Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 2)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 2

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 02.11.2004 N 127-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ

(ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

Налоговая реформа продолжается как путем уточнения действующих норм Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), так и путем включения в него новых положений.

В развитие п.2 ст.8 НК РФ, в соответствии с которым под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, гл.25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, введенная Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", уточняет понятие "государственная пошлина".

В соответствии со ст.333.16 НК РФ государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Это означает, что многочисленные сборы, ранее взимавшиеся различными органами и учреждениями в свою пользу, заменены государственной пошлиной, которая должна поступать в бюджеты различных уровней, и иные платежи взиматься не должны. Исключение составляют действия, совершаемые консульскими учреждениями Российской Федерации.

Согласно гл.25.3 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, которые обращаются за совершением юридически значимых действий, а также которые выступают ответчиками в судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если решение суда принято не в их пользу, а истец был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина уплачивается плательщиком до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы, до совершения нотариальных действий и до выдачи документов (их копий, дубликатов). По существу, эта норма НК РФ действовала и ранее в соответствии с Законом РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (далее - Закон N 2005-1).

Новым является десятидневный срок уплаты государственной пошлины со дня вступления в законную силу решения суда для организаций и физических лиц, выступающих ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, в случае принятия судами решения не в их пользу и освобождения при этом истца от ее уплаты, установленной ст.333.18 НК РФ.

Сохранился порядок уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимого действия несколькими лицами одновременно:

- если среди них нет лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях;

- если среди обращающихся за совершением юридически значимого действия есть лица, освобожденные от уплаты государственной пошлины, то ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Государственная пошлина может быть уплачена как в наличной, так и в безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями и в арбитражных судах, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, сохранена прогрессивная шкала ставок государственной пошлины, зависящая от цены иска.

В отличие от ранее действовавших ставок государственной пошлины в кратности или процентном отношении к минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) установлены фиксированные ставки государственной пошлины. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера в суд общей юрисдикции физическому лицу необходимо в настоящее время заплатить государственную пошлину в размере 100 руб., а организации - 2000 руб.

При подаче апелляционной жалобы в суды общей юрисдикции ст.333.19 НК РФ предусмотрена ставка государственной пошлины в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Кроме того, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, этой же статьей НК РФ впервые установлены ставки государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда или об отмене решения третейского суда, в размере 1000 руб., а при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого третейским судом, - 100 руб.

По делам, рассматриваемым арбитражными судами, ст.333.21 НК РФ введены ставки государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявлений об обеспечении иска, об отмене решений третейского суда, о признании и приведении в исполнение решений иностранного суда, иностранного арбитражного решения, в размере 1000 руб.

Что касается особенностей уплаты государственной пошлины в судах, то они не изменились.

Так, при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, определенная для исковых заявлений неимущественного характера.

Цена иска устанавливается истцом, а в случае неправильного указания цены иска - судом.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований.

Если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, то она уплачивается ответчиком (если последний не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.

При подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы.

При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделе доли из вышеуказанного имущества, о признании права на долю в имуществе размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

- если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом, - как за исковые заявления имущественного характера, подлежащие оценке;

- если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество, - как за исковые заявления имущественного характера, подлежащие оценке.

При замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной.

В случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается.

Исходя из имущественного положения плательщика арбитражные суды, суды общей юрисдикции или мировые судьи вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым вышеуказанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.

Статьей 333.23 НК РФ установлены ставки государственной пошлины по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации: при обращении организации - в размере 3000 руб., а при обращении физических лиц - 200 руб.

Читателям журнала следует иметь в виду, что до внесения соответствующих изменений в ст.39 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" государственная пошлина при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации уплачивается в размерах и порядке, которые установлены вышеуказанным Федеральным конституционным законом.

С 1 января 2005 г. кардинально изменился порядок взимания государственной пошлины за совершение нотариальных действий.

Так, за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и (или) должностное лицо органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, уполномоченное в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и (или) законодательными актами субъектов Российской Федерации на совершение нотариальных действий, взимают государственную пошлину по ставкам, установленным ст.333.24 НК РФ.

За совершение таких действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе.

Например, за удостоверение договоров об ипотеке жилого помещения в обеспечение возврата кредита (займа), предоставленного на приобретение или строительство жилого дома, квартиры, предусмотрена ставка государственной пошлины в размере 200 руб., за удостоверение договоров об ипотеке морских и воздушных судов, а также судов внутреннего плавания - 0,3% суммы договора, но не более 30 000 руб., а за удостоверение договоров об ипотеке другого недвижимого имущества - 0,3% суммы договора, но не более 3000 руб.

За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст.22.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, с учетом внесенных в них изменений и дополнений.

Например, за удостоверение договоров, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества (земельных участков, жилых домов, квартир, дач, сооружений и иного недвижимого имущества):

детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам нотариальный тариф взимается в размере 0,3% суммы договора, но не менее 300 руб.;

другим лицам в зависимости от суммы договора:

до 1 000 000 руб. - 1% суммы договора, но не менее 300 руб.;

от 1 000 001 руб. до 10 000 000 руб. включительно - 10 000 руб. плюс 0,75% суммы договора, превышающей 1 000 000 руб.;

свыше 10 000 000 руб. - 77 500 руб. плюс 0,5% суммы договора, превышающей 10 000 000 руб.

Статьей 333.25 НК РФ установлено, что государственная пошлина уплачивается однократно при удостоверении доверенности, выданной в отношении нескольких лиц.

За выдачу свидетельства о праве на наследство на основании решения суда о признании ранее выданного свидетельства о праве на наследство недействительным государственная пошлина уплачивается в соответствии с порядком и в размерах, которые установлены ст.333.24 НК РФ. При этом сумма государственной пошлины, уплаченной за ранее выданное свидетельство, подлежит возврату или зачету в счет государственной пошлины, подлежащей уплате за выдачу нового свидетельства. При этом зачет ранее уплаченной государственной пошлины может осуществляться в течение одного года со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В таком же порядке решается вопрос при повторном удостоверении договоров, признанных судом недействительными.

Сохранился действующий порядок оценки наследственного имущества - на день открытия наследства, то есть на момент смерти наследодателя.

Расширен круг лиц, определяющих оценку имущества, для исчисления государственной пошлины. Такое право предоставлено организациям, получившим в установленном порядке лицензию на осуществление оценки транспортных средств и недвижимого имущества.

Оценка стоимости патента, переходящего по наследству, производится исходя из всех сумм уплаченной на день смерти наследодателя государственной пошлины за патентование изобретения, промышленного образца или полезной модели. В таком же порядке определяется стоимость переходящих по наследству прав на получение патента.

Оценка переходящих по наследству имущественных прав производится исходя из стоимости имущества (курса Банка России - в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте), на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства.

Оценка наследственного имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, или переходящих по наследству имущественных прав определяется на основании суммы, указанной в оценочном документе, составленном за границей должностными лицами компетентных органов и применяемом на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Что касается ставок государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и порядка ее уплаты, то они практически остались без изменения. Ставки, установленные Законом N 2005-1 в кратности и процентах от МРОТ, заменены фиксированными ставками в тех же размерах. Единственной новацией является то, что ст.333.26 НК РФ введены ставки государственной пошлины за государственную регистрацию установления отцовства, включая выдачу свидетельства об установлении отцовства, в размере 100 руб.

За выдачу свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния государственная пошлина не уплачивается, если соответствующая запись акта гражданского состояния восстановлена на основании решения суда.

Раздел, касающийся размеров государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию и выездом из нее, дополнен действиями, за которые взимается государственная пошлина.

Так, за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет взимается государственная пошлина в размере 200 руб.; за внесение изменений в паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, - 50 руб.; за выдачу проездного документа беженца или продление срока действия вышеуказанного документа - 100 руб.

За выдачу документов, необходимых для установления и (или) выплаты трудовой пенсии и (или) пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, предусмотрена государственная пошлина в размере 10 руб. за каждый документ.

Согласно ст.3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется бесплатно.

Статьями 333.30 и 333.31 НК РФ введены юридически значимые действия, за которые ранее государственная пошлина не взималась, в частности, в настоящее время государственная пошлина взимается:

- за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных и топологии интегральной микросхемы;

- за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;

- за проведение опробования, клеймения или экспертизы, выполнение акцизов по желанию организации или физического лица, для которых совершаются эти действия, в более короткие сроки, чем это предусмотрено распорядительными документами Российской государственной пробирной палаты.

Главой 25.3 НК РФ внесены изменения и в порядок взимания государственной пошлины за государственную регистрацию.

Так, предусмотрены ставки государственной пошлины в фиксированных суммах от 1000 до 60 000 руб. за государственную регистрацию партий, за открытие филиала банка, за регистрацию средств массовой информации, за аккредитацию филиалов иностранных организаций и др.

При этом при регистрации средств массовой информации рекламного характера размер государственной пошлины для соответствующего средства массовой информации увеличивается в пять раз, эротического характера - в десять раз; при регистрации средств массовой информации, специализирующихся на выпуске продукции для детей, подростков и инвалидов, а также средств массовой информации образовательного и культурно-просветительского назначения размер государственной пошлины уменьшается в пять раз.

Отнесение средств массовой информации к вышеуказанным видам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ранее действовавшему законодательству государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним оплачивалась заявителем, а вырученные суммы шли на развитие системы регистраторов в Российской Федерации. С вступлением в действие гл.25.3 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества, договоров ипотеки, сервитутов уплачивается государственная пошлина.

За государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимого имущества взимается государственная пошлина в размере, равном половине установленного размера государственной пошлины за государственную регистрацию прав.

Государственная пошлина не уплачивается:

- за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

- за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

- за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

- за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст.333.35 НК РФ).

За право вывоза (временного вывоза) предусмотрены ставки государственной пошлины в зависимости от срока давности создания и стоимости вывозимых культурных ценностей.

Для исчисления государственной пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей принимается рыночная цена культурных ценностей, указанная в заявлении лица, ходатайствующего об их вывозе. Если орган государственной власти, выдающий свидетельство на право вывоза культурных ценностей, определяет иную стоимостную оценку культурных ценностей, в целях исчисления государственной пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей принимается более высокая цена.

Государственная пошлина за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей уплачивается исходя из цены всех одновременно вывозимых одним лицом культурных ценностей.

В случае вывоза (временного вывоза) культурных ценностей лицами, передавшими в дар Российской Федерации культурные ценности, в отношении которых принято решение об их внесении в государственные охранные списки или реестры, в целях определения размера государственной пошлины за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей цена вывозимых культурных ценностей уменьшается на цену культурных ценностей, переданных в дар.

Государственная пошлина не уплачивается за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику (ст.333.35 НК РФ).

Следует отметить, что с 1 января 2005 г. отменен налог на операции с ценными бумагами, взимавшийся в соответствии с Законом РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами".

За операции с ценными бумагами взимается государственная пошлина в размерах, установленных пп.44 - 49 п.1 ст.333.33 НК РФ.

Кроме того, этой же статьей НК РФ предусмотрены ставки государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, за выдачу талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства, за выдачу водительского удостоверения и другие действия, связанные с регистрацией транспортных средств, - в размере от 20 до 400 руб.

За государственную регистрацию морских судов, судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания в Государственном судовом реестре, судовой книге и бербоут-чартерном реестре, за выдачу свидетельства о праве собственности на них, за выдачу судового реестра, за выдачу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и за другие действия, связанные с регистрацией и эксплуатацией судов, государственная пошлина взимается в размере от 200 до 3000 руб.; за государственную регистрацию воздушных судов, аэродромов, аэропортов и другие действия, связанные с регистрацией и эксплуатацией воздушных судов, - в размере от 700 до 40 000 руб.

Государственная пошлина за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц уплачивается при государственной регистрации юридического лица при его создании либо при регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица в размере 10 000 руб.

Следует отметить, что за получение ресурса нумерации оператором связи государственная пошлина уплачивается:

за один телефонный номер из плана нумерации седьмой зоны всемирной нумерации для телефонной сети связи общего пользования, за исключением выделения нумерации из кодов доступа к услугам электросвязи, - 10 руб.;

за один код идентификации сетей подвижной радиотелефонной связи и подвижной радиосвязи из ресурса нумерации кодов идентификации сетей связи, их элементов и оконечного оборудования - 1 000 000 руб.;

за один номер из кодов доступа к услугам электросвязи из плана нумерации седьмой зоны всемирной нумерации для телефонной сети связи сети связи общего пользования - 10 000 руб.;

за один номер из плана нумерации выделенной сети единой сети электросвязи Российской Федерации - 10 руб.;

за один магистральный маршрутный индекс узлов телеграфных сетей - 10 000 руб.;

за один код идентификации сети передачи данных - 10 000 руб.

В случае изменения нумерации оператором связи государственная пошлина за получение ресурса нумерации не уплачивается. В случае полного или частичного изъятия ресурса нумерации, выделенного оператору связи, уплаченная им государственная пошлина не возвращается.

При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, преобразования, а также разделения или выделения и переоформлении правоустанавливающих документов на выделенный ей ресурс нумерации государственная пошлина за ранее выделенный ресурс нумерации не уплачивается.

За регистрацию декларации о соответствии требованиям средств связи и услуг связи государственная пошлина взимается в размере 1000 руб.

Статьей 333.33 НК РФ также установлен ряд других юридически значимых действий, за которые предусмотрено взимание государственной пошлины, например за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка, за выдачу сертификата соответствия, ордера на квартиру, за выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов, за предоставление лицензий и многие другие действия.

Статьей 333.35 НК РФ определены отдельные категории физических лиц и организаций, имеющие право на льготы при обращении в те или иные органы и учреждения для осуществления юридически значимых действий.

Кроме того, ст.ст. 333.36 - 333.39 НК РФ определены отдельные категории физических лиц и организаций, имеющие право на льготы при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, за совершением нотариальных действий и государственной регистрацией актов гражданского состояния.

Читателям журнала следует иметь в виду, что суды общей юрисдикции, арбитражные суды или мировые судьи не имеют права на освобождение от уплаты государственной пошлины, а вправе только уменьшить ее размер, исходя из имущественного положения плательщика.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 руб.:

1) общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2) истцы - инвалиды I и II групп.

Если цена иска превышает 1 000 000 руб., вышеуказанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп.1 п.1 ст.333.21 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 руб.

От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются:

- органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий, - в случаях, предусмотренных законом;

- инвалиды I и II групп - на 50% по всем видам нотариальных действий;

- физические лица - за удостоверение завещаний имущества в пользу Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;

- общественные организации инвалидов - по всем видам нотариальных действий и т.д.

Согласно положениям гл.25.3 НК РФ изменен порядок возврата государственной пошлины из бюджета. Так, с 1 января 2005 г. плательщику государственной пошлины необходимо обращаться с заявлением о возврате государственной пошлины в случаях, предусмотренных ст.333.40 НК РФ, в налоговый орган не по месту своего учета, а по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины необходимо приложить решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случаях - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата.

Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Вышеуказанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Кроме того, по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины:

- судами общей юрисдикции, мировыми судьями, арбитражными судами, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации по делам, рассматриваемым названными судами;

- налоговыми органами.

Статьей 333.42 НК РФ закреплено право налоговых органов на осуществление проверок правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.

Л.Н.Крыканова

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

17.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Судебная практика по вопросам возмещения уплаченного в бюджет акциза при реализации товара на экспорт ("Налоговый вестник", 2005, N 2) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (комментарий к изменениям в налогообложении операций с ценными бумагами)> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.