Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746)> (Продолжение) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 2)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ ГТК РОССИИ ОТ 28.11.2003 N 1356

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ

И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ" <1>

(В РЕД. ПРИКАЗА ГТК РОССИИ ОТ 28.06.2004 N 746)>

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии

к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N N 11, 12; 2005, N 1)

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Для удобства пользования в текст комментария включены извлечения из Инструкции (выделены полужирным шрифтом).

Комментарий

С 18 июня 2004 г. вступила в действие Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок".

Согласно п.3.1 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И требование об оформлении паспорта сделки (ПС) распространяется на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте в случаях, установленных актами валютного законодательства Российской Федерации или актами органов валютного регулирования (Банка России и Правительства РФ), либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных Банком России, за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеэкономическому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

Таким образом, требование об оформлении ПС не распространяется:

а) на договоры, по которым расчеты осуществляются через счета резидентов, открытые в Банке России (ГУ РКЦ Банка России), поскольку подразделения Банка России не являются уполномоченными банками;

б) на договоры, предусматривающие поставку товаров по государственному кредиту либо в счет погашения государственного кредита, учет валютных операций по которым осуществляет уполномоченный банк, ведущий в соответствии с международным договором с участием Российской Федерации соответствующий кредитный счет, не являющийся счетом экспортера (импортера) <2>;

в) на договоры, заключенные и оплачиваемые за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на основании письменного подтверждения организации, уполномоченной Минфином России информировать таможенные органы о таких договорах <3>;

г) на договоры аренды (лизинга), которые не предусматривают выкупа предмета аренды (лизинга) по остаточной стоимости (то есть в которых не определены условия такого выкупа - величина остаточной стоимости, дополнительно оплачиваемой арендатором (лизингополучателем), порядок и сроки ее оплаты), так как вышеуказанные договоры в соответствии с гл.39 Гражданского кодекса Российской Федерации не относятся к договорам возмездного оказания услуг, а представляют собой отдельный вид договора. В случае выкупа предмета аренды (лизинга) по остаточной стоимости (если определена выкупная цена и сроки ее оплаты) на данный договор распространяются действие Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И и требования по порядку заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД) по договору, предусматривающему расчеты за перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары;

д) на договоры между резидентами;

е) на договоры между нерезидентами <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" Минфином России.

<3> Списки конечных пользователей по займам и грантам МБРР и ЕБРР, а также организаций, уполномоченных представлять в таможенные органы информацию о контрактах, финансируемых за счет средств указанных займов, и копии карточек с образцами подписей организаций и подписей лиц, уполномоченных подписывать справки о контрактах, финансируемых за счет средств займов и грантов МБРР и ЕБРР, доводятся до таможенных органов Управлением валютного контроля в соответствии с информацией Минфина России.

<4> См. Письмо ФТС России от 20.09.2004 N 01-06/871 "О применении Приказов ГТК России от 21.08.2003 N 915 и от 03.12.2003 N 1377 в части представления паспорта сделки при декларировании и выпуске товаров".

В соответствии с п.3.2 Инструкции Банка России от 15.06.2004 N 117-И требование об оформлении ПС не распространяется на валютные операции, осуществляемые по договору, заключенному:

а) между нерезидентами и физическими лицами - резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

б) между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;

в) между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч.5 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании и валютном контроле);

г) между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта, с учетом внесенных изменений и дополнений <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> В соответствии с Телетайпограммой ГТК России от 24.06.2004 N ТФ-2096 в графе 24 ГТД должен заявляться код характера сделки "90".

Обязательность представления в таможенные органы Российской Федерации паспорта бартерной сделки при декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки <6>, установлена ст.45 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). Пунктом 6 ст.45 Закона N 164-ФЗ определено, что внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки, в котором в том числе указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> В соответствии со ст.44 Закона N 164-ФЗ внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрены обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1377 установлено, что представление ПС (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемый таможенный режим <7>, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении ПС. Не требуется представления ПС и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации при декларировании товаров, за которые не предусмотрена оплата или получение иного встречного предоставления по договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> ПС не представляется при помещении товаров под таможенные режимы международного таможенного транзита, перемещения припасов, иные специальные таможенные режимы, устанавливаемые в соответствии со ст.268 ТК РФ-2004.

Лица обязаны соблюдать требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного контроля, вне зависимости от заявленного таможенного режима (ст.158 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (ТК РФ-2004)).

Следует отметить, что не требуется повторного представления ПС и указания сведений о его реквизитах (номере и дате) в таможенной декларации, если ПС представлялся при помещении товаров на основании того же договора под ранее заявленный таможенный режим (в этом случае при их декларировании посредством подачи ГТД в графе 28 под номером 1 указывается код таможенного режима, при заявлении которого представлялся ПС).

При принятии решения о необходимости представления ПС при декларировании и выпуске товаров в соответствии с Приказом ГТК России от 03.12.2003 N 1377 в зависимости от вида внешнеэкономического договора и проводимых по нему валютных операций должностным лицам таможенных органов надлежит проводить проверку правильности заполнения ГТД посредством проведения форматно-логического контроля в порядке, определенном Приложением к Письму ФТС России от 20.09.2004 N 01-06/871.

За осуществление валютных операций с нарушением валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования предусмотрена административная ответственность согласно ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Таможенные органы, являясь агентами валютного контроля, имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. В случае выявления должностными лицами таможенных органов в ходе вышеуказанных проверок информации о нарушении актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования данная информация подлежит передаче в орган валютного контроля, имеющий право применять санкции за нарушения валютного законодательства. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" таковым является Росфиннадзор.

Письмом Росфиннадзора от 23.08.2004 N 43-01-09-23/685 согласована возможность передачи таможенными органами информации, предусмотренной п.9 ст.23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле, от территориальных таможенных органов (региональных таможенных управлений и таможен) непосредственно в территориальные управления Росфиннадзора в субъектах Российской Федерации, образуемые в результате переподчинения Росфиннадзору территориальных контрольно-ревизионных органов и территориальных органов валютного контроля Минфина России. Кроме того, достигнута договоренность о передаче вместе с информацией, предусмотренной Законом о валютном регулировании и валютном контроле, материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события нарушения валютного законодательства Российской Федерации (комплекта копий документов, полученных в ходе проведения таможенными органами проверки соблюдения валютного законодательства).

На основании ч.6 ст.22 Закона о валютном регулировании и валютном контроле и п.80 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.25 КоАП РФ.

В соответствии со ст.28.8 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть направлен в орган, уполномоченный рассматривать дело об административном правонарушении (Росфиннадзор), в течение суток с момента составления.

VII. Согласно п.3 ст.323 ТК РФ-2004 контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с ТК РФ-2004. Ранее установление такого порядка относилось к компетенции федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, - ГТК России.

На сегодняшний день порядок проведения контроля таможенной стоимости товаров определен положениями следующих нормативных правовых актов ГТК России:

- Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в ред. от 28.06.2004 N 746) (далее - Инструкция);

- Приказа ГТК России от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации";

- Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 727 "О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров".

Согласно п.39 Инструкции контроль таможенной стоимости товаров осуществляется уполномоченным должностным лицом путем проведения:

а) контроля правильности выбора метода определения (основы определения - для вывозимых товаров) таможенной стоимости, то есть проверки соответствия выбранного метода (выбранной основы) виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

б) контроля правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, то есть проверки включения всех предусмотренных компонентов и в случае заявления вычетов - их обоснованности;

в) контроля наличия документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

г) оперативной оценки достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

Разработанная в июне 2004 г. Государственным таможенным комитетом России Инструкция по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации <8> (далее - Инструкция от 18.06.2004), более детально регламентирует порядок действий должностных лиц при осуществлении контроля заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Данной Инструкцией установлена иная последовательность проведения должностными лицами действий по контролю таможенной стоимости товаров.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Приказ ГТК России от 18.06.2004 N 696 "Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации" (согласно Письму Минюста России от 13.07.2004 N 07/6720-ЮД не нуждается в государственной регистрации).

Проверка правильности определения таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом метода ее определения начинается с проверки:

- наличия документов, предусмотренных Перечнем документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации <9> (далее - документы);

- правильности заполнения декларации таможенной стоимости <10> (ДТС) (в случае, если она заполняется), включающей проверку заполнения согласно установленному порядку граф ДТС, а также проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Приложение 1 к Перечню документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденному Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022.

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости независимо от выбранного декларантом метода ее определения используются документы, оформленные в соответствии с правовыми актами и обычаями делового оборота. В частности, в документах должны содержаться такие сведения, как название документа, номер, дата, реквизиты сторон (адреса, банковские реквизиты, фамилии и имена лиц, уполномоченных заключать договоры от имени организаций), и другие, что позволяло бы однозначно относить документы и содержащиеся в них сведения к оцениваемым товарам.

При рассмотрении документов, представленных в подтверждение заявленной таможенной стоимости, должностные лица проверяют и анализируют содержащиеся в этих документах сведения, в т.ч. соответствие аналогичных и взаимосвязанных показателей различных документов.

<10> Форма бланков ДТС и порядок их заполнения установлены Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998 "Об утверждении формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости".

После проведения данной проверки должностное лицо таможенного органа проверяет правильность выбора метода определения таможенной стоимости товаров и обоснованность осуществления корректировок выбранной в соответствии с этим методом основы для определения таможенной стоимости согласно Инструкции от 18.06.2004.

Основным методом определения таможенной стоимости согласно п.2 ст.18 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) является первый метод - по цене сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1).

Если основной метод не может быть использован, применяется последовательно каждый из перечисленных в п.1 ст.18 вышеуказанного Закона методов (по цене сделки с идентичными товарами (ст.20); по цене сделки с однородными товарами (ст.21); на основе вычитания стоимости (ст.22); на основе сложения стоимости (ст.23); резервный метод (ст.24)). При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена посредством использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Наиболее часто используемыми методами при определении таможенной стоимости товаров являются метод 1 и резервный метод (далее - метод 6).

При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной согласно методу 1, уполномоченное должностное лицо должно убедиться в следующем:

- во внешнеторговом договоре или ином документе, подтверждающем совершение сделки, и соответствующем счете-фактуре (инвойсе) установлена цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар;

- отсутствуют установленные п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе ограничения по применению метода 1;

- предусмотренные п.1 ст.19 Закона о таможенном тарифе дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, произведены в полном объеме;

- в случае заявления вычетов из цены сделки декларант правомерно заявил и документально подтвердил вычеты из цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар.

При проверке отсутствия установленных п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе ограничений по применению метода 1 уполномоченное должностное лицо проводит анализ представленных декларантом документов, в ходе которого проверяет следующее:

- существуют ли ограничения прав покупателя на оцениваемый товар (например, ограничение права перепродажи товаров), за исключением ограничений, предусмотренных абз.2, 3 и 4 пп."а" п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе;

- зависят ли продажа и цена сделки от соблюдения условий, влияние которых на цену сделки не может быть учтено (например, покупка товара одного наименования, пользующегося высоким спросом, только при условии покупки другого товара с низким уровнем спроса);

- достоверны ли заявленные сведения по вопросу взаимозависимости участников сделки (если наличие взаимозависимости не указано, то необходимо проверить ее наличие; если взаимозависимость установлена, то проверяется отсутствие ее влияния на цену сделки);

- подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости.

Данные, использованные декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1, считаются документально подтвержденными, если документы содержат следующую информацию <11>:

- перечень товаров с указанием по каждому из них полного наименования, сведений о товарных знаках, марках, моделях, артикулах, стандартах и других технических и коммерческих характеристик, названия производителя, цены за единицу, количества и общей стоимости по каждому наименованию;

- требования к качеству товара;

- порядок предъявления претензий к продавцу, перевозчику, страховщику в связи с фактическим несоответствием количества и качества товара условиям сделки;

- условия и сроки платежа;

- условия поставки товара;

- условия предоставления скидок к цене сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если скидки предусмотрены.

     
   ————————————————————————————————
   
<11> Согласно обычаям делового оборота вышеуказанную информацию содержит внешнеторговый договор (контракт), приложения и (или) спецификации к нему, а в части обязанностей перевозчика и страховщика - договоры перевозки и страхования соответственно.

При отсутствии установленных п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе ограничений по применению метода 1 уполномоченное должностное лицо проверяет необходимость осуществления дополнительных начислений к цене сделки при определении таможенной стоимости. В целях этого проверяется:

- имелись ли договорные отношения между продавцом и покупателем товаров, предусматривающие косвенные платежи покупателя продавцу или в пользу продавца третьим лицам (например, платежи за рекламу в счет погашения части стоимости товаров);

- осуществлялась ли покупателем отдельно от цены сделки оплата (полностью или частично) доставки товаров до места ввоза (прибытия) на таможенную территорию Российской Федерации;

- предусмотрены ли отдельно от оплаты цены сделки выплаты комиссионных, агентских и иных вознаграждений лицам, действовавшим от имени и (или) по поручению продавца;

- осуществлялась ли покупателем в целях заключения сделки оплата услуг брокера;

- оплачивались ли (полностью или частично) покупателем отдельно от цены сделки контейнеры и (или) другая многооборотная тара, которые в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД России) рассматриваются как единое целое с товарами;

- оплачивалась ли (полностью или частично) отдельно упаковка, включая упаковочные материалы и работы по упаковке;

- предусмотрены ли поставки (прямо или косвенно, бесплатно или по сниженной цене) покупателем продавцу товаров и услуг, поименованных в пп."в" п.1 ст.19 Закона о таможенном тарифе;

- предусмотрены ли по договору купли-продажи (или иному документу, подтверждающему совершение сделки) лицензионные и иные платежи, которые покупатель должен осуществить (прямо или косвенно, продавцу или третьему лицу) в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

- предусмотрено ли получение продавцом какого-либо дохода от любой последующей перепродажи, передачи или использования товаров.

Если в ходе анализа документов выявлена необходимость осуществления дополнительных начислений к цене сделки, то уполномоченное должностное лицо проверяет:

- произведены ли декларантом начисления при определении таможенной стоимости в полном объеме;

- подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом при осуществлении указанных начислений.

Если декларант заявил вычеты из цены сделки, то уполномоченное должностное лицо проверяет:

- предусмотрены ли заявленные вычеты Инструкцией о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998;

- подтверждены ли документально и являются ли количественно определенными и достоверными данные, использованные декларантом при осуществлении указанных вычетов (с учетом требований, установленных Инструкцией от 18.06.2004 и иными правовыми актами ГТК России <12>).

     
   ————————————————————————————————
   
<12> См. также Письмо ГТК России от 13.03.2000 N 01-06/6088 "Об учете затрат по доставке товаров при определении таможенной стоимости ввозимых товаров".

Одновременно с анализом представленных декларантом документов уполномоченное должностное лицо в целях выявления риска несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации проводит <13>:

1) сравнение заявленной цены сделки:

- с ценами сделок при продаже на экспорт в Российскую Федерацию покупателю, не являющемуся взаимозависимым с продавцом, идентичных или однородных товаров;

- с ценами реализации на внутреннем рынке Российской Федерации идентичных или однородных товаров, за вычетом:

надбавок к цене, обычно производимых для прибыли и покрытия общих расходов;

обычных расходов и затрат на перевозку и (или) транспортировку и страхование, а также связанных с ними расходов, понесенных на территории Российской Федерации;

всех пошлин, налогов, сборов и иных платежей налогового характера, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации или их продажей на этой территории;

- со сведениями, полученными от производителя оцениваемых или идентичных товаров о цене их реализации при продаже от этого производителя;

2) сравнение заявленной величины предусмотренных п.1 ст.19 Закона о таможенном тарифе дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, с величиной соответствующих затрат и расходов, обычно имеющих место при продаже в Российскую Федерацию товаров того же класса или вида;

3) сравнение заявленной величины разрешенных вычетов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, с величиной соответствующих затрат и расходов, обычно имеющих место при продаже в Российскую Федерацию товаров того же класса или вида;

4) анализ заявленных декларантом сведений об условиях и обстоятельствах сделки с товарами с учетом их соответствия обычным условиям торговли, характерным для продажи в Российскую Федерацию товаров того же класса или вида.

     
   ————————————————————————————————
   
<13> Если оцениваемые товары подпадают под установленный ГТК России специальный порядок контроля таможенной стоимости, п.п.15 - 17 Инструкции применяются с учетом особенностей, предусмотренных этим порядком.

При этом Инструкцией от 18.06.2004 предписывается должностным лицам таможенных органов осуществлять использование ценовой информации в строгом соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов. В частности, необходимо учитывать различия в коммерческих условиях продажи, а также расхождения в количестве товаров и выбранных аналогов для сравнения и анализа.

Сравнение и анализ сведений производятся на основе данных, имеющихся у таможенного органа, в том числе полученных от вышестоящих таможенных органов, о конъюнктуре рынка отдельных видов товаров, полученных от иных органов <14> данных о среднем уровне прибыли, характерном для рынка товаров того же класса или вида, а также об общих расходах, возникающих в данной отрасли промышленности и (или) торговли.

     
   ————————————————————————————————
   
<14> Учитывая значительные региональные различия в ценах товаров на внутреннем рынке Российской Федерации, в показателях прибыли и общих расходах, влияние на них региональных и местных налогов, соответствующая информация может быть запрошена, например, у налоговых органов в зоне деятельности таможни, проводящей таможенное оформление товаров.

По результатам проведенного контроля таможенной стоимости уполномоченное должностное лицо принимает решение:

а) о возможности принятия на этапе таможенного оформления заявленной декларантом таможенной стоимости.

Комментарий

Должностное лицо таможенного органа принимает заявленную декларантом таможенную стоимость, определенную по методу 1, если не выявлены установленные п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе ограничения по применению метода 1 и (или) признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными;

б) о запросе у декларанта дополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, а также пояснений по товарам (формы запроса пояснения установлены иными нормативными правовыми актами ГТК России).

Комментарий

Если представленные документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров и от декларанта необходимо получить дополнительные документы и сведения, должностное лицо таможенного органа должно определить круг вопросов, по которым требуется дополнительное документальное подтверждение. На основании поставленных вопросов должностное лицо направляет декларанту письменный запрос (по форме, установленной Приложением 1 к Приказу ГТК России от 02.10.2003 N 1096) с указанием перечня сведений, требующих проверки, и, если это возможно, с указанием конкретных запрашиваемых документов. При этом запрашиваются Пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки <15> (далее - Пояснения), если должностное лицо таможенного органа предполагает, что выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными. Пояснения запрашиваются один раз применительно к условиям одной сделки, если такие условия остаются неизменными на протяжении всего срока действия внешнеторгового договора;

     
   ————————————————————————————————
   
<15> См. Приложение 2 к Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденному Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399.

в) о необходимости проверки правильности и достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости в вышестоящей таможне;

г) о необходимости пересчета (корректировки) таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или о необходимости применения другого метода определения таможенной стоимости, в том числе о необходимости проведения консультации с лицом, подавшим таможенную декларацию, по выбору метода определения таможенной стоимости товаров.

Комментарий

Если представленные декларантом документы, а также дополнительно запрошенные документы не позволяют убедиться в правильности определения таможенной стоимости, то должностное лицо таможенного органа принимает решение о необходимости корректировки таможенной стоимости путем изменения ее структуры и (или) метода определения.

Должностные лица таможенных органов принимают решение о корректировке таможенной стоимости товаров <16>, заявленной декларантом по методу 1, при выявлении установленных п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе ограничений по применению метода 1 и (или) необходимости уточнения структуры таможенной стоимости.

     
   ————————————————————————————————
   
<16> Процедура действий таможенного органа при принятии решения о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости установлена Положением, утвержденным Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399.

Порядок заполнения письменной формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей на бланках КТС-1 (основной лист) и КТС-2 (добавочный лист), а также бланки форм КТС-1 и КТС-2 установлены Положением о корректировке таможенной стоимости товаров, утвержденным Приказом ГТК России от 26.12.2003 N 1546.

Если по результатам сравнений и анализа выявляются расхождения сведений, заявленных для целей определения таможенной стоимости оцениваемых товаров, со сведениями, имеющимися у таможенного органа, то это может являться признаком того, что заявленные сведения о таможенной стоимости недостоверны. В таком случае согласно п.3 ст.153 ТК РФ-2004 таможенный орган проводит дополнительную проверку, а выпуск товара осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки <17>.

     
   ————————————————————————————————
   
<17> См. Приложение 3 к Положению, утвержденному Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399.

В рамках дополнительной проверки для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров у декларанта могут быть запрошены дополнительные документы и сведения, в том числе Пояснения, как указано выше.

Должностное лицо таможенного органа принимает решение о корректировке таможенной стоимости товаров, если по результатам анализа представленных декларантом Пояснений, дополнительных документов и сведений выявлены установленные п.2 ст.19 Закона о таможенном тарифе ограничения по применению метода 1. Если таких ограничений не выявлено, должностное лицо таможенного органа принимает таможенную стоимость товаров.

Что касается порядка осуществления уполномоченным должностным лицом контроля таможенной стоимости товаров, заявленной декларантом с использованием методов 2 - 6, то необходимо отметить следующее.

При заявлении декларантом таможенной стоимости по методу, отличающемуся от метода 1, должностное лицо таможенного органа должно убедиться в том, что отказ от всех предыдущих методов определения таможенной стоимости был осуществлен декларантом обоснованно. При заявлении таможенной стоимости по методу на основе сложения стоимости проверка обоснованности отказа от метода на основе вычитания стоимости не производится, поскольку вышеуказанные методы могут применяться в любой последовательности.

При выявлении таможенным органом факта необоснованного отказа от применения метода выносится решение о несогласии с выбранным декларантом методом определения таможенной стоимости.

Для целей применения методов, установленных ст.ст.20 - 24 Закона о таможенном тарифе, применяются информационные данные таможенного органа по идентичным или однородным товарам, а также по товарам того же класса или вида. Применение таких информационных данных разрешается только в обезличенном виде в части, непосредственно относящейся к таможенной стоимости товаров (то есть без указания данных о продавце, покупателе, декларанте и других данных, позволяющих идентифицировать сделку), за исключением случая, если покупателем и (или) декларантом оцениваемых и идентичных товаров (однородных товаров, товаров того же класса или вида) является одно лицо.

При осуществлении контроля таможенной стоимости при применении метода по цене сделки с идентичными товарами (метод 2) и метода по цене сделки с однородными товарами (метод 3) уполномоченное должностное лицо должно убедиться в следующем:

- выбранные декларантом товары действительно являются идентичными (однородными) оцениваемым товарам, то есть удовлетворяют требованиям, установленным ст.ст.20 - 21 Закона о таможенном тарифе;

- таможенная стоимость рассматриваемых идентичных (однородных) товаров была определена по методу 1 и препятствия для применения этого метода таможенным органом не выявлены;

- идентичные (однородные) товары были проданы на тех же коммерческих условиях и в том же количестве, что и оцениваемые товары, или если проводились корректировки в связи с продажей на разных коммерческих условиях и (или) в разном количестве, то такие корректировки были проведены с соответствующим документальным подтверждением;

- при наличии разницы в виде транспорта и в расстоянии перевозки оцениваемых и идентичных (однородных) товаров была проведена и документально подтверждена корректировка стоимости.

В случае выявления нескольких вариантов исходных цен сделок с идентичными или однородными товарами должна применяться самая низкая из них.

При осуществлении контроля таможенной стоимости при применении метода на основе вычитания стоимости (метод 4) уполномоченное должностное лицо должно убедиться в следующем:

- в качестве основы для определения таможенной стоимости принята цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров, то есть понятие идентичных и однородных товаров должно удовлетворять требованиям ст.ст.20 - 21 Закона о таможенном тарифе;

- товары проданы наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней со дня ввоза оцениваемых товаров;

- покупатель и продавец товаров на территории Российской Федерации не являются взаимозависимыми лицами применительно к терминам ст.19 Закона о таможенном тарифе;

- заявленный декларантом размер вычетов согласно пп."а" и "в" п.3 ст.22 Закона о таможенном тарифе соответствует обычным надбавкам, прибыли и расходам при продаже в Российской Федерации ввезенных товаров того же класса или вида;

- при использовании в целях оценки товара подхода, упомянутого в п.4 ст.22 Закона о таможенном тарифе, вычеты стоимости, добавленной последующей обработкой, должны основываться на объективных и подлежащих количественному определению данных, относящихся к стоимости такой обработки.

Если указанный декларантом размер надбавок, прибыли и расходов не соответствует размеру, обычно получаемому при продажах в Российской Федерации импортируемых товаров того же класса или вида, то сумма, относимая на данные вычеты, должна основываться на соответствующей информации, имеющейся у таможенного органа.

При осуществлении контроля таможенной стоимости при применении метода на основе сложения стоимости (метод 5) уполномоченное должностное лицо должно убедиться в следующем:

- при определении таможенной стоимости декларант учел и подтвердил документально все компоненты, подлежащие включению в таможенную стоимость ввозимых товаров согласно ст.23 Закона о таможенном тарифе;

- представленные декларантом данные изготовителя и (или) экспортера о прибыли и общих расходах совместимы с теми, которые обычно отражаются при продаже товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, которые производятся изготовителями в экспортирующей стране для экспорта в Российскую Федерацию. При невыполнении данного условия для расчета суммы прибыли и общих расходов можно использовать соответствующую иную информацию.

При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной по резервному методу (методу 6) на основе предыдущих методов определения таможенной стоимости, уполномоченное должностное лицо руководствуется вышеуказанными положениями.

При осуществлении контроля таможенной стоимости, определенной по методу 6 на основе данных нейтральных источников информации, уполномоченное должностное лицо должно убедиться, что такие данные действительно содержат сведения о ценах, по которым товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке.

VIII. В рамках документального контроля уполномоченное должностное лицо также проводит контроль статистической стоимости товаров.

Статистическая стоимость декларируемых товаров подлежит указанию в целях формирования таможенной статистики.

Сведения о статистической стоимости товаров заявляются декларантом в графе 46 ГТД согласно порядку, установленному Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915.

Статистическая стоимость получается путем пересчета в доллары США таможенной стоимости декларируемого товара или общей таможенной стоимости декларируемых товаров, если декларирование товаров различных наименований производится с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД России.

При пересчете таможенной стоимости в доллары США применяется курс доллара США к валюте Российской Федерации, установленный Банком России на день подачи ГТД для целей учета и таможенных платежей.

Если полученное значение содержит дробные единицы, то оно округляется до целой величины по правилам округления.

IX. Проводя контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов, уполномоченное должностное лицо осуществляет:

а) проверку правильности исчисления таможенных платежей, в том числе при ввозе товаров в адрес одного получателя в течение одной недели, общая таможенная стоимость которых не превышает 5000 рублей;

б) проверку соблюдения сроков уплаты таможенных платежей;

в) проверку (через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей) фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа;

г) проверку наличия решения уполномоченного таможенного органа о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов в случае, если плательщик претендует на ее предоставление;

д) проверку наличия достаточных правовых оснований для предоставления заявленных льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

е) проверку начисления пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов;

ж) проверку наличия документов, подтверждающих внесение обеспечения уплаты таможенных платежей (таможенная расписка или таможенный приходный ордер (ТПО), оформленные в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России) в случаях, определенных Кодексом и нормативными актами ГТК России.

Комментарий

Согласно ст.318 ТК РФ-2004 к таможенным платежам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

5) таможенные сборы.

Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов <18>, самостоятельно <19> (ст.324 ТК РФ-2004).

     
   ————————————————————————————————
   
<18> Согласно п.1 ст.320 ТК РФ-2004 лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Если декларирование производится таможенным брокером (представителем), он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с п.2 ст.144 ТК РФ-2004.

<19> За исключением случаев, предусмотренных п.3 ст.295 ТК РФ-2004, а также п.2 ст.324 Кодекса, при выставлении таможенным органом в соответствии со ст.350 настоящего Кодекса требования об уплате таможенных платежей.

В соответствии со ст.322 ТК РФ-2004 объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество <20>.

     
   ————————————————————————————————
   
<20> Следует отметить, что исходя из положений ст.160 НК РФ налоговой базой для расчета НДС не являются в чистом виде ни таможенная стоимость товаров, ни их количество. При ввозе товаров (за исключениями, установленными НК РФ) на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Имеются также особенности расчета налоговой базы и при различных таможенных режимах, например при режиме переработки вне таможенной территории (ст.207 ТК РФ-2004) или таможенном режиме реимпорта (ст.236 ТК РФ-2004).

Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.150, 312 и п.1 ст.327 ТК РФ-2004.

Исчисление таможенных пошлин и налогов производится соответственно на основании Таможенного тарифа Российской Федерации <21> и Налогового кодекса Российской Федерации <22>, кроме специально предусмотренных ТК РФ-2004 случаев, включая налогообложение товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования.

     
   ————————————————————————————————
   
<21> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 30.11.2001 N 830.

<22> См. Приложение 4 "Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов" к Методическим указаниям о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденным Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р.

Таможенный тариф Российской Федерации - это свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД России. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товаров с этой территории (ст.2 Закона о таможенном тарифе).

Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

Если для целей исчисления таможенных пошлин, налогов, в том числе для определения таможенной стоимости товаров, требуется произвести пересчет иностранной валюты, то согласно ст.326 ТК РФ-2004 применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Банком России для целей учета и таможенных платежей и действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Уплата таможенных сборов за таможенное оформление может производиться как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, курс которой котируется Банком России, в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, по выбору плательщика <23>.

     
   ————————————————————————————————
   
<23> Таможенные сборы за таможенное оформление уплачивают декларанты и иные лица, на которых ТК РФ-2004 возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги.

Уплата таможенных платежей должна производиться в сроки, установленные ст.329 ТК РФ-2004.

В соответствии с п.1 ст.329 ТК РФ-2004 при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

При этом уплата таможенных пошлин, налогов в соответствии с пп.4 п.1 ст.149 ТК РФ-2004 является условием выпуска товаров, если содержание таможенного режима предусматривает необходимость их уплаты.

При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено ТК РФ-2004 <24> (п.2 ст.329 Кодекса).

     
   ————————————————————————————————
   
<24> Иным случаем, например, является установленный ст.312 ТК РФ-2004 срок уплаты таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации трубопроводным транспортом. В отношении вышеуказанных товаров не менее 50% суммы вывозных таможенных пошлин уплачивается не позднее 20-го числа месяца, предшествующего каждому календарному месяцу поставки, оставшаяся часть сумм вывозных таможенных пошлин - не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки.

При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня, установленного ТК РФ-2004 для завершения действия изменяемого таможенного режима.

Таможенные пошлины, налоги уплачиваются на счет таможенного органа, открытый для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации <25>, или непосредственно в кассу таможенного органа.

     
   ————————————————————————————————
   
<25> Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров. Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу", Указов Президента Российской Федерации от 08.12.1992 N 1556 и от 13.05.2000 N 849 с 2001 г. счета таможенных органов Российской Федерации переведены на обслуживание в органы федерального казначейства.

При уплате таможенных платежей в кассу таможенного органа обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной с момента внесения наличных денежных средств в кассу (пп.2 п.1 ст.322 ТК РФ-2004).

При уплате таможенных платежей на счет таможенного органа обязанность по уплате таможенных платежей считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке.

Проверка фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа производится уполномоченным должностным лицом в рамках проведения рассматриваемой операции документального контроля через специализированное подразделение таможни, осуществляющее контроль и учет таможенных платежей (отдел или отделение федеральных таможенных доходов и учета денежных средств) <26>.

     
   ————————————————————————————————
   
<26> Следует отметить, что согласно п.2 ст.132 ТК РФ-2004 факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии.

Таможенное оформление товаров не завершается в отсутствие фактического поступления денежных средств на счет таможенного органа, пени за несвоевременную уплату таможенных платежей не начисляются, поскольку налоговая обязанность считается исполненной в случае предъявления поручения на уплату соответствующего налога по предъявленному таможенному органу товару.

По заявлению плательщика срок уплаты таможенных пошлин, налогов может быть изменен в форме отсрочки или рассрочки при наличии оснований, установленных ст.334 ТК РФ-2004.

Отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей предоставляется в соответствии с гл.30 ТК РФ-2004 по решению ГТК России (ФТС России) <27>.

     
   ————————————————————————————————
   
<27> См. п.14 Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам.

Если плательщик претендует на предоставление отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, уполномоченное должностное лицо проверяет наличие вышеуказанного решения.

(Продолжение см. "Налоговый вестник: комментарии

к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 3)

В.П.Шавшина

К. ю. н.,

руководитель

Адвокатского таможенного агентства

Балтийской коллегии адвокатов,

преподаватель СПбГУ

Т.Г.Столпинская

Юрист

Адвокатского таможенного агентства

Балтийской коллегии адвокатов

Подписано в печать

17.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 "Об утверждении формы Декларации по налогу на прибыль организаций" (комментарий к особенностям составления декларации за 2004 год)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 2) >
Вопрос: Организация в соответствии с распоряжением Правительства Москвы сносит собственные строения. Как следует отражать для целей налогообложения прибыли компенсационные выплаты в размере суммы убытков и упущенной выгоды? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.