Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О ликвидации юридических лиц ("Налоговый вестник", 2005, N 2)



"Налоговый вестник", 2005, N 2

О ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

1. Общие положения

В соответствии со ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) ликвидация организации влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация организации может быть как добровольной, так и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная - по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

в связи с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случаях, если:

при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;

деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

деятельность организации запрещена законом;

деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и т.д.

Требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление такого требования.

Существуют также определенные условия деятельности организации, невыполнение которых влечет ее ликвидацию:

- если число участников ООО (ЗАО) превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в ОАО в течение года. По истечении этого срока общество подлежит ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела (п.3 ст.7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", п.3 ст.7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", далее - Закон N 14-ФЗ);

- в случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (п.2 ст.20 Закона N 14-ФЗ);

- если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (п.3 ст.20 Закона N 14-ФЗ).

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется в соответствии со ст.65 ГК РФ вследствие его признания несостоятельным (банкротом).

Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке признания его несостоятельным (банкротом) (ст.65 ГК РФ).

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.

Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, закреплены ст.62 ГК РФ:

- учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

- учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст.63 ГК РФ.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

2. Решение о ликвидации организации и создание

ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации организации принимается на общем собрании учредителей (участников).

На общем собрании учредителей назначаются и утверждаются:

- состав ликвидационной комиссии;

- проект порядка ликвидации;

- сроки ликвидации.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией, и она осуществляет ликвидацию юридического лица.

Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.

Состав ликвидационной комиссии согласуется с регистрирующим органом. Государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляет ФНС России (ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ).

На основании ст.20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление Правительства РФ N 439) установлена специальная форма N Р15001 - Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица.

Кроме самого решения о ликвидации, в протоколе, фиксирующем это решение, должны быть предусмотрены образование ликвидационной комиссии и ее состав.

Налоговый орган должен быть уведомлен о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме N Р15002 (Приложение N 9 к Постановлению Правительства РФ N 439).

Получив уведомление, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает вышеуказанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации.

Перед началом ликвидации ликвидационная комиссия помещает в печатных изданиях объявления о ликвидации организации, в которых должны быть отражены следующие данные:

- наименование ликвидируемого юридического лица;

- дата принятия решения о ликвидации;

- наименование органа, который принял решение о ликвидации;

- ИНН организации, номер в Едином государственном реестре юридических лиц;

- адрес, телефон, факс;

- порядок и сроки предъявления требований кредиторов к организации.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который должны быть включены следующие мероприятия:

- инвентаризация имущества организации;

- составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;

- сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

- анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию;

- анализ и характеристика кредиторской задолженности;

- подготовка сведений о размерах и составе активов организации;

- определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;

- определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований;

- установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

- определение порядка увольнения персонала ликвидируемой организации;

- установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей (если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то последняя должна быть также ликвидирована);

- определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;

- подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;

- закрытие счетов организации в банках;

- передача на хранение в архив документов по личному составу ликвидируемой организации (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган;

- согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

3. Инвентаризация имущества организации

Инвентаризация имущества и обязательств организации предусмотрена п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.

Инвентаризация имущества и обязательств должна подтвердить достоверность отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер на основании п.2 ст.12 Закона N 129-ФЗ.

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.

4. Налоговая проверка при ликвидации организации

Получив уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, налоговые органы должны проверить ликвидируемую организацию (абз.3 ст.89 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

В случае назначения повторной выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации руководителем налогового органа или его заместителем принимается решение по форме, приведенной в Приложении N 2 к Приказу МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318. Решение должно содержать ссылку на причину проведения выездной налоговой проверки (ликвидация).

Статьей 89 НК РФ установлено, что налоговые органы не вправе проводить две выездные проверки по одним и тем же налогам в течение одного календарного года, но это ограничение не распространяется на проверки организаций, прекращающих свою деятельность.

На основании решения по акту документальной проверки и после получения Акта сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом по форме N 23, утвержденной Приказом МНС России от 31.08.2004 N САЭ-3-27/483@, определяется сумма задолженности организации перед бюджетом.

5. Уплата налогов в период ликвидации организации

Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.

Пунктом 1 ст.49 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) вышеуказанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (п.2 ст.49 НК РФ).

При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (п.3 ст.49 НК РФ).

Порядок погашения налоговой задолженности ликвидируемой организации установлен п.4 ст.49 НК РФ.

Согласно абз.1 п.4 ст.49 НК РФ если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов и (или) пеней, штрафов, то вышеуказанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам, сборам (пеням, штрафам) налоговым органом в порядке, установленном гл.12 НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Из положений абз.2 и 3 п.4 ст.49 НК РФ следует, что сумма излишне уплаченного налога распределяется по бюджетам и внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по другим налогам ликвидируемой организации перед соответствующими бюджетами и внебюджетными фондами. В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.

Пунктом 5 ст.78 НК РФ предусмотрено, что налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет сумм излишне уплаченного налога, если имеется недоимка по другим налогам.

6. Взыскание дебиторской задолженности

В срок, установленный для приема требований от кредиторов, ликвидационная комиссия должна выявить дебиторскую задолженность организации и взыскать ее с должников. Для этого она направляет письма должникам с требованием выплатить деньги или вернуть имущество.

Ликвидационная комиссия должна принять все меры по взысканию дебиторской задолженности.

Если должники отказываются платить, организация должна обратиться с иском в суд.

В этом случае представлять интересы организации в суде будут члены ликвидационной комиссии.

Операции в бухгалтерском учете при погашении дебиторской задолженности и поступлении денежных средств от организаций-должников отражаются следующим образом:

Д-т 50, 51 К-т 62, 73, 76 - поступление в кассу или на расчетный счет денежных средств от покупателей, работников организации или прочих должников.

Если организация для расчета НДС определяет выручку по оплате, она должна исчислить налог с суммы взысканной дебиторской задолженности.

Данная операция оформляется в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 76, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", - начислен НДС с суммы взысканной дебиторской задолженности.

Пунктом 12 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, установлено, что если у организации имеется дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, и ее нереально взыскать, то такую задолженность необходимо учесть в составе внереализационных расходов. Впоследствии такую задолженность списывают на убытки организации.

Данная операция отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 91-2 К-т 62 - учтена в составе внереализационных расходов задолженность, по которой истек срок исковой давности;

Д-т 99 К-т 91-2 - списана на убытки задолженность, нереальная для взыскания.

Согласно п.1 ст.265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам, в частности, относятся суммы убытков от списания безнадежных долгов (пп.2 п.2 ст.265 НК РФ).

В соответствии с п.2 ст.266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются:

- долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности;

- долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, суммы убытков по вышеуказанным долгам могут быть учтены в составе внереализационных расходов при формировании налоговой базы для исчисления налога на прибыль только при наличии документов, подтверждающих нереальность взыскания долгов.

При этом, по мнению налоговых органов, получение постановления служебных приставов об окончании исполнительного производства по осуществлению судебного решения о взыскании с дебитора суммы долга в связи с отсутствием у должника имущества, а также акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания (в связи с отсутствием у должника имущества и доходов) не могут служить основанием для признания дебиторской задолженности в целях налогообложения безнадежной.

Если в целях обложения НДС дата возникновения налоговых обязательств устанавливается по мере поступления денежных средств, то в соответствии с п.5 ст.167 НК РФ при неисполнении покупателем до истечения срока исковой давности встречного обязательства, связанного с поставкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг), датой оплаты товаров (работ, услуг) признается наиболее ранняя из следующих дат:

- день истечения срока исковой давности;

- день списания дебиторской задолженности.

7. Промежуточный ликвидационный баланс

По окончании срока, отведенного для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

При составлении промежуточного ликвидационного баланса необходимо соблюдать требования, установленные Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества, а именно:

- перечень зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

- перечень машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

- перечень объектов незавершенного капитального строительства и неустановленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;

- перечень долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;

- перечень нематериальных активов с указанием нематериальных активов и стоимости по активу баланса;

- перечень запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов (в том числе приводятся товары отгруженные); расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги, по векселям полученным, с дочерними организациями, с бюджетом, с персоналом, по прочим операциям, с прочими дебиторами; авансы, выданные поставщиками и подрядчиками; краткосрочные финансовые вложения; денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета;

- перечень требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности, решения об удовлетворении.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит:

- полные сведения о составе активов и пассивов организации;

- стоимость всего имущества, которым располагает организация;

- полные сведения о дебиторской и кредиторской задолженностях.

Перечень всех предъявленных кредиторами требований должен быть приведен отдельно в приложении к балансу; при этом необходимо указать результаты рассмотрения этих требований ликвидационной комиссией.

Для составления промежуточного ликвидационного баланса в качестве исходных данных используется последний бухгалтерский баланс, составленный накануне принятия решения о ликвидации юридического лица.

Хотя промежуточный баланс (в отличие от ликвидационного баланса) составляется до удовлетворения требований кредиторов, тем не менее в нем содержатся сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, размеры кредиторской задолженности и сведения о результатах рассмотрения требований кредиторов (п.2 ст.63 ГК РФ). Отражать в ликвидационном балансе кредиторскую задолженность, которая полностью погашена на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств (без продажи имущества), не следует.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации и согласовывается с органом, который зарегистрировал данное юридическое лицо.

Для этого в налоговый орган представляется Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме N Р15003 (Приложение N 10 к Постановлению Правительства РФ N 439) с приложением баланса.

8. Удовлетворение требований кредиторов

После того как промежуточный ликвидационный баланс утвержден и согласован с регистрирующим органом, можно приступить к погашению долгов.

Ликвидационная комиссия организации выявляет кредиторов и письменно уведомляет каждого из них о ликвидации организации.

На основании ст.63 ГК РФ срок, в течение которого кредиторы могут предъявить свои требования, не может быть меньше двух месяцев с того момента, когда было опубликовано сообщение о том, что данное юридическое лицо ликвидируется.

В соответствии с п.4 ст.64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Кредитор может предъявить свои требования и после истечения указанного срока. Но в этом случае требования будут удовлетворяться за счет имущества, которое осталось после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленные сроки.

Дополнительно к публикации о ликвидации организации уведомление контрагентов может происходить любым другим способом и не имеет прямого отношения к работе бухгалтерии. По сути дела, происходит выверка взаимных расчетов со всеми сторонними организациями. На этом этапе ликвидируемая организация имеет право выявить неточности своего учета и изменить сумму задолженности перед кредиторами и дебиторами. После составления промежуточного ликвидационного баланса изменение суммы кредиторской задолженности может происходить только на основании судебного решения.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь (п.1 ст.64 ГК РФ) удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других таких кредитных учреждений, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.3 ст.63 ГК РФ).

Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица установлена ст.64 ГК РФ, в том числе:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Задолженность перед кредиторами первых четырех очередей погашается после утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а перед кредиторами пятой очереди - по истечении месяца со дня его утверждения.

По общему правилу требования кредиторов должны удовлетворяться денежными средствами организации.

В соответствии с п.3 ст.63 ГК РФ если у организации недостаточно денежных средств для удовлетворения требования кредиторов, ликвидационная комиссия должна продать ее имущество с публичных торгов.

Подготовка, сроки и порядок проведения торгов при исполнении судебных решений регламентированы ст.ст.62 и 63 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В силу ст.62 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ торги недвижимым имуществом организуются и проводятся специализированными организациями, которые имеют право совершать операции с недвижимостью и с которыми заключен соответствующий договор.

Ликвидационная комиссия подает заявку на проведение торгов, к которой прилагаются все необходимые документы, подтверждающие право собственности ликвидируемой организации на объект недвижимости.

Не подлежат реализации следующие виды имущества:

- арендуемое имущество;

- имущество, являющееся предметом залога;

- имущество, находящееся на ответственном хранении;

- личное имущество работников.

Если в состав имущества ликвидируемой строительной организации входят незавершенные объекты строительства, то организации необходимо определить, кто имеет право собственности на них: заказчик или подрядчик.

В случае осуществления строительства из материалов подрядчика он считается собственником этих материалов, даже если они уже использованы в работе, то есть приняли форму объекта строительства. Право собственности на такой объект сохраняется за подрядчиком до тех пор, пока объект не будет передан заказчику. В этом случае объект незавершенного строительства включается в состав имущества подрядчика и регистрируется в качестве объекта недвижимости, реализуется на торгах, а заказчик получает право требования уплаченных подрядчику сумм.

Если заказчик предоставлял для строительства собственные материалы, привлекал других подрядчиков и принимал отдельные этапы выполненных работ, то у заказчика больше оснований считаться собственником незавершенного объекта строительства. Поэтому, ликвидируя организацию, недостроенный объект комиссия передает заказчику, а подрядчик либо не предъявляет никаких требований к заказчику (если тот уже рассчитался за выполненную часть работ), либо требует погашения дебиторской задолженности.

Устанавливается следующая очередность реализации имущества:

- в первую очередь реализуется имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах должника, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и т.д.);

- во вторую очередь реализуются готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем;

- в третью очередь реализуются объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов организации исходя из экономической целесообразности.

Операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу организации или на ее расчетный счет; после этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

Если имущества организации недостаточно для полного расчета с кредиторами, ликвидационная комиссия должна обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом.

Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемой организации банкротом и открывает конкурсное производство; с этого времени требования кредиторов будут удовлетворяться в особом порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

9. Порядок увольнения персонала ликвидируемой организации

Увольнение персонала ликвидируемой организации осуществляется на основании приказа ее руководителя.

В соответствии со ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) работодатель обязан предупредить работника о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.

Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

Записи об увольнении в трудовые книжки работников вносятся ликвидационной комиссией на основании приказов об увольнении. Уволенный в связи с ликвидацией организации работник получает выходное пособие в размере среднемесячного заработка. Среднемесячный заработок сохраняется за работником на период трудоустройства, но не более чем на два месяца с момента увольнения (с зачетом выходного пособия). Данный порядок увольнения распространяется на всех работников ликвидируемой организации, в том числе на руководителя и главного бухгалтера.

В соответствии со ст.140 ТК РФ установлены сроки расчета работников при увольнении. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в день увольнения работника выплатить не оспариваемую им сумму.

При увольнении работника в связи с ликвидацией организации, помимо заработной платы, работнику выплачиваются компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

10. Компенсация за неиспользованный отпуск

На основании ст.127 ТК РФ при ликвидации организации работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Для расчета компенсации за неиспользованный отпуск определяется средний заработок увольняемого работника согласно ст.139 ТК РФ.

Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца посредством деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Средний дневной заработок для оплаты отпусков, предоставляемых в рабочих днях, в случаях, предусмотренных ТК РФ, а также для выплаты компенсации за неиспользованные отпуска определяется посредством деления суммы начисленной заработной платы на количество рабочих дней по календарю шестидневной рабочей недели.

В коллективном договоре могут быть предусмотрены и иные периоды для расчета средней заработной платы, если это не ухудшает положение работников.

С компенсации за неиспользованный отпуск удерживается налог на доходы физических лиц, но на сумму компенсации не нужно начислять единый социальный налог (ст.238 НК РФ) и взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) (ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

11. Выходное пособие

В соответствии со ст.178 ТК РФ, кроме компенсации за неиспользованный отпуск, работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации, выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В некоторых случаях выплачивается средний заработок за третий месяц, но это возможно, если в течение первых двух недель после увольнения сотрудник обратился в службу занятости населения и не был трудоустроен.

Для расчета среднемесячного заработка сотрудника организации необходимо руководствоваться ст.139 ТК РФ.

Согласно ст.ст.217 и 238 НК РФ выходное пособие не облагается налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом, на него не начисляются страховые взносы в ПФР.

12. Ликвидационный баланс. Расчеты с учредителями

На основании п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица и согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Ликвидационный баланс может быть как прибыльным для учредителей, которые получают дополнительный доход от ликвидации активов, так и убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала.

Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, которые ликвидационная комиссия должна передать учредителям организации.

После составления ликвидационного баланса имущество, которое осталось у организации после всех расчетов с кредиторами, распределяется между ее учредителями.

Но сначала определяется общая сумма капитала, которая должна быть распределена.

Для этого необходимо рассчитать размер чистых активов и сравнить их с уставным капиталом. Если уставный капитал меньше чистых активов, то условный уставный капитал доводится до размера чистых активов за счет стоимости оставшегося имущества.

Имущество, которое осталось у организации после расчетов с кредиторами, подлежит распределению между участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации.

Если по данным ликвидационного баланса у организации имеется прибыль, то данная операция отражается следующими проводками:

Д-т 99 "Прибыли и убытки" К-т 84, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года", - отражена прибыль отчетного года;

Д-т 84, субсчет "Нераспределенная прибыль отчетного года", К-т 80 - за счет нераспределенной прибыли увеличен уставный капитал.

Если по данным ликвидационного баланса у организации образуется убыток, то он погашается за счет уставного капитала; при этом нераспределенный убыток прошлых лет переводится в состав убытков отчетного года.

Данная операция отражается в бухгалтерском учете следующим образом:

Д-т 84, субсчет "Нераспределенный убыток отчетного года", К-т 84, субсчет "Непокрытый убыток прошлых лет", - нераспределенный убыток прошлых лет переводится в состав убытков отчетного года;

Д-т 80 К-т 84, субсчет "Непокрытый убыток отчетного года", - уставный капитал уменьшен на непокрытый убыток отчетного года.

Таким образом, определяется реальная величина уставного капитала, которая будет распределена между учредителями организации.

Начисление сумм, которые подлежат выплате учредителям юридического лица, отражается следующей записью:

Д-т 80 К-т 75 - отражена сумма уставного капитала организации, подлежащая распределению между учредителями (участниками).

Распределение имущества между учредителями производится на основании акта, в котором должно быть указано, кому и что передается.

Акт приема-передачи подписывается всеми участниками организации, а выплата долей участникам организации оформляется в бухгалтерском учете соответствующей записью:

Д-т 75 К-т 50, 51 - выплачена участникам их доля уставного капитала.

Из налоговой инспекции необходимо получить справку для банка о том, что задолженности перед бюджетом не имеется. После этого ликвидационная комиссия закрывает счет в банке.

В банк представляется письмо с просьбой о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации организации.

Затем заявление на ликвидацию организации, ликвидационный баланс и квитанция об уплате государственной пошлины направляются в регистрирующие органы.

13. Документы, представляемые для государственной

регистрации ликвидации юридического лица

Для государственной регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 (Приложение N 5 к Постановлению Правительства РФ N 439). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ N 439 разработаны Методические разъяснения по порядку заполнения отдельных форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденные Приказом МНС России от 18.04.2003 N БГ-3-09/198.

На основании данного Приказа МНС России документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц (заявления, уведомления и сообщения, а также приложения к ним), заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом.

Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, в соответствующих графах проставляется прочерк.

Заявление, уведомление или сообщение заполняется в одном экземпляре и представляется в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляется почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация".

Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении в обязательном порядке свидетельствуется нотариусом.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

14. Государственная регистрация ликвидации

юридического лица

Государственная регистрация ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

В соответствии с п.2 ст.22 Закона N 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) сообщения о ликвидации юридического лица.

Документы (подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины) представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в следующем порядке:

- документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения;

- заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

И.И.Кожедубова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

И.Н.Соколова

Методолог-консультант

Подписано в печать

17.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Выявление на счетах бухгалтерского учета финансового результата деятельности организации и формирование баланса (Окончание) ("Налоговый вестник", 2005, N 2) >
Статья: Судебная практика по вопросам возмещения уплаченного в бюджет акциза при реализации товара на экспорт ("Налоговый вестник", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.