Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об организации налогового контроля ("Налоговый вестник", 2005, N 2)



"Налоговый вестник", 2005, N 2

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Проведение мероприятий налогового контроля

ликвидируемых организаций

Одним из условий нормального функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый в том числе посредством проведения камеральных и выездных налоговых проверок, регламентируемых ст.87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Организации, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в соответствии со ст.63 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.20, 21, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представляют необходимые документы в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица. Регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Ликвидационная комиссия помещает в СМИ сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации юридического лица. После окончания срока, отводимого кредиторам для предъявления требований, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица. Затем организация, находящаяся в процессе ликвидации, представляет в налоговый орган промежуточный ликвидационный баланс.

Ликвидируемая организация подлежит обязательному включению в план проведения выездных налоговых проверок или корректировки его.

Порядок назначения выездных налоговых проверок (далее - Порядок) определен Приказом МНС России от 08.10.1999 N АП-3-16/318. Акт по результатам данной проверки должен быть составлен в соответствии с Инструкцией МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России N АП-3-16/138 (далее - Инструкция).

Выездная налоговая проверка ликвидируемой организации организуется таким образом, чтобы до истечения двухмесячного срока с момента публикации информации о ликвидации организации (то есть до утверждения промежуточного ликвидационного баланса) налогоплательщику были вручены копия решения налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки, а также требования об уплате налога и налоговой санкции. Но в связи с тем что на практике проверяющие налогового органа не укладываются в двухмесячный срок в связи с проведением мероприятий налогового контроля (например, встречных проверок), руководителем налогового органа принимается решение о проведении выездной налоговой проверки (Приложение N 2 к Порядку) в связи с ликвидацией организации с указанием периода по дату промежуточного ликвидационного баланса. Организации направляется требование о представлении документов. В дальнейшем организация представляет необходимые для проверки документы, представители налогового органа проводят проверку, составляют акт выездной налоговой проверки, по истечении сроков представления возражений руководитель налогового органа принимает решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения либо решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

Результаты контрольной деятельности отражаются в квартальной отчетности налоговых органов по форме N 2-НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов". По строке 3140 разд.III "Сведения об организации и проведении камеральных и выездных налоговых проверок" отражаются данные о выездных проверках организаций, подлежащих ликвидации и реорганизации по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (реквизит по коду 14 разд.I с признаком 10 информационного ресурса выездных налоговых проверок).

Затем организация представляет в регистрирующий орган документы для государственной регистрации ликвидации, в том числе ликвидационный баланс. На этом этапе не установлено регламента применения налоговыми органами мероприятий налогового контроля по периоду между датой промежуточного ликвидационного баланса и датой ликвидационного баланса, что отрицательно влияет на работу налоговых органов:

- одни налоговые органы проводят только камеральную проверку;

- другие налоговые органы на основании предыдущего решения (на дату промежуточного ликвидационного баланса) проводят выездную налоговую проверку (в необходимых случаях с организацией встречных проверок) и по результатам составляют справку. Данный факт неприемлем, так как ни одним регламентом, ни какими бы то ни было указаниями не предусмотрено, чтобы по результатам выездной налоговой проверки составлялась справка;

- некоторые налоговые органы принимают новое решение о проведении выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией организации.

Для устранения расхождений в работе налоговых органов по данному вопросу необходимо, по нашему мнению, разработать единую методологию проверки ликвидируемых организаций.

2. Организация встречных налоговых проверок

и использование полученных материалов

Согласно ст.87 НК РФ если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка).

Предметом встречной проверки является выяснение фактов совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по этой сделке (сделкам) продукции (товаров) или выручки от ее (их) реализации.

На практике налоговые органы встречают трудности в получении информации о сокрытой выручке. Если в проверяемой организации расчеты произошли посредством зачетов погашения взаимных требований, в результате товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке права требования, то имеется вероятность неотражения расчетов в бухгалтерском учете, особенно при взаимоотношениях с организацией, состоящей на налоговом учете в налоговом органе другого субъекта Российской Федерации. Выявить данные операции можно посредством получения информации из внутренних и внешних источников. Но такой информации крайне мало.

Налоговые органы чаще используют мероприятия по контролю правильности применения налогоплательщиками вычетов (возмещения) НДС по операциям, осуществляемым на внутреннем рынке, и правильности возмещения сумм НДС экспортерам. В результате проверки устанавливается, что если поставщик товара не перечислил НДС с полученной выручки, то организация - покупатель товара не имеет права предъявлять суммы налога к вычету.

Данная ситуация воспринимается налогоплательщиками негативно, так как они не несут ответственности за ведение бухгалтерского учета поставщиком. Если налогоплательщик после принятия руководителем налогового органа решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения обращается в суд, то он чаще всего занимает позицию не налогового органа. Таким образом, работа, проведенная налоговым органом, не приносит результата.

Поэтому необходимо изменить методологию проведения встречных проверок.

Суть предлагаемых изменений заключается в следующем. При проверке организации налоговый орган направляет в налоговые органы запросы относительно поставщиков; при этом часто поступают формальные ответы, сводящиеся к следующему: организация не отчиталась или представила "нулевую" отчетность. По нашему мнению, налоговая инспекция, в которой состоит на учете организация-поставщик, может оставить без дальнейшего исполнения запрос о проведении встречной проверки, но обязана затребовать у налоговой инспекции, проверяющей организацию-покупателя, копии документов, подтверждающих взаимоотношения поставщика и покупателя. Налоговая инспекция направляет проверяемой организации-покупателю требование о представлении копий документов (заверенных должным образом) по взаимоотношениям с конкретным поставщиком, который установлен по результату организованной встречной проверки как "нулевик" либо не отчитывающийся. Полученные документы должны быть направлены в налоговый орган, в котором состоит на учете вышеуказанная организация-поставщик.

В акте выездной налоговой проверки организации-покупателя следует отразить сведения о подтвержденных операциях, а в случаях неподтверждения финансово-хозяйственных операций - указать на представленные сведения (желательно с пометкой "для служебного пользования").

Такая информация позволит налоговому органу создать базу сведений, полученных из внутренних источников, затем запланировать проведение выездных налоговых проверок организаций-поставщиков, скрывающих доходы от налогообложения. При этом будет проверяться не только НДС, но и налог на прибыль. Уменьшится также количество неисполненных запросов налоговых органов на проведение встречных проверок, что имеет большое значение для тех, кто занимается исполнением запросов и бесконечной перепиской с другими налоговыми органами и в дальнейшем с правоохранительными органами. При получении сведений, обмене информацией между налоговыми органами появится достаточное количество материалов, проанализировав которые, можно будет сделать выводы или предположения о совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления. Данная работа приведет и к качественному исполнению совместного Приказа МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37, которым утверждены Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок, Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления. Работа налоговых и правоохранительных органов будет направлена не на проведение мероприятий по розыску руководителей организаций, не представляющих документы для встречной проверки, а на осуществление проверки лиц, предположительно скрывающих доходы и совершивших нарушения законодательства о налогах и сборах.

В.Б.Акаева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

г. Элиста

Подписано в печать

17.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения (Начало) ("Налоговый вестник", 2005, N 2) >
Статья: О взимании сбора за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции ("Налоговый вестник", 2005, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.