Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О взимании сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ("Налоговый вестник", 2005, N 2)



"Налоговый вестник", 2005, N 2

О ВЗИМАНИИ СБОРА ЗА ВЫДАЧУ ЛИЦЕНЗИЙ И ПРАВО

НА ПРОИЗВОДСТВО И ОБОРОТ ЭТИЛОВОГО СПИРТА,

СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2005 г. утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и ст.ст.12 - 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) изложены в новой редакции.

Согласно положениям НК РФ с 1 января 2005 г. на территории Российской Федерации не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Это означает, что с 1 января 2005 г. в результате изменения правового регулирования у участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: организаций и физических лиц, налоговых органов, государственных органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления, других уполномоченных ими органов, должностных лиц - возникают новые права и обязанности.

Вместе с тем действующие нормативно-правовые акты, принятые 5 - 10 лет назад, предусматривают взимание различного рода платежей, взносов, сборов за осуществление уполномоченными органами каких-либо юридически значимых действий, однако обоснованность взимания с 1 января 2005 г. отдельных из них в свете изменившегося законодательства вызывает сомнение.

В частности, это касается сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Порядок взимания этого сбора установлен Федеральным законом от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" (далее - Закон N 5-ФЗ).

Рассматривая вопрос об обоснованности взимания сбора, установленного Законом N 5-ФЗ, обратимся для начала к Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации отнесено установление правовых основ единого рынка, составляющей частью которых являются государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и лицензирование отдельных видов деятельности. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Правовые основы производства и оборота алкогольной продукции, в том числе ее розничной продажи, установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

Пунктом 12 ст.19 Закона N 171-ФЗ определено, что за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности по производству и обороту алкогольной продукции, за исключением в том числе розничной продажи алкогольной продукции, взимаются сборы в размерах и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Вышеуказанный сбор за выдачу лицензий в настоящее время взимается в порядке, установленном Законом N 5-ФЗ, так как пп."х" п.1 ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 сбор за выдачу лицензий был включен в систему налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации, и был определен как сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Однако Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 с 1 января 2005 г. утратил силу, а в новой редакции ст.ст.12 - 15 НК РФ вышеуказанный сбор, так же как и иные сборы за выдачу лицензий, отсутствует.

Таким образом, можно сделать вывод, что с 1 января 2005 г. оснований для применения положений Закона N 5-ФЗ не имеется.

Вместе с тем с 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ) за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, взимается государственная пошлина.

Согласно ст.ст.16 и 23 Закона N 127-ФЗ для получения с 1 января 2005 г. лицензии, в том числе и в соответствии со ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган, в частности, документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.

Однако в силу п.2 ст.1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" его действие не распространяется на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Кроме того, согласно Закону N 127-ФЗ государственная пошлина не взимается за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Вернемся к сборам за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности по производству и обороту алкогольной продукции, определяемым Законом N 171-ФЗ.

Согласно п.3 ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Пункт 5 ст.3 НК РФ определяет, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено этим Кодексом.

Статьей 8 НК РФ установлены понятия налога и сбора. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а под сбором - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с п.1 ст.19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организацией (заявителем) в лицензирующий орган представляются документы, в том числе документ, подтверждающий оплату сбора за выдачу лицензии.

Согласно п.14 Положения о лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727, основанием для отказа в выдаче лицензии является в том числе представление необходимых документов в неполном объеме.

Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ в состав необходимых документов для выдачи лицензии включены в том числе копии платежного поручения и выписки банка, подтверждающие внесение в соответствии с установленным порядком сборов за выдачу лицензий, а также платы за проведение обследования на соответствие лицензионным условиям и требованиям.

На необходимость установления признаков налогов и сборов, определяемых НК РФ, с целью решения вопроса о нормативно-правовом регулировании порядка взимания уполномоченными органами различных платежей обратил внимание судов Верховный Суд Российской Федерации.

В частности, Закон г. Санкт-Петербурга от 16.10.2000 N 525-55 "О платежах при лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Санкт-Петербурге", устанавливающий плату в размере 3 МРОТ за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и плату в размере 50 МРОТ за ежегодное обследование на соответствие лицензионным условиям и требованиям, по Протесту Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12.09.2001 N 31/1-38-255/01 Решением Санкт-Петербургского городского суда от 03.07.2002 N 3-165/2002 (оставленным без изменения Определением Судебной коллегии по гражданским судам Верховного Суда Российской Федерации) был признан недействующим. В Протесте отмечено, что вышеуказанные нормы приняты с превышением предоставленной представительному и исполнительному органам государственной власти г. Санкт-Петербурга компетенции, так как любой платеж, обладающий признаками сбора, может быть установлен только федеральным законом. В своем Решении Суд отметил, что установленные Законом г. Санкт-Петербурга платежи отвечают всем признакам сбора: они носят обязательный характер и взимаются с организации или индивидуального предпринимателя, уплата данных платежей является одним из условий для принятия государственным органом решения о выдаче или переоформлении лицензии. Иначе говоря, соискатель лицензии, не уплативший данные платежи, не мог получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. Верховный Суд Российской Федерации отметил, что федерального закона, предусматривающего взимание налоговых сборов в сфере лицензирования розничной торговли алкогольной продукцией, представительными органами власти Российской Федерации не принималось, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе устанавливать налоги и сборы, не предусмотренные федеральным законом.

Рассматривая нормы законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, можно отметить, что сбор за выдачу лицензии, установленный Законом N 171-ФЗ, имеет достаточные признаки обязательного взноса, так как он взимается с юридических лиц, а его уплата является одним из условий совершения в отношении их плательщиков уполномоченными органами юридически значимых действий - выдачи лицензии.

Учитывая, что сбор за выдачу лицензии, установленный Законом N 171-ФЗ, с 1 января 2005 г. не включен в перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, его взимание с этого момента не должно носить обязательный характер.

Вместе с тем согласно Закону N 171-ФЗ размер и порядок взимания такого сбора должны быть установлены исключительно федеральным законом, однако до настоящего времени таковой не принят.

В.В.Спирин

Зам. начальника отдела

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

Подписано в печать

17.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об организации налогового контроля ("Налоговый вестник", 2005, N 2) >
Вопрос: ...Согласно договору комиссии с инофирмой-комитентом комиссионер вправе при недостаточности средств комитента предоставить ему заем и удержать любое его имущество в счет погашения займа. Срок договора истек. Правомерны ли требования налоговой инспекции по включению российской организацией оборота по реализации ценных бумаг, проданных по поручению инофирмы, в налоговую базу? ("Налоговый вестник", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.