Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О государственной пошлине за совершение уполномоченными государственными органами юридически значимых действий в сфере рынка ценных бумаг ("Право и экономика", 2005, N 2)



"Право и экономика", N 2, 2005

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ ЗА СОВЕРШЕНИЕ

УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ

ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫХ ДЕЙСТВИЙ В СФЕРЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Вступившим в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" разд.VIII части второй Налогового кодекса РФ дополнен гл.25.3 "Государственная пошлина". Рассмотрим основные положения данной главы Кодекса применительно к участникам российского рынка ценных бумаг.

Органы, уполномоченные на взимание госпошлины

В соответствии со ст.333.16 НК РФ применительно к рынку ценных бумаг государственную пошлину можно определить как сбор, взимаемый с участников фондового рынка при их обращении в уполномоченные законодательными актами Российской Федерации государственные органы за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

В этой связи, прежде всего, необходимо определить государственные органы, уполномоченные российским законодательством на совершение юридически значимых действий в сфере рынка ценных бумаг. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также принятые в развитие его положений Постановления Правительства РФ от 9 апреля 2004 г. N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" и от 30 июля 2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам" определили федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного регулирования рынка ценных бумаг. В качестве такого органа в настоящее время выступает Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). Кроме того, в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами, а также Приказом ФСФР России от 2 сентября 2004 г. "О территориальных органах ФСФР России" органами, уполномоченными на государственное регулирование фондового рынка в субъектах Российской Федерации, являются региональные отделения ФСФР России (РО ФСФР России).

Таким образом, в настоящее время основными государственными органами, уполномоченными на взимание государственной пошлины с участников фондового рынка за совершение юридически значимых действий, являются ФСФР России и РО ФСФР России. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что ряд юридически значимых действий для участников фондового рынка совершают Банк России и его территориальные управления (ТУ Банка России). Это касается государственной регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг, осуществляемых банками и небанковскими кредитными организациями.

Плательщики госпошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица (ст.333.17 Кодекса). Анализ ст.333.33 Кодекса позволил установить, что плательщиками государственной пошлины в сфере рынка ценных бумаг являются следующие организации и физические лица - участники фондового рынка:

эмитенты эмиссионных ценных бумаг;

профессиональные участники рынка ценных бумаг;

саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг;

саморегулируемые организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

паевые инвестиционные фонды;

управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

специализированный депозитарий акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

специалисты рынка ценных бумаг.

Участники рынка ценных бумаг признаются плательщиками государственной пошлины в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий (ст.333.17 Кодекса), перечень которых установлен в ст.333.33 Кодекса. В ней же установлены предельные размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий уполномоченными государственными органами.

Действия, за совершение которых взимается госпошлина

Анализ положений ст.333.33 Кодекса позволил выделить следующий круг юридически значимых действий в сфере рынка ценных бумаг, за совершение которых взимается государственная пошлина, а также предельные размеры последней.

1. Совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, в том числе:

1.1. Рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг - 1000 руб. (уполномоченные органы - ФСФР России, РО ФСФР России, Банк России, ТУ Банка России);

1.2. Рассмотрение заявления о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг - 1000 руб. (уполномоченные органы - те же);

1.3. Рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных бумаг (в случае, если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) - 1000 руб. (уполномоченные органы - те же);

1.4. Рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и о регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в случае, если такая регистрация осуществляется одновременно - 1000 руб. (уполномоченные органы - те же);

1.5. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых путем подписки, - 0,2% номинальной суммы выпуска (дополнительного выпуска), но не более 100 000 руб. (уполномоченные органы - те же);

1.6. Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, размещаемых иными способами, за исключением подписки, - 10 000 руб. (уполномоченные органы - те же);

1.7. Государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, за исключением случая регистрации такого отчета одновременно с государственной регистрацией выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг - 10 000 руб. (уполномоченные органы - те же);

1.8. Регистрация проспекта ценных бумаг (в случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта) - 10 000 руб. (уполномоченные органы - те же);

2. Выдача копии зарегистрированного решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, или копии зарегистрированного проспекта ценных бумаг, или копии зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг - 2000 руб. (уполномоченные органы - ФСФР России, РО ФСФР России, Банк России, ТУ Банка России);

3. Совершение действий, связанных с выдачей разрешений, в том числе:

3.1. Рассмотрение заявления о выдаче разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов - 1000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

3.2. Выдача разрешения на размещение и (или) обращение эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении эмиссионных ценных бумаг российских эмитентов, - 10 000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

3.3. Рассмотрение заявления о выдаче разрешения, подтверждающего статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; выдача разрешения, подтверждающего статус саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемой организации управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, - 1000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

4. Совершение регистрационных действий, связанных с паевыми инвестиционными фондами, в том числе:

4.1. Рассмотрение заявления о регистрации правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом - 1000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

4.2. Регистрация правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом; рассмотрение заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, - 10 000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

4.3. Рассмотрение заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, - 500 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

4.4. Регистрация изменений и дополнений, вносимых в правила доверительного управления паевым инвестиционным фондом, - 1000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

5. Совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе:

5.1. Рассмотрение заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в документы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в документы фондовых бирж, заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила осуществления клиринговой деятельности, - 1000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

5.2. Регистрация изменений и дополнений, вносимых в документы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, регистрация изменений и дополнений, вносимых в документы фондовых бирж, регистрация изменений и дополнений, вносимых в правила осуществления клиринговой деятельности, - 10 000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

5.3. Рассмотрение заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в регламент специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, заявления о регистрации изменений и дополнений, вносимых в правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, - 500 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

5.4. Регистрация изменений и дополнений, вносимых в регламент специализированного депозитария акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, регистрация изменений и дополнений, вносимых в правила ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, - 1000 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

6. Предоставление лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе:

6.1. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по организации торговли в качестве фондовой биржи <*>, лицензии на осуществление клиринговой деятельности, лицензии фондовой биржи - 100 000 руб. за каждую лицензию (уполномоченный орган - ФСФР России);

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Вероятно, в тексте Закона допущена опечатка и речь идет о лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности в качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг.

6.2. Предоставление лицензии на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами <**>, лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов <***> - 10 000 руб. за каждую лицензию (уполномоченный орган - ФСФР России);

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Следует отметить, что данный вид деятельности на рынке ценных бумаг Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не отнесен к профессиональным видам деятельности на рынке ценных бумаг.

<***> Данный вид деятельности на рынке ценных бумаг Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" также не отнесен к профессиональным видам деятельности на рынке ценных бумаг.

7. Действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием прочих видов деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе:

7.1. Рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

7.2. Предоставление лицензии - 1000 руб. (уполномоченные органы - ФСФР России, РО ФСФР России);

7.3. Переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. (уполномоченный орган - ФСФР России);

8. Действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации специалистов рынка ценных бумаг, в том числе:

8.1. Выдача аттестата, подтверждающего уровень квалификации, - 400 руб. (уполномоченный орган - РО ФСФР России);

8.2. Внесение изменений в аттестат, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества, - 100 руб. (уполномоченный орган - РО ФСФР России);

8.3. Выдача дубликата аттестата, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством; выдача дубликата, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей - 400 руб. (уполномоченный орган - РО ФСФР России);

8.4. Продление (возобновление) действия аттестата, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством, - 200 руб. (уполномоченный орган - РО ФСФР России).

Порядок и сроки уплаты госпошлины

Порядок и сроки уплаты участниками рынка ценных бумаг государственной пошлины при обращении в уполномоченные государственные органы установлены в ст.333.18 Кодекса. В частности, при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) государственная пошлина уплачивается до выдачи документов (их копий, дубликатов); при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением обращения за выдачей документов (их копий, дубликатов), - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Государственная пошлина уплачивается непосредственно самим участником рынка ценных бумаг. Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в порядке и размерах, которые установлены Кодексом соответственно для организаций и физических лиц - резидентов Российской Федерации.

В ст.333.34 Кодекса установлены некоторые особенности уплаты государственной пошлины эмитентами в случае их обращения в уполномоченные государственные органы при регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Так, при государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг плательщик обязан в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины представить в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве налогоплательщика расчет суммы государственной пошлины с указанием общего объема выпуска, вида и способа размещения ценных бумаг. Других особенностей уплаты государственной пошлины в сфере рынка ценных бумаг анализ новых норм Кодекса не выявил.

Льготы по уплате госпошлины

В соответствии со ст.333.35 НК РФ ряд категорий физических и юридических лиц имеют льготы по уплате государственной пошлины. Имеют льготы по уплате государственной пошлины и отдельные категории участников рынка ценных бумаг. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются эмитенты эмиссионных ценных бумаг, а именно:

Центральный банк РФ - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации единой государственной денежно-кредитной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации;

организации - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется ими в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней (в период действия договора о реструктуризации таких обязательств), в случае, если такие ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти на основании договора о погашении задолженности по платежам в бюджеты всех уровней;

организации - при государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, выпускаемых в обращение при увеличении уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства РФ.

* * *

В связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ утратил силу ряд нормативных правовых актов, которыми ранее регламентировалась процедура уплаты налога на операции с ценными бумагами, в определенных случаях взимаемого с эмитентов эмиссионных ценных бумаг, в том числе:

Закон РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами";

Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2024-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами";

Федеральный закон от 18 октября 1995 г. N 158-ФЗ "О внесении изменений в Закон РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами";

Федеральный закон от 23 марта 1998 г. N 36-ФЗ "О внесении дополнений в статью 2 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами";

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами";

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами".

Д.А.Вавулин

К. э. н.,

начальник отдела по работе с регионами

Орловского регионального отделения

ФКЦБ в составе ФСФР России,

доцент кафедры

"Государственное управление и финансы"

Института бизнеса и права ОрелГТУ

Подписано в печать

18.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Типичные нарушения законодательства по налогу на прибыль ("Российский налоговый курьер", 2005, N 3) >
Статья: Государственная пошлина: новая глава части второй Налогового кодекса РФ ("Право и экономика", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.