Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Вопросы налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1)



"Налоги и налогообложение", N 1, 2005

ВОПРОСЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ

О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ

Нефтегазовая отрасль считается одной из важнейших составляющих экономики России. Однако одной из важнейших проблем ТЭК остается резкое ухудшение состояния его сырьевой базы. Снижение суммарных текущих запасов углеводородного сырья становится угрожающим для экономической безопасности страны. В последние 30 лет основной объем добычи нефти и газа в России обеспечивался за счет месторождений Западной Сибири, поэтому основные капиталовложения направлялись именно в этот регион, что вело к сокращению объемов геолого-разведочных работ и прироста запасов в других регионах. Однако в связи с естественной ограниченностью запасов нефти и газа в Западной Сибири, а также в связи с далеко не оптимальными режимами эксплуатации этих месторождений уровень добычи углеводородов, а в первую очередь нефти, снижается.

В качестве возможной альтернативы западно-сибирскому комплексу рассматриваются месторождения Восточной Сибири и ресурсы континентального шельфа. Однако поиски, разведка и добыча углеводородов на территории континентального шельфа и месторождениях Восточной Сибири требуют значительных капитальных вложений. Заинтересованность в привлечении инвестиций со стороны рынка иностранного капитала в связи с недостаточностью финансовых средств заставляет российские компании адаптироваться к требованиям иностранных инвесторов.

В настоящее время в российском законодательстве предусмотрено 2 пути осуществления разведки и разработки нефтегазовых ресурсов России. Во-первых, существует Закон РФ "О недрах", устанавливающий общий правовой режим недропользования. Во-вторых, существует Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции", который устанавливает правовую базу таких соглашений и позволяет инвестору договориться с государством об условиях, на которых будет использоваться конкретное месторождение. Данный Закон устанавливает особый режим недропользования.

Заключение соглашений о разделе продукции с инвесторами сравнительно недавно стало составной частью экономической политики нашего государства в области освоения, добычи и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, в том числе газа и нефти.

В соответствии со ст.2 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции (далее - Соглашение) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - Инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в Соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а Инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение, определяющее все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения, и указанные в нем условия должны соответствовать российскому законодательству. Сторонами Соглашения являются:

1) Российская Федерация, от имени которой в Соглашении выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен предоставленный в пользование участок недр, или уполномоченный орган;

2) Инвесторы, которые осуществляют вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых и которые являются пользователями недр на условии Соглашения, а именно:

- юридические лица;

- объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица (участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по Соглашению).

Отличие системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции от действующей налоговой системы заключается:

- в сокращении числа уплачиваемых налогов и обязательных платежей;

- во введении льгот по уплате таких налогов, как налог на имущество предприятий, налог с владельцев транспортных средств;

- в установлении особенностей определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- в замене уплаты отдельных налогов и таможенных платежей разделом продукции.

По Закону предусмотрено два варианта раздела продукции между государством и инвестором, которые, как правило, называют "традиционный раздел" и "прямой раздел". Соответственно они подразумевают два типа налогообложения, но в практике существует и третий тип.

Данный тип налогообложения применяется в соглашениях о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона о СРП. Таких Соглашений три - "Сахалин-1", "Сахалин-2" и соглашение о разработке Харьягинского месторождения. Их особенность заключается в том, что правила исчисления и уплаты налогов регулируется исключительно текстами этих соглашений.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона "О СРП" произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с Соглашением, которое предусматривает условия и порядок:

- определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

- определения части произведенной продукции, которая подлежит передаче в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по Соглашению. При этом состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется Соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами в соответствии с положениями Федерального закона "О СРП", и компенсационной продукции;

- передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения.

В соответствии со ст.13 Федерального закона "О СРП" и ст.346.35 НК РФ инвестор, осуществляющий свою деятельность согласно схеме "традиционного раздела" произведенной продукции, обязан уплачивать следующие налоги, установленные законодательством РФ:

- налог на прибыль;

- единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

- налог на добавленную стоимость (в установленном НК РФ порядке);

- акциз (уплата, осуществляется в соответствии с порядком, установленным НК РФ);

- налог на добычу полезных ископаемых.

Налоговый кодекс предусматривает также, что суммы уплаченного инвестором налога на добавленную стоимость; единого социального налога; земельного налога подлежат возмещению в соответствии с положениями гл.26.4 НК РФ.

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями. В случае, если указанное имущество используется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения.

Схема "прямого раздела" предусматривает необходимость определения условий и порядка:

- определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

- раздела между государством и инвестором произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Соотношение указанного раздела определяется Соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения о разделе продукции;

- передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента;

- получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения.

Инвестор, осуществляющий деятельность согласно схеме "прямого раздела", уплачивает единый социальный налог и налог на добавленную стоимость.

В Налоговом кодексе и Федеральном законе "О соглашениях о разделе продукции" указано, что при исполнении соглашения о разделе продукции помимо налогов, предусмотрена также и обязанность уплаты следующих платежей: платежи за пользование природными ресурсами, плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за пользование водными объектами, государственная пошлина, таможенные сборы.

Вышеуказанные сборы и платежи также подлежат возмещению в соответствии с положениями гл.26.4 НК РФ.

Инвестор в соответствии с гл.26.4 НК РФ освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

От уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке, а также продукция, произведенная в соответствии с условиями соглашения и вывозимая с таможенной территории РФ. Перечень документов, при предоставлении которых в налоговые и таможенные органы осуществляется освобождение от уплаты налогов, определяется Правительством РФ.

В.В.Ерин

Юрисконсульт

ЗАО "Зарубежнефтегаз"

Подписано в печать

15.01.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговое право в системе финансово-правовой отрасли ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1) >
Вопрос: Наше предприятие предоставляет работникам квартиры в рассрочку на 10 лет. Первый взнос (10% от стоимости) работники вносят наличными в кассу. Следует ли кассиру пробивать кассовый чек и признавать указанные взносы выручкой от реализации? ("Налоги и налогообложение", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.