений на вывоз с территории Российской Федерации, а также на ввоз на территорию Российской Федерации видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения;

за осуществление действий, связанных с государственной регистрацией гражданских воздушных судов, а также гражданских аэродромов и аэропортов;

за государственную регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и (или) алкогольной продукции;

за государственную регистрацию новых пищевых продуктов, материалов и изделий;

за государственную регистрацию отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека, а также видов продукции, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;

за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

за выдачу прокатного удостоверения на кино- и видеофильмы;

за совершение действий, связанных с лицензированием отдельных видов деятельности;

за государственную регистрацию наименований этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья, этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции, спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции (средств);

за государственную регистрацию изделий медицинского назначения и медицинской техники, которые произведены в Российской Федерации;

за государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов, потенциально опасных химических и биологических веществ;

за выдачу сертификата соответствия;

за выдачу ордера на квартиру;

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы;

за получение ресурса нумерации;

за регистрацию декларации о соответствии требованиям средств связи и услуг связи.

Соответственно, Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ отменены платежи, взимаемые ранее за совершение указанных действий, в том числе: налог на операции с ценными бумагами; сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний; сбор за право вывоза культурных ценностей; сбор за регистрацию основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции; пробирная плата (пробирный сбор); регистрационный сбор за государственную регистрацию прав на садовые, огородные и дачные земельные участки при их приватизации; сбор за открытие филиалов кредитных организаций; регистрационные сборы за осуществление действий, связанных с официальной регистрацией программ для ЭВМ и баз данных, договоров, и публикацию; регистрационные сборы за осуществление действий, связанных с официальной регистрацией топологий интегральных микросхем, договоров, и публикацию сведений; сбор за выдачу лицензии на пользование животным миром; плата за выдачу разрешений на распространение наружной рекламы; сбор за государственную регистрацию гражданского воздушного судна, гражданского аэродрома и аэропорта; оплата государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также совершения иных юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество; сборы за выдачу судовых документов; лицензионный сбор; сбор за получение ресурса нумерации и т.д.

Необходимо, однако, отметить, что указанные платежи с позиции Конституционного Суда РФ можно было рассматривать как государственную пошлину и до введения в действие гл.25.3 НК РФ. В упоминавшемся Определении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 283-О говорилось о том, что платежи, взимание которых предусмотрено Патентным законом и Законом РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", отнесены законодателем к федеральной государственной пошлине. Представляется очевидным, что патентные пошлины имеют одинаковую правовую природу с обязательными платежами, отмененными в соответствии с Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ (нельзя также не отметить, что платежи, указанные в Определении Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 283-О, в гл.25.3 НК РФ к государственной пошлине не отнесены).

Льготы по уплате государственной пошлины

По аналогии с Законом РФ "О государственной пошлине" в гл.25.3 НК РФ установлены льготы по уплате государственной пошлины для отдельных категорий физических лиц и организаций (ст.333.35), а также льготы по уплате государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимых действий определенной категории:

при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям (ст.333.36);

при обращении в арбитражные суды (ст.333.37);

при обращении за совершением нотариальных действий (ст.333.38);

при государственной регистрации актов гражданского состояния (ст.333.39).

Возврат или зачет излишне уплаченных

(взысканных) сумм государственной пошлины

Общий порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора установлен в ст.78 НК РФ, порядок возврата излишне взысканного налога, сбора - в ст.79 НК РФ. Однако основания и порядок возврата или зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины установлены в ст.333.40 НК РФ. Соответственно, Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ п.11 ст.78 НК РФ дополнен новым абзацем, устанавливающим, что ст.78 НК РФ в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяется с учетом особенностей, установленных гл.25.3 НК РФ.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Срок, в течение которого может быть подано заявление, - три года со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится также по заявлению плательщика, но предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Срок, в течение которого может быть подано заявление, - три года со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

В части, не урегулированной ст.333.40 НК РФ, возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном ст.ст.78 и 79 НК РФ.

Предоставление отсрочки или рассрочки

уплаты государственной пошлины

Как уже упоминалось, порядок исчисления и уплаты государственной пошлины, в том числе порядок предоставления отсрочки или рассрочки ее уплаты, регулируется гл.25.3 НК РФ. Соответствующими положениями гл.25.3 НК РФ право отсрочить (рассрочить) уплату государственной пошлины предоставлено только судам (судам общей юрисдикции, мировым судьям, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации) и мировым судьям.

Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется плательщику судом только в отношении государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым эти судом (мировым судьей).

В качестве единственного основания предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины в гл.25.3 НК РФ предусмотрено неудовлетворительное имущественное положение плательщика, т.е. такое имущественное положение плательщика, которое не позволяет ему уплатить государственную пошлину в установленном размере при обращении в соответствующий суд или к мировому судье. Соответственно, для получения отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины плательщику необходимо документально подтвердить наличие основания для совершения таких действий.

Представляется, что плательщику направлять копию заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины в налоговый орган по месту его учета, как этого требует п.5 ст.64 НК РФ в отношении других налогов и сборов, не следует.

В отношении предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты государственной пошлины арбитражными судами сохраняют свою актуальность разъяснения, данные в п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 марта 1997 г. N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине".

В п.2 ст.333.41 НК РФ установлено, что на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка. Приведенное положение закреплено как изъятие из общего правила п.4 ст.64 НК РФ, согласно которому в случае, если рассрочка по уплате сбора предоставлена по основанию, указанному в пп.4 п.2 данной статьи (т.е. если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты сбора), то на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Банка России.

Особенности налогового контроля

за исчислением и уплатой государственной пошлины

Должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от плательщиков средств в счет уплаты государственной пошлины и их перечисление (перевод) в бюджеты, включены в число сборщиков сборов.

В ст.333.42 НК РФ закреплено право налоговых органов проводить проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в органах и организациях, осуществляющих действия, за которые установлена уплата государственной пошлины. Указанные проверки не являются выездными налоговыми проверками, проводимыми в рамках осуществления налогового контроля. Соответственно, на эти проверки не распространяются положения, регламентирующие проведение налоговых проверок, в том числе о вынесении решения о проведении проверки, о продолжительности проведении проверки, о проведении мероприятий налогового контроля (осмотр, истребование документов, выемка документов и предметов, экспертиза и т.п.), об оформлении и рассмотрении результатов проверки и т.д.

Представляется, что проверки, предусмотренные ст.333.42 НК РФ, имеют следующие цели:

предупреждение ошибок по вопросам правильности исчисления размера государственной пошлины и полноты поступления ее в бюджет;

документальное обоснование для доплаты государственной пошлины или для возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

Проверки уплаты государственной пошлины в арбитражных судах организуются и проводятся в порядке, предусмотренном совместным Письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 1997 г. N С5-7/ОУ-805 и Госналогслужбы России от 1 декабря 1997 г. N ВК-6-08/835 (несмотря на то, что указанное Письмо издано еще до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ, не имеется оснований для того, чтобы признать это Письмо неактуальным). Представляется, что проверки правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в иных органах могут организовываться и проводиться по аналогии с положениями указанного Письма.

А.Н.Борисов

Директор

ООО "Правовой центр"

г. Оренбург,

майор налоговой полиции в отставке

Подписано в печать

18.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О государственной пошлине за совершение уполномоченными государственными органами юридически значимых действий в сфере рынка ценных бумаг ("Право и экономика", 2005, N 2) >
Статья: Налоговая инспекция: организация работы с налогоплательщиками ("Право и экономика", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.